Трудовые ресурсы России. Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования являются трудовые ресурсы. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие при функционировании и использовании трудовых ресурсов. Цель работы - изучить состояние трудовых ресурсов в современной экономике России.

Содержание работы

Введение
1. Трудовые ресурсы и рынок труда
2. Оценка трудовых ресурсов в РФ
3. Роль государства на рынке труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

эгир.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

- ориентацию экономической  политики на содействие расширению  занятости, сохранение перспективных  рабочих мест, сокращение безработицы  как фактор повышения уровня  жизни населения, активизации  потребительского и инвестиционного  спроса, оживления производства; преодоление практики -

-несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

- становление эффективного  рынка труда, предполагающее повышение  цены труда по мере роста национальной экономики;

- отладку механизма увязки  формирующегося рынка образовательных  услуг и профессий с потребностями  экономики в кадрах, развитие  системы адаптационного обучения, внутрифирменной подготовки кадров; усиление контроля за выполнением  и соблюдением социальных гарантий  и трудовых прав граждан, закрепленных  ТК РФ и другими законами, работодателями  всех форм собственности, на  муниципальном и региональном уровнях.

Соответственно основными  направлениями государственного регулирования  в сфере занятости являются:

- выработка и введение  действенных стимулов для ускорения  становления многосекторного хозяйства,  расширяющего масштабы занятости  и возможности выбора работниками  соответствующих видов занятости,  отвечающих способностям и интересам каждого;

- целенаправленное формирование  государственного сектора экономики,  его предпринимательского и непредпринимательского  сегментов для сохранения рабочих  мест;

 

- реальная и повсеместная  поддержка малого и среднего предпринимательства;

- законодательное оформление  существования кооперативной собственности  и народных предприятий, отвечающих  российским традициям, с целью  легализации реальной занятости, в том числе в «челночном» бизнесе, инофирмах;

- становление и развитие муниципальной собственности;

- разработка комплексной  и региональных программ создания  и сохранения рабочих мест, рассчитанных  на нормализацию условий жизнеобеспечения  населения, подготовка организационных и нормативно правовых основ для реализации таких программ, отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования;

- введение обязательной  социальной экспертизы всех разрабатываемых  программ для оценки их влияния  на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов;

- совершенствование отношений  социального партнерства за счет  включения в договоры всех  уровней мероприятий по созданию  и сохранению рабочих мест; содействия  адаптации персонала к изменению  их структуры и качества; расширение практики общественных работ.

Служба занятости не имеет  права корректировать размер выплат, их периодичность и другие параметры. Поэтому затраты по выплатам носят  условно-постоянный характер и зависят  от трех переменных: числа получателей, продолжительности выплаты и  ее размера. Возможности сокращения расходов находятся в зависимости  от «щедрости» системы пособий, способности  службы занятости предотвратить  случаи получения пособий незаконным путем и наличия других эффективных  программ, цель которых – сокращение периода безработицы, следовательно, и периода получения пособий.

Как правило, на основе установленных  финансовых параметров и приоритетов  служба занятости определяет объемы и доступ к программам целевых  групп (молодежь, длительно безработные и т. д.).

Эффективное использование  труда работников и развитие качества рабочей силы является непременным  условием устойчивого экономического роста. В перспективе трудовой потенциал  и его эффективное использование  станет важнейшим фактором роста ВВП.

В настоящее время на рынке  труда существует ряд серьезных  проблем, которые выражаются в нехватке квалифицированных кадров по отдельным  специальностям, несоответствии качества подготовки выпускников требованиям  работодателей как по уровню квалификации, так и по численности подготавливаемых рабочих и специалистов.

Результатом этого являются высокие затраты на "доподготовку" выпускников образовательных учреждений. За прошедшие 15 - 20 лет значительно изменились требования к содержанию и качеству труда практически по всем специальностям и профессиям. Однако эти требования не отражены в профессиональных стандартах, используемых при подготовке рабочих кадров бизнеса, что является сдерживающим фактором в подготовке рабочей силы для успешного функционирования.

На современном этапе  создание условий для формирования квалифицированного кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям, рассматривается как непременное  требование к развитию производства. Во многих отраслях остро не хватает  рабочих высокой квалификации - пятого, шестого разрядов.

Одной из ключевых задач  в решении проблемы кадрового  обеспечения экономики выступает  совершенствование системы мониторинга  и прогнозирования на рынке труда.

Таким образом, важнейшими приоритетами развития научно-технического потенциала страны в настоящее время и  на перспективу являются: совершенствование  системы воспроизводства трудовых ресурсов; оптимизация подготовки высококвалифицированных  кадров на основе эффективного профессионального  образования; обеспечение занятости  населения и удовлетворение промышленности в необходимых ей рабочих и  специалистах; сочетание интересов  городского хозяйства, работодателей и работников.

Однако, уже оценивая результаты принятых мер, можно отметить, что  взаимодействие и консолидации усилий предприятий, межотраслевых и отраслевых институтов, а также образовательных  структур не привело к значительным результатам и находятся на низком уровне.

Часто обращения к руководителям  предприятий об организации практики на этих предприятиях студентов колледжей  и вузов зачастую остаются без  ответа. В то же самое время проведение такой практики представляет собой не -

только непременную часть  учебного процесса для учащихся колледжей  и студентов вузов, но при разумной организации такая практика может  оказаться полезной предприятию [5, с. 23].

Часть из безусловно полезных предприятиям работ, особенно актуальных в условиях финансового и экономического кризиса, может быть направлена на ресурсосбережение, реструктуризацию производства, оптимизацию  использования трудовых ресурсов (как  рабочих, так и специалистов), повышения  уровня их занятости в настоящее время и на перспективу.

Среди таких работ востребованными  в настоящее время могут быть работы в области антикризисного управления, финансового планирования и прогнозирования, использование  современных методик в управлении производством (предприятием), маркетинговые  исследования, аттестации навыков выполнения операций и работ рабочими и специалистами, оценка уровня освоения рабочими и  специалистами смежных операций, работ, специальностей и профессий.

На сегодняшний момент очень важно обратить внимание на следующие вопросы:

- изучение потребностей  предприятий в квалифицированных  специалистах на текущий момент и на перспективу;

- анализ количественного  и качественного состава рабочих (специалистов);

- принятие мер по эффективному  распределению кадров в условиях  кризиса;

- подготовка предложений  по временному переводу на  востребованную должность или  работу;

- повышение уровня эффективности  работы до необходимого уровня;

- вывод из хозяйственного  оборота неэффективных рабочих  мест;

- размещение на высвобождаемых  резервных местах предприятий  малого бизнеса или реструктурированных  производств;

- проведение оценки и аттестации персонала;

-подготовка мер по  переподготовке и повышению квалификации  различных категорий персонала, повышение уровня занятости;

-повышение требований  к компетенциям рабочих в условиях инновационного развития;

-учет новых требований  при переработке Единого тарифно-квалификационного  справочника рабочих, профессий  и работ, Единого квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- подготовка новых профессиональных стандартов;

- повышение уровня работы  на предприятиях [1, с. 326 - 327].

Реализация этой работы позволит осуществить комплекс мер по антикризисному управлению производством и персоналом на предприятиях, обеспечить необходимый  уровень занятости населения  и эффективное управление воспроизводством и использованием трудовых ресурсов.

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы.

Важно, что местные предприятия  обычно охотно оказывают учреждениям  рынка труда постоянную квалифицированную  помощь в составлении планов использования  рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового  переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации  производства [1, с. 256].

 

Особенно эффективно снижает  безработицу и поддерживает высокий  уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую  в той или иной мере провидит практически  каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

Активные меры в отличии  от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и  семейного предпринимательства  на максимально благоприятных  условиях государственными субсидиями  и кредитами, благодаря которым  стартовый капитал может быть  обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями  и на 20% кредитами, а если предприятие  не приносит прибыли, то на  4 года освобождается от налога;

- обеспечение географической  мобильности населения и рабочей  силы путем представления субсидий  и кредитов на переезд с  семьей из районов с избытком  рабочей силы в районы, где  есть вакантные места, с гарантией  улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому  ищущему работу полной информации  о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны  и создание для этой цели  повсеместно общедоступных банков  данных; оплата всех видов услуг  по связи с отделами кадров  предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных  работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог,  в сфере обслуживания на срок  до 6 месяцев с гарантированным  заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;

- финансирование работы  в частных фирмах молодежи  путем предоставления в течение  полугода владельцам предприятий  субсидий в виде оплаты 50% издержек  на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое  оборудование на обычных предприятиях  рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения  предпринимательской деятельности  и сверхурочных работ, а тем  самым и более полной занятости  путем снижения налогообложения  с прибыли и личных доходов.

В системе рынка труда  осуществляются мероприятия по повышению  общеобразовательного уровня безработных  и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

- не имеющие законченного  школьного образования получают  его, причем организуются специальные  усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов);

-детально выявляются  интересы поступающих на курсы:  проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения  и предстоящей работой, при  необходимости сроком до месяца;

- применяются методы индивидуального  обучения (принцип так называемого  личного модуля), в основе которых  лежат подбор предметов, наиболее  полно удовлетворяющих интересы  обучающихся и предлагающих оптимальные  темпы и последовательность их освоения;

- учебные курсы составляются  силами ведущих специалистов  университетов и промышленных  фирм; оплата преподавательского  состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

- в максимально возможном  числе профессиональных школ  на консультативных началах используется  опыт наиболее талантливых педагогов  и воспитателей для постановки методики обучения;

- поддерживается оптимальное,  исходя из международного опыта  на разных уровнях обучения, соотношение  учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять  индивидуальное обучение и следить  за качеством подготовки каждого ученика;

- используется метод опекунства  старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную  психологическую атмосферу и  обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий  уровень трудовой активности населения.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в  большинстве западных стран, часто  по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано  с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

Информация о работе Трудовые ресурсы России. Рынок труда