Территориальная дифференциация регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи: дать определение понятию налоги, описать их классификацию, функции, принципы налогообложения; дать характеристику основным налогам.
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
1.Налоги………………………………………………………………………….…..4
1.1.Сущность, функции, принципы налогообложения……………………….…..4
1.2.Классификацияналогов. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги………………………………………………………….….11
1.3.Налоговая политика и социально-экономический прогресс…………….…..15
2.Налоговая система России…………………………………………………….…19
2.1.Структура Российской налоговой системы…………………………………..22
2.2.Особенности исчисления отдельных налогов………………………………..23
2.3.Основные направления налоговых реформ…………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.81 Кб (Скачать файл)

В настоящее время налоговая  политика как таковая в стране отсутствует, или, точнее сказать, она  формируется стихийно, в результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между  собой.

Например, замена налога с  оборота на НДС привела к перемещению  основной массы налогового бремени  предприятий из сферы обращения  в сферу производства, что привело  к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала; слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций стимулирует массовое перемещение  капиталов в краткосрочные и  спекулятивные операции; возврат  НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого финансирования государством экспорта исключительно  сырьевых товаров - в ущерб экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых рынках и потому этой льготой воспользоваться  не может); низкие ставки амортизационных  отчислений и слабый контроль за их использованием способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких  отраслях производства. Очевидно, что  все это никак не способствует восстановлению производства и развитию инвестиционной активности в стране, а значит, прямо противоречит провозглашенным целям экономической политики.

В сфере социального страхования  и обеспечения за основу принята  западная модель, характеризуемая высоким  уровнем страховых взносов и  массовым охватом населения пенсионным обеспечением. В России такое заимствование  приводит к избыточному налогообложению  производственной сферы, к вытеснению частного накопления государственным  и к прямой потере части накопленных  страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей безрисковых  инвестиций в производительном секторе).

Таким образом, принятая налоговая  политика ориентируется на воссоздание  в России западной модели налогообложения, которая становится эффективной  только на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых  инвестиций в создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной  и дорогостоящей системы налогового контроля, непременного соучастия и  понимания со стороны широких  масс налогоплательщиков.

2.Налоговая система  России

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых  с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Принципы построения налоговой  системы - основные исходные положения  системы налогообложения. Шотландский  экономист Адам Смит в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов» первым сформулировал основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

Базис действующей сегодня  налоговой системы РФ заложен  в 1992 году, когда был принят внушительный свод законов РФ об отдельных видах  налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных  актов претерпели значительные изменения  или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными.

Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации формулирует:

1.  виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3.  принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4.  права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5.  формы и методы налогового контроля;

6.  ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Единая налоговая система  России строится на следующих базовых  принципах, установленных НК РФ:

1.  Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.

2.  Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.

3.  Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

4.  Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

5.  Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.

6.  Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7.  Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

8.  Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому  никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в  законодательные акты о налогах  и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой  внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных  налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение  текущего финансового года, допускается  в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

9.  Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

10.  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

11.  Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

12.  Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

13.  Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

 

2.1 Структура Российской  налоговой системы

13 статья Налогового кодекса  РФ водит трехуровневую систему  налогообложения.

Первый уровень - это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют  основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги субъектов  Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными  органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится  к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок  взимания.

Третий уровень - местные  налоги, налоги право регламентации  которых отводится представительным органам муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее источники доходов агрегируются в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Бюджетообразующим для регионов становится налог на имущество юридических  лиц.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения  дает возможность самостоятельно формировать  доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий  бюджет (регулирующих налогов), неналоговых  поступлений от различных видов  хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей

 

2.2 Особенности  исчисления отдельных налогов

 

Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году.

Совокупный доход определяется путем вычета из общей суммы всех доходов (строго определенных исчерпывающим списком видов дохода) так называемых доходов, не подлежащих налогообложению.

Таких исключений более сорока, поэтому приведем наиболее распространенные виды дохода, не включаемые в совокупный годовой доход:

- государственные пособия,  за исключением пособий по  временной нетрудоспособности;

- все виды государственных  пенсий;

- суммы, получаемые работником  в возмещение ущерба, причиненного  вследствие любого повреждения  здоровья в связи с исполнением  трудовых обязанностей;

- выходное пособие и  аналогичные платежи;

- компенсационные выплаты  работникам с целью возмещения  их дополнительных расходов, связанных  с выполнением ими трудовых  обязанностей, - в пределах установленных  законом норм;

- компенсационные выплаты  родителям и женам погибших  военнослужащих, выплачиваемые в  установленном порядке;

- суммы материальной помощи, оказываемой гражданам государственными  органами в связи со стихийными  бедствиями и другими чрезвычайными  обстоятельствами, а также суммы  любой другой материальной помощи - в установленных законом пределах; выигрыши по лотереям, проводимым  в порядке и на условиях, определяемых  Правительством РФ или правительствами  республик в составе РФ;

- проценты и выигрыши  по вкладам в банках и кредитных  организациях, по государственным  казначейским обязательствам, облигациям  и ценным бумагам СССР, РФ и  субъектов РФ, а также по облигациям  и ценным бумагам, выпущенным  органами местного самоуправления;

Информация о работе Территориальная дифференциация регионов РФ