Территориальная дифференциация регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи: дать определение понятию налоги, описать их классификацию, функции, принципы налогообложения; дать характеристику основным налогам.
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
1.Налоги………………………………………………………………………….…..4
1.1.Сущность, функции, принципы налогообложения……………………….…..4
1.2.Классификацияналогов. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги………………………………………………………….….11
1.3.Налоговая политика и социально-экономический прогресс…………….…..15
2.Налоговая система России…………………………………………………….…19
2.1.Структура Российской налоговой системы…………………………………..22
2.2.Особенности исчисления отдельных налогов………………………………..23
2.3.Основные направления налоговых реформ…………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.81 Кб (Скачать файл)

Содержание  

Введение………………………………………………………………………….….3

1.Налоги………………………………………………………………………….…..4

1.1.Сущность, функции, принципы  налогообложения……………………….…..4

1.2.Классификацияналогов. Пропорциональный  налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги………………………………………………………….….11

1.3.Налоговая политика  и социально-экономический прогресс…………….…..15

2.Налоговая система России…………………………………………………….…19

2.1.Структура Российской  налоговой системы…………………………………..22

2.2.Особенности исчисления отдельных налогов………………………………..23

2.3.Основные направления  налоговых реформ…………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………….…41

Список использованной литературы……………………………………………...42

 

Введение

Цель данной работы - охарактеризовать функции, принципы налогообложения  и этапы формирования налоговой  системы Российской Федерации. 
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи: дать определение понятию налоги, описать их классификацию, функции, принципы налогообложения;  дать  характеристику основным налогам.

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей.  
           В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.  
          Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.  
           Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.  
           Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. В высших учебных заведениях России впервые в 1999-2000 учебном году появилась специальность «Налоги и налогообложение». Без людей, владеющих этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство.  
           Развитие экономической реформы в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частые изменения налоговой системы. Это естественно, поскольку налоговая реформа является составным элементом общей экономической реформы.

Поэтому знания в области  налогообложения приходится постоянно совершенствовать и обновлять. 

 

1. Налоги

Решающими предпосылками  возникновения налогов, становления  и развития налоговых систем являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форме налогов государство  получило в свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной дееспособности, но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества. Именно в процессе возникновения и развития системы денежных платежей, образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих всё расширяющихся функций, и формировалась финансовая система. 

1.1 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.  
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конеч1ном счете, из капитала или из дохода страны.”1 
           Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.  
           В Налоговом кодексе Российской федерации от 2002 года в статье 8 «Понятие налога и сбора» даётся следующее понятие налога:  
"Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Современное понимание природы  налогов позволяет выделить ряд  характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим  чертам можно отнести:  
- обязательный характер. Налоги – платежи не добровольные, а обязательные. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. Американскому президенту Б. Франклину принадлежит изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов»  - законодательный характер. Налоги – это законодательные платежи. Они вводятся и отменяются только существующими законами. Именно закон определяет, кто должен уплачивать налог, по какой ставке и в какие сроки.

 Законодательный характер  является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей. 

Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных  финансов. Социально-экономическая  сущность налогов, их типы, структура  и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства. 

Выделяют субъект и  объект налога. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль. Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них. Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.

Важным вопросом теории налогов  являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в  свое время А. Смит: 

1. “Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, сообразно своей  относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым  он 2пользуется под охраной правительства. 

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть известны  и ясны как самому налогоплательщику,  так и всякому другому. 

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика. 

4. Каждый налог должен  быть так устроен, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства”2

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Функции налогов — это такие  их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем  страны. Среди функций налогов  необходимо выделить, прежде всего, фискальную, регулирующую, экономическую, распределительную, контролирующую и стимулирующую  функции.  
На первое место необходимо поставить фискальную функцию как первичную в историческом и содержательном аспектах. Уже сам факт появления государства потребовал средств для выполнения им тех или иных функций в обществе. Это историческая предопределенность первичности фискальной функции.

Содержательная предопределенность первичности этой функции связана  с необходимостью первостепенного  обеспечения возможности экономического существования государства, без  чего оно не в состоянии осуществлять не только какие-либо функции в социально-экономической  жизни общества, но и самые элементарные функции государства как такового. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды. 

Регулирующая. Налоговое  регулирование представляет собой  систему особых мероприятий в  области налогообложения, направленных на вмешательство государства в  рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития. Рыночная экономика  в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в  системе регулирования принадлежит  налогам. Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях: 

-  регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении разработки законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; 

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.  
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.  
Распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. Происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Некоторые авторы выделяют еще контрольную функцию налогов, которая позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования  последних, установить надзор за движением  финансовых ресурсов в стране, вносить  изменения в действующую налоговую  систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина во многом предопределяются обеспечением налоговой  дисциплины, суть которой сводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектами налогообложения  в соответствии с налоговым законодательством  страны. 

Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов  и на этой основе прогнозирование  объемов поступлений платежей в  бюджет на определенный период являются важнейшими задачами экономических  ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления. Неотъемлемой частью анализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. Своевременно внесенные в законодательном порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета. Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др. 

Стимулирующая. Налогами можно  стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской  деятельности. Ими можно создать  предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных  предприятий. С их помощью можно  повышать конкурентоспособность предприятий  на мировом рынке, проводить протекционистскую политику. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная.

Информация о работе Территориальная дифференциация регионов РФ