Территориальная дифференциация регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы - охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования налоговой системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи: дать определение понятию налоги, описать их классификацию, функции, принципы налогообложения; дать характеристику основным налогам.
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
1.Налоги………………………………………………………………………….…..4
1.1.Сущность, функции, принципы налогообложения……………………….…..4
1.2.Классификацияналогов. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги………………………………………………………….….11
1.3.Налоговая политика и социально-экономический прогресс…………….…..15
2.Налоговая система России…………………………………………………….…19
2.1.Структура Российской налоговой системы…………………………………..22
2.2.Особенности исчисления отдельных налогов………………………………..23
2.3.Основные направления налоговых реформ…………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.81 Кб (Скачать файл)

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т. е. экономической  функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству  получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов  способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.  
Применение налогов является одним из методов обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 

В компактной и современной  формулировке эти принципы могут быть представлены следующим образом:  
— принцип всеобщности;  
— принцип справедливости и единообразия, утверждающий необходимость равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками соразмерно их доходам;  
— принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известны плательщику налога;  
— принцип удобности и простоты, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны и понятны для плательщика;  
— принцип экономии или целесообразности, заключающийся в сокращении издержек, связанных с взиманием налога, соизмерении этих затрат с налоговыми поступлениями. 

Субъективный фактор играет огромную роль в жизнедеятельности  государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы  налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки  текущего бюджета, потребности правительства  в финансовых ресурсах и других привходящих  внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение  в действующих системах налогообложения  в форме специальных налогов. 

1.2.Классификация  налогов. Пропорциональный налог.  Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги

Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Классификация позволяет  упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу  классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств и т.д. Классификация важна не только для  теории, но и для практики. Налоги делятся на группы по многим признакам. 

Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости  от источника их взимания. 

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся  подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым  служит основой для налогообложения. 

Косвенные налоги взимаются  иным, менее заметным методом, посредством  введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в  госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт  и импорт). К косвенным могут  быть отнесены также налог на добавленную  стоимость и применявшиеся в  советские времена налог с  оборота и налог с продаж. Косвенные  налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются  вне зависимости от конечных результатов  деятельности, получения прибыли. 

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок. Налоговой ставкой  называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу  объекта налогообложения (на рубль  дохода, на автомобиль, на рубль имущества  и т.д.). В зависимости от налоговых  ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.  
Таблица 1. Прогрессивное налогообложение. 

№ 

Предельная ступень дохода (млн. руб.). 

Налоговая ставка

До 12.0

10%

До 20.0 

20%

Свыше 20.0 

30%


Ставка регрессивного  налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества. Различают также маркированные и немаркированные налоги. Маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач по усмотрению государства или иных уполномоченных органов (примером немаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы и др.). В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации. 

К федеральным налогам  и сборам относятся налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль  предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с  физических лиц, социальный, государственные  пошлины, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования  недрами, платежи за воспроизводство  минерально-сырьевой базы, платежи  за загрязнение окружающей природной  среды, сбор за использование государственной  символики РФ, федеральные лицензионные сборы. 

К Региональным налогам и  сборам относятся региональный налог  на прибыль предприятия, региональный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональный налог с владельцев транспортных средств, лесной налог, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, региональный лицензионный сбор. 

К местным налогам и  сборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда  и других объектов инфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные лицензионные сборы, сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный сбор. Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц. 

Физические лица (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) – это  индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, которые  самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое  получение дохода от оказания платных  услуг, и не подлежащие регистрации  в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятся частные  нотариусы, частные детективы и  охранники и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством  РФ к предпринимательской. 

Юридическое лицо (согласно Гражданскому кодексу РФ) – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество  и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические  лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету. По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.  
Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.  
Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путём вычитания из неё суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы. 

1.3 Налоговая политика и социально-экономический прогресс

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в  этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства  являются налоги, поэтому эффективное  управление налогами можно считать  основой государственного управления вообще.

Если признать, что государство  существует для обеспечения благоденствия  его граждан, то государственная  власть может выбирать одну из двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать  на себя, соответственно, высокую ответственность  за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей населения, и в соответствии с  этим на начальных этапах экономического развития государства тяготеют к  относительно низким налогам, на более  поздних же этапах, с развитием  форм общественного потребления, происходит переход к более высоким ставкам  налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции разные государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП). Среди первых в основном богатые страны с уровнем среднедушевых валовых доходов в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании - 17 тыс. долл. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - примерно 33%), в Норвегии-14 тыс. долл.(доля налогов в ВВП - 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно)(2008г.).3

Россия по уровню среднедушевых  доходов попадает в категорию  стран, занимающих последние места  по уровню среднедушевых доходов  в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами - более 30% в ВВП (т.е. на уровне Японии или Швейцарии). Соответственно, размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл. Иначе говоря, на семью из четырех человек в  среднем приходится 4 тыс. долл. налогов  всех видов, и предполагается, что  государство в адекватных размерах обслуживает ее нужды и защищает ее интересы .

На самом деле это совсем не так. Если взять только федеральный  бюджет - около трети всех налоговых  изъятий, то в нем до 40% всех налоговых  поступлений предназначается на выплаты по государственному долгу - причем получатели этих доходов никаких  налогов не уплачивают. Это служит хорошим доказательством, что налоговое  бремя распределяется в России крайне неравномерно. Есть целые группы населения и сектора экономии, которые налоги либо вовсе не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым оценкам, в теневом (укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности. Соответственно, принимая во внимание тот факт, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или даже более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли найдется хотя бы одно предприятие, которое бы полностью платило все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в целях избежания непосильных налогов.

Таким образом, действующая  сейчас в России налоговая система  не просто выступает тормозом для  инвестиций, но является и одной  из причин - возможно, главной - кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития.

Принимаемые в последнее  время “пожарные” меры по ужесточению  налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов они вызывают лишь прирост задолженности. Сейчас до 60% всех налоговых доходов в  бюджетную систему обеспечивает ТЭК и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей структуре  налоговых платежей доля текущих  поступлений по налогам не превышает 20-25%; остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам и платежи естественных монополий. На самом деле, если исходить из этого факта, то сохранение в собственности государства монополии только на три продукта: нефть, газ и водку могло бы полностью обеспечить весь федеральный бюджет, и налоги на этом уровне можно было бы полностью отменить.

Сейчас, кажется, уже ни у  кого не остается сомнений, что далее  такое положение нетерпимо и  что перемены в налоговой системе  неизбежны. Разногласия существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то перемены возможны и необходимы - и в налоговой политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве.

Информация о работе Территориальная дифференциация регионов РФ