Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:53, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления

Файлы: 1 файл

Экономическая география и регионалистика.docx

— 80.14 Кб (Скачать файл)

Промышленные, торговые, банковские, страховые и  другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и  не взиматься при определенных условиях. Льготной режим в оффшорных зонах  определяется также отсутствием  валютных ограничений, свободным вывозом  прибылей, низким уровнем уставного  капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для  стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении  дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в  банковском, страховом деле, морском  судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных  операций, в консалтинге. По некоторым  оценкам, капитал, задействованный  в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют  почти 2 млн. вкладчиков (юридических  и физических лиц), и каждый год  регистрируется несколько тысяч  новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

Деятельность  оффшорных зон оценивается специалистами  весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что  оффшорные центры зачастую являются местом отмывания "грязных денег" и разного рода банковских афер.

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению  с общим режимом хозяйственной  деятельности на территории отдельных  административных образований.

Комплексные свободные экономические зоны появились  сравнительно недавно, в начале 80-х  годов. Некоторые из них были созданы  с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей промышленностью и  представляют собой новую, более  высокую, ступень развития. Отличие  комплексных свободных экономических  зон от других форм заключается в  больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной  торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным  СЭЗ можно отнести пять специальных  экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую  зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые  промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических  зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе - 90-110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.

Отработка деловых  контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела  к появлению так называемых "еврорегионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение  пограничных областей различных  государств, прежде всего в хозяйственной  сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических  связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области  полномочия, способствующие интенсификации хозяйственных приграничных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания".

В 1994 г. подписано  соглашение о создании российско-китайской  торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ.

 

 

Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон

 

 

Общей характерной  чертой различных видов свободных  экономических зон является наличие  благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом  для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые  количественные отличия по зонам  разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют  четыре основные группы льгот:

1. Внешнеторговые  льготы. Они предусматривают введение  особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных  пошлин) и упрощенного порядка  осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые  льготы содержат нормы, связанные  с налоговым стимулированием  конкретных видов деятельности  или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать  налоговую базу (прибыль, стоимость  имущества и т. д.), отдельные  ее составляющие (амортизационные  отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, транспорт), уровень налоговых  ставок, вопросы постоянного или  временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые  льготы включают различные формы  субсидий. Они предоставляются в  виде более низких цен на  коммунальные услуги, снижения арендной  платы за пользование земельными  участками и производственными  помещениями, льготных кредитов  и др.

4. Административные  льготы предоставляются администрацией  зоны с целью упрощения процедур  регистрации предприятий и режима  въезда-выезда иностранных граждан,  а также оказания различных  услуг.

Названные льготы применяются в самых различных  комбинациях. Льготы, предоставляемые  свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в  этом отношении могут оказаться  такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при  таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной  льготы.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет  сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных  экономических зон в промышленно  развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с  одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а  с другой - гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом  хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных  экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические  выгоды от создания зон достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный  торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно  развитых странах является то, что  они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические  зоны, функционирующие в развивающихся  странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах  получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических  причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся  стран становится более либеральным  и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной  конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные  преимущества перед другими подобными  свободными экономическими зонами.

В-третьих, в  процессе функционирования свободных  экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное  развитие. Современная научно-техническая  революция на первый план выдвигает  такие экономические зоны, в которых  сосредоточиваются наукоемкие отрасли  производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Заметная  роль свободных экономических зон  в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов  разных стран, той или иной отрасли  производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не является достаточным основанием рассматривать их как универсальный  способ модернизации экономики. Степень  влияния свободных экономических  зон на остальную территорию многих развивающихся стран является довольно ограниченной. В особенности это  справедливо для промышленно  развитых стран, где, как правило, и  не ставится специальной задачи распространения  такого влияния. Организация свободных  экономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении  предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики.

 

 

Свободные экономические зоны в  России

 

 

Мировой опыт успешного функционирования свободных  экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное  внимание российских реформаторов, в  результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в  различных регионах СССР до 50 свободных  зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодейственное  средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть  как "заповедник нормального рынка  в ненормальной стране".

Первые попытки  по пропаганде и созданию свободных  экономических зон были предприняты  в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась  государственная концепция развития свободных экономических зон  на территории СССР.

По форме  СЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно  расположенные в районах с  развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о  создании свободных экономических  зон в городах Находка и  Выборг. Через полгода краткие  положения общего характера в  отношении свободных экономических  зон были изложены в "Основах законодательства об иностранных инвестициях в  СССР".

К началу 90-х  годов государственная концепция  СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности  свободных экономических зон  и ратовали за огромные территории, отводимые для размещения зон. В  середине 1990 г. Верховный Совет РСФСР  принял решение о создании 13 свободных  экономических зон. По каждой СЭЗ  Совет Министров РСФСР утверждал  отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.

Процесс образования  свободных экономических зон  в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

- отсутствием  четкого понимания реальных целей  и задач СЭЗ;

- огромностью  отводимых территорий для СЭЗ:  на долю формально созданных  "свободных зон" приходилось  более одной трети территории  России;

- массовой  раздачей льгот и привилегий  зонам и лоббированием их интересов  в Правительстве РФ;

- стремлением  местных властей к суверенитету  через создание СЭЗ.

Вступивший  в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим  зонам, заметно упорядочил процесс  их образования. По этому закону свободные  экономические зоны создаются с  целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В  свободных экономических зонах  устанавливается льготный режим  хозяйственной деятельности для  иностранных инвестиций и предприятий  с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий  с иностранными инвестициями. Так, для  предприятий с вкладом иностранных  инвесторов до 75 млн. руб. регистрация  производится непосредственно в  СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование  землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение  таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения  границ, въезда и выезда иностранных  граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное  законом для предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий  с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий  от экспорта собственной продукции  полностью оставляется в их распоряжении.

Информация о работе Свободные экономические зоны