Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:53, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления

Файлы: 1 файл

Экономическая география и регионалистика.docx

— 80.14 Кб (Скачать файл)

Коренные  экономические реформы, начатые  в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной  жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства  к проблеме организации свободных  экономических зон в России. Новыми законами, регулирующими внутри- и  внешнеэкономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И  хотя правительственные положения  о них никто не отменял, государственные  финансово-налоговые службы посчитали  их утратившими силу. Все это вызвало  беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических  зонах, а также заверения администрации  действующих зон о неизменности зональной политики, способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ  в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве  РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей свободных  таможенных зон и зон экспортного  производства. В основу отбора зон  был положен принцип сочетания  выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных  свободных экономических зон  путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях  официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ  в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных  частей. Подобные точки зрения подкреплялись  следующими аргументами:

- опасениями, что будет образовано слишком  большое число различных СЭЗ;

- свободные  экономические зоны - это "черные  дыры" российской экономики по  утечке ресурсов страны, концентрации  криминогенных элементов и других  негативных явлений;

- уменьшением  управляемости СЭЗ со стороны  центральных властей, их чрезмерной  самостоятельностью и формированием  новых региональных элит.

Несмотря  на сдерживание процессов развития свободных экономических зон  сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций  и управленческих структур таких  свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская  область), способствовали тому, что  правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был  принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской  области". Этот закон определил  правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской  области, учитывая ее специфическое  географическое положение, значение для  интересов Российской Федерации.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла  в третьем чтении Федеральный  закон "О свободных экономических  зонах", который не был утвержден  Президентом РФ. К концу 90-х годов  свободные экономические зоны в  России (зарегистрировано более 20 разного  рода СЭЗ) по-прежнему находились как  бы на полулегальном положении.

Создание  и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в  условиях отсутствия четкого единого  законодательства. Их развитие сдерживается отсутствием законов, регламентирующих создание и функционирование СЭЗ. Это  означает, что наличие четкого  законодательства по данному вопросу  является одним из основных условий  их создания и эффективного функционирования.

Большие перспективы  для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Китай и другие, имеет Дальневосточный экономический  район. Он обладает благоприятными условиями  для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических  зон. Наиболее крупные из них - СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Целью создания СЭЗ ''Находка'' являлось расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения  социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексного освоения его  природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального  транзита.

Территория  СЭЗ "Находка" располагается в  административных границах г. Находки  и Партизанского района Приморского  края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших экономических центров  Азиатско-Тихоокеанского региона. Это  конечный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку  идет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и  странами Азиатско-Тихоокеанского региона  и весь трансконтинентальный железнодорожный  транзит. В 1997 году в этой зоне имелось 470 совместных предприятий. В пределах зоны действовали льготные налоговый  и таможенный режимы и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных  операций, иностранные инвестиции пользовались правовой защитой. Разрешалось создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации  СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров  освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых  ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено  право за счет образующихся у них  валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной  валюте. Создан единый орган административного  управления - административный комитет.

СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте  судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроительной, легкой промышленности, продукции медико-фармакологического производства, производстве продукции  на базе биоресурсов океана и местной  флоры, стройиндустрии, международном  туризме, а также развитии транспортно-складского хозяйства и отраслей агропромышленного  комплекса.

Для обеспечения  функционирования СЭЗ предусматривается  проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального  хозяйства и объектов социальной сферы, созданию дополнительных мощностей  энерго- и теплоснабжения, реконструкции  и увеличению пропускной способности  грузовых железнодорожных станций  Находка и Находка-Восточная. Предполагалось создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства  МИД, биржи труда. Намечено строительство  крупных складов, которые будут  сдаваться в аренду иностранным  фирмам для временного хранения товаров  и поставок их в третьи страны.

Свободной' экономической зоной "Сахалин" является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание су6зоны, или мини зоны, "Курилы", которая  включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно- Курильского  и Курильского районов.

В настоящее  время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления  экспортно-импортных операций, специальный  государственный орган управления - администрация СЭЗ "Сахалин". В целях рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная  инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет  в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений.

Свободная экономическая  зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и море продуктов, газохимии, отечественном  и иностранном туризме, гостиничном  хозяйстве.

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельно использовать производимую ими продукцию. В том числе  для поставки на экспорт, а также  распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены  от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке валютной выручки  от реализации товаров (работ, услуг), произведенных  на территории соответствующих районов  Курильских островов. Здесь предусматривается  строительство и реконструкция  аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства  и портовых сооружений. Специализация  субзоны "Курилы" рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.

Важнейшие направления  экономического и социального развития Северо-Западного экономического района на условиях перехода к рынку в  значительной мере определяются решением таких приоритетныx задач, как конверсия  предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности  транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических  связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства  будет способствовать организация  в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных  экономических зон - в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.

Зона свободного предпринимательства "Санкт-Петербург" формируется в, целях эффективной  структурной перестройки района на основе его интеллектуального  и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития

производительных  сил района и освоения современных  технологических процессов, создания современной производственной и  социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного  района и России в целом в международное  разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции  и товаров народного потребления, на развитии международного туризма, и  экспорта непроизводственных услуг. Трудности  формирования свободной экономической  зоны связаны с объективными и  субъективными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному  комплексу и ее включение в  международное разделение труда  затруднено. Кроме того, мировая  практика вообще не имеет аналогов создания зон в столь крупном  регионе. Для Санкт-Петербургской  зоны эффективным является организация  субзон, или мини-зон, различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких  известных в мире типов зон, как  научные парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, перепрофелирующихся  в процессе конверсии, туристско-рекреационных  зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего  банковского центра.

Свободная экономическая  зона "Выборг" (г. Выборг Ленинградской  области) формируется на территории одноименного административного региона. Она создается с целью внедрения  в производство отечественных и  зарубежных научно технических разработок и изобретений с последующей  передачей их результатов для  широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет  специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт- Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для  ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в  производственную деятельность. Основными  областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные  и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых  материалов и др. Географическое положение  Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии - Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дорогe - 126 км, а по автомобильной - 156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать  проект по созданию в зоне первого  технологического парка в России.

Разнообразие  природных условий, а также большое  историко-культурное наследие делают зону привлекательным народным туристическим  центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного  и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным  центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров  на западный рынок.

Общая стратегия  развития зоны ориентируется на реконструкцию  и техническое перевооружение имеющихся  предприятий, организацию производства импортозамещающей продукции, всемирное  использование научно-технического потенциала. Предусматривается также  развитие туризма на базе использования  рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.

В Новгородской области планируется создание СЭЗ  «Садко». Она должна стать научно-производственной зоной, технополисом, формирующимся  вокруг высших учебных заведений, научно-исследовательских  институтов, научно-продовольственных  объединений, имеющихся в области. СЭЗ "Садко" будет специализироваться на развитии наукоемких отраслей, в  первую очередь на производстве видеотехники и бытовой радиотехники, на производстве продукции деревообрабатывающей промышленности и международном туризме.

Информация о работе Свободные экономические зоны