Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Данное дипломное исследование посвящено изучению правового режима особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан. Исследование правовых проблем использования и охраны особых природных территорий позволило разработать теоретические положения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
9
1.1 Этапы становления и развития правовой охраны особых природных территорий в Республике Казахстан
9
1.2 Понятие особо охраняемых природных территорий 20

2 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО- ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
31
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников 31
2.2 Правовой режим национальных и природных парков 32
2.3 Правовой режим государственных природных заказников 34
2.4 Правовой режим памятников природы 34
2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов 35
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов 36

3 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
37
3.1 Международная сеть как способ охраны природных территорий 37
3.2 Международные договоры и конвенции в сфере охраны особых природных территорий
43
3.3 Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане
52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

 В Казахстане наиболее крупный  осваиваемый зеленый массив  расположен в г. Алматы — дендрологический парк «ХХI век», который в системе оптимизации экологического каркаса  играет основную роль. Он является местом познания растительного мира нашей республики, территорией активного отдыха горожан и гостей столицы. Эта территория занимает площадь в 74 гектара. Дендропарк включен в единую систему с поймой реки Большая Алматинка и существенно улучшает экологическое состояние юго-западной части города. По нашему мнению, данная территория соответствует городскому природному парку г. Лондон, где правовой статус определяет ее как заповедную территорию с определенным режимом посещения и местами абсолютного запрета для посещения. Однако данный парк – это объект естественного происхождения и к тому же не является дендропарком, но входит в  систему ООПТ Великобритании.

Развитие  зоологических парков в  Англии пошло по оптимальному пути, гармонично сочетающее в себе отношение человека к окружающему животному миру, ставя перед собой точные и конкретные задачи, зоологические парки смогли добиться наиболее выгодного положения в системе правовой охраны и регулирования, привлечь необходимые финансы и функционировать на благо всей страны.

 В Республике Казахстан  необходимо  пересмотреть классификацию ООПТ  и выделить из нее  зоологические и дендрологические парки, сохранив за ними только функции по демонстрации животных и птиц, осуществления научной деятельности по  разведению флоры и фауны, осуществления рекреационных возможностей и туризма.   

Первые попытки унификации терминологии, применявшейся  в отношении ООПТ, были сделаны в 1933 году на Международной конференции по сохранению флоры и фауны в Лондоне. Тогда были выделены четыре категории охраняемых территорий: национальный парк, строго охраняемый природный резерват, резерват флоры и фауны и резерват, на территории которого запрещена охота и сбор дикоросов. Термин «Protected areas»,  используемый в Великобритании в переводе с английского означает «защищенные территории», но, традиционно его переводят как «охраняемые территории», понимая, что термин включает обозначение и участков суши и водные пространства.

В силу исторических причин в странах СНГ эти «зоны» (территории/акватории) называют термином «особо охраняемые природные территории» - ООПТ. Законодательство зарубежных стран  пошло по более упрощенному пути, где наблюдается обозначение  ООПТ как охраняемых  ландшафтов. Под  «ландшафтом» при этом  всегда понимается особая уникальная природная территория.

Вызывает сомнение позиция В.В. Петрова, который предлагает формулировку «особые охраняемые природные территории» поменять на формулировку «охраняемые особые природные  территории». Тем самым, главной целью создания ООПТ станет именно природа в ее совокупности и только потом необходимость ее охраны. При этом каждая категория ООПТ приобретет статус благодаря только своей природной уникальности и расположенных на них природных комплексов [28, с. 193].  Однако, на наш взгляд, перестановка слов в словосочетании не меняет его смысла, определение не выделяет и не обозначает особого правового статуса природных участков, перестановка терминов является простой игрой слов и не несет кардинальной смысловой нагрузки.

Заслуживает быть отмеченной позиция отечественного ученого Ж.К. Рысбековой, которая в своем труде предлагает изменить название закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территория  на Закон «Об особо охраняемых объектах и комплексах». Обосновывая это тем, что единичные природные объекты  не могут относиться к ООПТ, так как единичный объект  – это еще не территория [21, с. 52].

Согласно мировой практике правового регулирования ООПТ – территории ООПТ могут располагаться как на больших участках, занимающих  миллионы гектаров, так и на единичных квадратных  километрах и даже метрах. В Великобритании такие участки или так называемые объекты строго отнесены к фонду объектов природного и  культурного наследия, фонду дикой природы и могут располагаться как на  охраняемых территориях, так и на землях иного назначения без изъятия их у собственника.

Объектом всегда является определенный предмет, на который направлена чья-либо деятельность, чье-либо внимание, но  при этом этот объект не может быть отделен от земли и неразрывно связан с ней. Отделение объекта от территории  является неприемлемым, а для природы тем более, поскольку  объекты природы приобретают  свою значимость только благодаря уникальным  природным качествам,  на которых они находятся. Нельзя, например, представить себе горную вершину или реликтовую рощу в отрыве от его естественно-исторических связей с окружающим ландшафтом. При отделении горной породы или отдельных деревьев они превращаются в товарную продукцию и теряют экологическую ценность. Поэтому всегда все природные объекты имеют тесную, неразрывную связь с землей, на которой они находятся, т.е. с территорией.

Исходя из этого, нам представляется, что высказанные предложения  Ж.К. Рысбековой не имеют под собой серьезных оснований, не нашли должного подтверждения и являются ошибочными. Мы же хотим сместить акценты именно правого характера на первый план и изменить название Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», на название «О правовом режиме особых природных территорий» с внесением существенных корректировок ключевых понятий о природно-заповедном фонде, об особых природных территориях, что способствует более четкой индивидуализации особых природных территории как объектов правовой охраны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

 

2.1 Правовой режим государственных  природных заповедников

 

Согласно статье 7 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

- осуществление охраны природных  территорий в целях сохранения  биологического разнообразия и  поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

- организация и проведение научных  исследований;

- осуществление экологического  мониторинга в рамках общегосударственной  системы мониторинга окружающей  природной среды;

- экологическое просвещение;

- участие в государственной  экологической экспертизе проектов  и схем размещения хозяйственных  и иных объектов;

- содействие в подготовке научных  кадров и специалистов в области  охраны окружающей природной  среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РК. Такое постановление принимается по представлению органов государственной власти и специально уполномоченного на то государственного органа РК в области охраны окружающей природной среды.

На территории государственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Вместе с тем на территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на:

-- сохранение в естественном  состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение  изменений природных комплексов  и их компонентов в результате  антропогенного воздействия;

-- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

-- предотвращение условий, способных  вызвать стихийные бедствия, угрожающие  жизни людей и населенным пунктам;

-- осуществление экологического  мониторинга;

-- ведение эколого-просветительской работы;

-- осуществление контрольно-надзорных  функций.

Кроме того, в Законе РК «Об особо охраняемых территориях» особо оговорено, что в государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Статус природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

По действующему законодательству государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Они вправе распоряжаться в установленном порядке следующими средствами:

- от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;

- полученными в счет возмещения  ущерба, причиненного природным  комплексам и объектам, расположенным  на территориях государственных  природных заповедников;

- от реализации конфискованных  в установленном порядке орудий  охоты, рыболовства и продукции  незаконного природопользования;

- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и т.п.

 

2.2 Правовой режим национальных и природных парков

 

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возложены следующие основные задачи:

- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

- сохранение историко-культурных  объектов; экологическое просвещение  населения; создание условий для  регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных  методов охраны природы и экологического просвещения;

- осуществление экологического  мониторинга;

- восстановление нарушенных природных  и историко-культурных комплексов  и объектов.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Республики Казахстан, принимаемым на основании представления органов государственной власти в области охраны окружающей природной среды.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении Республики Казахстан. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.

Законодательством в более общем виде, чем для других особо охраняемых природных территорий, устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением местных органов исполнительной власти по согласованию с Правительством Республики Казахстан.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

 

2.3 Правовой режим государственных  природных заказников

 

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они учреждаются двумя способами - с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

а) комплексным (ландшафтными) - предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов;

б) биологическими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;

в) палеонтологическими - для охраны ископаемых объектов;

Информация о работе Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане