Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Данное дипломное исследование посвящено изучению правового режима особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан. Исследование правовых проблем использования и охраны особых природных территорий позволило разработать теоретические положения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
9
1.1 Этапы становления и развития правовой охраны особых природных территорий в Республике Казахстан
9
1.2 Понятие особо охраняемых природных территорий 20

2 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО- ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
31
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников 31
2.2 Правовой режим национальных и природных парков 32
2.3 Правовой режим государственных природных заказников 34
2.4 Правовой режим памятников природы 34
2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов 35
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов 36

3 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
37
3.1 Международная сеть как способ охраны природных территорий 37
3.2 Международные договоры и конвенции в сфере охраны особых природных территорий
43
3.3 Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане
52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.doc

— 433.50 Кб (Скачать файл)

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);

д) геологическими - для сохранения неживой природы.

Государственные природные заказники республиканского значения образуются решением Правительства РК на основании представления местных органов исполнительной власти и специально уполномоченного на то государственного органа РК в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти по согласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

 

2.4 Правовой режим памятников  природы

 

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

 

2.5 Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов

 

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:

- экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;

- научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;

- административную.

Основными задачами государственных ботанических садов и дендрологических парков являются:

- сохранение в искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;

- проведение научно-исследовательских работ, соответствующих задачам ботанического сада или дендрологического парка;

- проведение учебно-педагогической и научно-просветительной работы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

 

2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных  местностей и курортов

 

Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, для отдыха населения называется лечебно-оздоровительной местностью.

Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти.

Курортный регион (район) представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

Они могут иметь республиканское, региональное и местное значение.

Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Законом от 23.02.95 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Такие округа представляют собой особо охраняемую природную территорию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

 

3 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО  В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ  ТЕРРИТОРИЙ

 

 

3.1 Международная сеть как способ охраны природных территорий

 

Законом Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» введены новые понятия – «экологическая сеть» и «экологический коридор», которые отражают принципы функционирования системы особо охраняемых природных территорий и связанных с ними лесных, степных, пустынных и водных экосистем, порядок их образования, охраны и использования, образование трансграничных особо охраняемых природных территорий на основе международных соглашений. Согласно этому акту, элементами экологической сети являются природные комплексы, представляющие совокупность пространственно сообщающихся между собой участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые по состоянию их экологических систем и своему расположению связаны с системой ООПТ и обеспечивают устойчивость природных и культурных ландшафтов, сохранение биологического разнообразия территории страны.

По мнению И.В. Андреевой, совокупность охраняемых природных объектов в каком-либо регионе или стране в целом, основной задачей которой является сохранение биоразнообразия и поддержание ресурсного потенциала. Она отражает индивидуальные качественные особенности отдельных охраняемых территорий и представляет основные типы природной среды региона. При этом ООПТ являются как бы узлами сети [39].

В целях сохранения экологического разнообразия на обширных площадях и дальнейшее усиление комплексного влияния промышленной инфраструктуры на окружающую среду остро стоит вопрос о комплексной защите природы, причем не отдельных участков природы, а целых природных комплексов. В этой связи огромное значение  получило распространенное мнение о необходимости развития сети ООПТ как наиболее  оптимальной и лучшей формы охраны природы.

Придерживаясь этой точки зрения, можно определить природную территорию Республики Казахстан как совокупность природных территорий и объектов, имеющих природоохранное значение соединенных в единую систему. Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, под системой подразумевается «определенный порядок в расположении в связи действий, форма организации чего–либо, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [40].

Таким образом, согласно данному определению, система ООПТ должна содержать определенные признаки и элементы, которые связывают ООПТ в единое целое.

Учитывая международный опыт создания сетей ООПТ, в структуре сети выделяются такие ключевые территории, как экологические коридоры.

Экологические коридоры - это территории, в которых обычно вводятся лишь определенные ограничения на природопользование, что, тем не менее, достаточно для беспрепятственного передвижения животных между «узлами сети». Коридорами могут становиться даже простые поймы рек, которые создают естественное прикрытие.

Формирование сети особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений при решении социальных, экономических и экологических задач.

Развитие сети ООПТ в советский период шло так называемым «точечным способом». ООПТ создавались в местах, где обитали редкие или хозяйственно ценные виды, были сформированы уникальные, или, наоборот, типичные природные объекты и явления. Эти ООПТ образовывали своего рода «Острова в океане» - отдельные охраняемые природные объекты, никак часто не связанные между собой [41].

Со временем усиления антропогенного пресса все возрастающие масштабы трансформации природных ландшафтов, развитие сети заповедного дела, необходимость улучшения управления ООПТ выявили ограничения и недостатки «точечного подхода». В 70-х годах была поставлена задача пространственного упорядочения особо охраняемых природных территорий, усиления взаимодействия между отдельными резерватами, придания системной целостности всей совокупности ООПТ . Возникло понятие системы ООПТ, под которой понимается совокупность различных категорий резерватов, функционально и территориально связанных между собой  через различные формы вещественно-энергетического и информационного взаимодействия.

В мировой практике при построении сети ООПТ, довольно широко используется принцип построения экологической сети, выражающийся  в использовании самоорганизации, которая реализуется при наличии общих целей и, в конечном итоге, приведет к построению «заплаточной» структуры, когда участки ООПТ будут выполнять роль аппликаций на проблемных участках ландшафта. В настоящее время этот принцип лежит в основе формирования всей существующей мировой сети охраняемых территорий. Однако в нем есть и свои недостатки, связанные с неопределенностью выбора, возможной избыточностью, необходимостью исключительно полного знания всей территории на фоне срочного принятия мер, множеством сопутствующих условий. Наметившийся в настоящее время переход на экосистемный уровень организации ООПТ связан с распространением экологических знаний и желанием их внедрения.

Системы ООПТ только тогда могут быть эффективны, когда они составляют единую взаимодействующую сеть, интегрированную в жизнь местного сообщества. Следует подчеркнуть, что система ООПТ предусматривает не просто изъятие территорий из хозяйственного оборота региона, но и организацию рациональной, научно обоснованной хозяйственной деятельности по неистощительному использованию природных ресурсов и обеспечению устойчивости естественных для данного региона ландшафтов.

Подобную точку зрения поддерживает А.С Мишин, который раскрывает понятие экологической сети и поясняет, что сами по себе отдельно взятые ООПТ не могут служить гарантией сохранения биоразнообразия средообразующей функции. Более того, сохранность самих ООПТ зависит от состояния охраны природы на сопредельных и достаточно удаленных территориях. Чем выше уровень охраны природы на сопредельных территориях, тем больше шансов сохраниться ООПТ. Поэтому речь должна идти о сетях ООПТ на всех уровнях (региональном, государственном, глобальном). Под сетью ООПТ подразумеваются природные участки, которые обеспечивают поддержание процессов биосферы (средообразующую функцию) в относительно стабильном состоянии. Сеть ООПТ может  выполнять средообразующую функцию при условии законодательного закрепления участков и долговременного, по сути вечного, взятия территории под охрану. Эти участки способны компенсировать неблагоприятные антропогенные воздействия. Природа способна самовосстанавливаться, а человек должен обеспечить ей такую возможность.

На современном этапе размещение ООПТ на территории Республики Казахстан трудно квалифицировать как «экологическую сеть» в ее глобальном понимании. Вместе с тем, сейчас идет формирование региональных внутригосударственных экологических сетей в Заилийском Алатау, Жонгарском Алатау и в Алтайском регионе. Формируются элементы экологических сетей и на межгосударственном уровне - это Западно-Тянь-Шаньский и Алтай-Саянский экологические регионы. Начатые работы и разрабатываемые подходы должны быть продолжены по всем природным комплексам (лес, степь, лесостепь, пустыни, полупустыни, прибрежные и водные экосистемы), для которых организация экологической сети также актуальна, как и для горных областей.

На прошедшем в 2003 году  5-ом Всемирном конгрессе по особо охраняемым природным территориям, проведенном Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), участники конгресса определили, что именно особо охраняемые природные территории играют ключевую роль в деле сохранения биоразнообразия и в переходе к устойчивому развитию. Также они признали недопустимость дальнейшей изоляции особо охраняемых природных территорий от окружающей территорий и акваторий. Конгресс подтвердил признание огромной общественной ценности охраняемых территорий в настоящем и будущем. Выделив положительные стороны, участники конгресса заявили о том, что осуществлена большая работа по совершенствованию управления охраняемыми территориями.  Значительный объем дополнительных финансовых ресурсов был направлен на поддержку охраняемых территорий, в том числе из Глобального экологического фонда и Фонда ООН.  Коренные народы, включая кочевников и местное население, все активнее вовлекаются в планирование и управление ООПТ. Наряду с признанием научных знаний осознана важность традиционных форм управления охраняемыми территориями. Более широкое признание в обществе нашло содействие охраняемым территориям со стороны частного сектора, НПО и некоторых правительственных структур. Многие ООПТ были объединены в рамках регионального взаимодействия, включая такие инициативы, как формирование экологических сетей и коридоров, а также биорегионов. Успешно развивается трансграничное сотрудничество между ООПТ – нередко взаимодействие охраняемых территорий вносит вклад в урегулирование серьезных конфликтных ситуаций.

Информация о работе Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий в Казахстане