Состав федерального округа РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом).

Файлы: 1 файл

Экономическая география.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

Центральный федеральный округ - один из ведущих сельскохозяйственных районов страны. Благоприятные природно-климатические условия способствовали развитию высокоинтенсивного сельского хозяйства. На долю федерального округа приходится 68% валового сбора льна страны, 49,4 сбора сахарной свеклы, 33 валового сбора картофеля, 19,4 валового сбора зерна, 16,3 сбора семян подсолнечника, более 30 овощей, 33 картофеля, 28 производства молока, свыше 20% производства мяса.

Основные посевы пшеницы приходятся на черноземные Орловскую, Тульскую, Рязанскую, Липецкую, Белгородскую, Воронежскую и Тамбовскую области. На Центральное Черноземье приходится и основная часть посевов крупяных культур. Так, в засушливых районах юго-востока выращивают просо, а в западных с достаточным количеством поступающей влаги — гречиху.

 

  1. Направление работы по сохранению окружающей среды.

 

Центральный федеральный округ – крупнейший среди федеральных округов по объему сброса загрязненных сточных вод в водные объекты (3,6 куб. км), а г. Москва занимает первое место среди субъектов Российской Федерации (1,6 куб. км). Среди других субъектов округа по этому показателю можно выделить Московскую (564,9 млн. куб. м), Тульскую (191,7 млн. куб. м) и Ярославскую (183,6 млн. куб. м) области.

Погода и климат являются важными факторами, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства.

Оказывая влияние на социально-экономическое развитие, в то же время погодно-климатические условия являются источником опасности для человека и объектов экономики при возникновении опасных гидрометеорологических явлений. Это проявляется в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений, таких как сильные и очень сильные осадки, сильный и очень сильный ветер (шквал, смерч), град, гроза, гололёдные явления, сильный мороз, сильная жара, засуха и др.

Решение вопросов защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата, то есть обеспечения гидрометеорологической безопасности, является необходимым фактором устойчивого социально-экономического развития Центрального федерального округа.

В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Центральном федеральном округе, в особенности погодозависимых отраслей, таких как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие сетей мониторинга состояния окружающей среды, её загрязнения.

Неблагоприятные условия погоды усугубляют экологическую обстановку в Центральном федеральном округе, а опасные гидрометеорологические явления (например, засуха, пожароопасность и т.д.) могут привести к экологическим проблемам.

В числе наиболее острых экологических проблем, характерных для густонаселенного Центрального федерального округа с максимальной концентрацией промышленных и сельскохозяйственных производств, выделяются:

– ненадежность систем водоснабжения населения городов и других населенных пунктов и угрожающее загрязнение водных ресурсов;

– несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления: ежегодно образуются опасные отходы, значительная часть которых не используется и не обезвреживается;

– чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и автомобильного транспорта;

– сохранение и восстановление экосистем природных подземных и поверхностных объектов.

Основополагающими задачами по осуществлению государственной экологической политики и управлению охраной окружающей природной среды, являются:

– создание системы регулирования и организации хозяйственной деятельности на принципах, исключающих превышение предельно допустимых техногенных нагрузок на экосистемы соответствующих уровней;

– обеспечение создания развитой инфраструктуры по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов;

– обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением на основе соблюдения иерархического порядка обращения с отходами в такой последовательности: предотвращение или сокращение образования отходов и минимизация их отрицательного воздействия на окружающую среду, использование отходов на основе их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, предусматривающего повторное использование или обогащение отходов;

– использование результатов мониторинга окружающей среды (для экологической и гидрометеорологической безопасности) в механизмах территориального управления Центрального федерального округа;

– разработка и внедрение научно-технологических, организационно- правовых и экономических механизмов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки и устранение последствий чрезмерного техногенного воздействия на экосистемы высокоурбанизированных территорий;

– организация и ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, уровня и объема негативного воздействия;

– реализация программ по реабилитации загрязненных территорий, ликвидации прошлого экологического ущерба;

– установление взаимовыгодных отношений с мировым сообществом в области природоохранительного сотрудничества.

 

  1. Этапы освоения, проблемы и перспективы развития федерального округа.

 

Переход экономики страны к рыночным отношениям требует дифференцированного подхода к развитию субъектов Федерации, входящих в федеральный округ. В последнее десятилетие значительный спад производства отмечался в областях, связанных с развитием машиностроительного комплекса и ориентирующихся на развитие легкой промышленности. Это обусловлено использованием устаревшего оборудования и неконкурентоспособной продукцией, производимой в ведущих отраслях хозяйственного комплекса округа. Немаловажное значение в спаде производства сыграла и высокая концентрация предприятии военно-промышленного комплекса в регионе. Поэтому реформирование отрасли связано со структурной перестройкой, предусматривающей переориентирование предприятий ВПК не только на производство военной техники, но и на использование высоких технологий в производстве продукции гражданского назначения. Федеральный округ располагает необходимыми условиями для производства импортозамещающей продукции. Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного комплекса возможно лишь при условии коренной реконструкции значительной части предприятий и их технической оснащенности. Углубление специализации машиностроения должно быть связано с производством высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Перспективы развития химической промышленности округа предусматривают реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий. Дальнейшее наращивание их мощностей нецелесообразно, так как федеральный округ испытывает дефицит водных ресурсов и относится к экологически неблагополучным регионам страны.

Создание акционерных обществ, различных видов товариществ, сельскохозяйственных кооперативов, ассоциаций крестьянских и фермерских хозяйств наряду с развитием рентабельных колхозов и совхозов обеспечит формирование многоукладного хозяйства в целях лучшего использование местных условий и ресурсов. Целесообразно привлечение иностранных инвесторов для развития наиболее перспективных направлений хозяйственного комплекса.

Нуждается в совершенствовании и сложившаяся система финансовых отношений государства с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Необходимо создать специальный фонд кредитования с льготными условиями и предоставлением кредитов не только рентабельным предприятиям, но и тем хозяйствам, которые на основе использования кредита могут вести расширенное воспроизводство. В сельскохозяйственных районах федерального округа целесообразно создавать финансово-промышленные группы аграрного направления. Финансирование сельскохозяйственных предприятий в этом случае осуществляется в счет форвардных поставок продукции, а выделяемые средства направляются на реализацию эффективных программ в агропромышленном производстве.

Одним из необходимых условий развития рыночных отношений является создание рыночных инфраструктур не только в индустриально-развитых районах, но и регионах, значительно отстающих в экономическом отношении.

Важное значение имеет проведение рациональной демографической политики. Повышение жизненного уровня населения страны и округа позволит повысить уровень рождаемости в регионе, являющийся в настоящее время самым низким в стране.

 

 


Информация о работе Состав федерального округа РФ