Социально-экономическое развитие Камчатского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать социально-экономическое состояние Камчатского края и стратегии его развития.
Задачи работы:
- проанализировать показатели социально-экономического развития Камчатского края за последние годы;
- определить место Камчатского края в экономической жизни России;
- охарактеризовать особенности развития сельского хозяйства Камчатского края;
- выявить основные проблемы и перспективы использования биологических и минеральных ресурсов Камчатского края;
- раскрыть демографические проблемы края и определить пути их решения;
- наметить основные стратегические направления развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика развития Камчатского края в 2010-2012 гг. 6
1.1. Показатели социально-экономического развития Камчатского края 6
1.2. Место Камчатского края в экономической жизни России 8
1.3. Сельское хозяйство Камчатского края 10
Глава 2. Сложности реализации основных стратегических направлений и пути их оптимизации 12
2.1. Проблемы и перспективы использования биологических и минеральных ресурсов Камчатского края 12
2.2. Демографические проблемы и пути их решения 18
2.3. Стратегические направления развития 24
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Социально-экономическое состояние Камчатского края.doc

— 3.37 Мб (Скачать файл)

Экономическое развитие осуществляется двумя путями: либо люди идут к работе, либо работа идёт к людям. Соответственно, возможна концентрация деловой активности и населения на одних территориях на фоне стагнации, а в предельном случае - деградации других. Поэтому при разработке стратегии развития необходимо предусмотреть мероприятия по устранению разрывов в социальных условиях Дальнего Востока, чтобы можно было рассчитывать на ускоренный и долговременный экономический подъём региона.16

Если государство не пересмотрит свою внешнеэкономическую политику на Востоке страны, реальностью может стать потенциальная угроза потери регионом экономической самостоятельности и даже физической его утраты. Современный расклад сил таков, что шесть государств Северо-Восточной Азии, которые включены в его экономические взаимодействия, всё заметнее разделяются на две группы. В первую входят Китай, Япония, Республика Корея - лидеры экономического развития. Во вторую - Монголия, КНДР, Российский Дальний Восток, которые всё больше напоминают периферию региона.

Выбор стратегии предопределяется изменением баланса позитивных и негативных компонентов формирования национальных и глобальных сценариев развития. Эти сценарии, в свою очередь, обусловлены сочетанием вызовов времени и реальных возможностей адекватного ответа на них. В соответствии с вызовами современности конкретные задачи государства на Востоке России можно сформулировать следующим образом.

  • сохранение постоянного населения, повышение качества его жизни, развитие человеческого капитала.
  • опережающее комплексное развитие инфраструктуры.
  • развитие энергетики и диверсификация топливного баланса.
  • развитие ресурсного сектора как основы специализации региона и машиностроения как основы индустриализации и модернизации производства.
  • диверсификация региональной экономики.
  • привлечение инвестиций национального бизнеса и государственное финансирование перспективного развития.17

Модернизация экономической  стратегии развития Дальнего Востока  и в Камчатского края не является самоцелью. Действительные цели региональной политики намного шире. Это развитие социальной сферы, воспроизводство ресурсов и создание условий для предпринимательства. Необходимо на федеральном уровне обеспечить институциональную базу для стимулирования инициативы регионов по использованию абсолютных и относительных преимуществ и потенциальных и реальных возможностей каждого из них.

Эти меры должны привести к такому типу хозяйствования, который  позволит региону достичь финансовой самостоятельности, а его населению  — ощутить себя социальной общностью. В этой связи целесообразно пересмотреть практикуемое ныне распределение доходов между бюджетами разных уровней. Необходимо максимально возможное территориальное совмещение источников возникновения налогооблагаемой базы и уплачиваемых налогов. Необходимо передать в бюджеты субъектов Федерации долю налога на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, а также НДС в размере не менее 10%. Это позволит повысить уровень диверсификации доходов субъектов РФ, снизить дефицитность и повысить устойчивость региональных бюджетов.

Конечными целями стратегии  развития являются создание условий  для комфортной жизнедеятельности  и повышение жизненного уровня населения. Для этого должны быть решены важнейшие задачи социальной политики, среди них:

  • стимулирование предложения на рынке жилья, преодоление ценовых барьеров, чтобы сделать его доступным для широких масс населения;
  • эффективное решение проблем ЖКХ и снижение давления стоимости жилья на бюджет малообеспеченных семей;
  • разработка эффективных механизмов долгосрочного кредитования молодых семей на приобретение жилья и товаров длительного пользования с уменьшением ставки кредита при рождении каждого ребёнка и полным его погашением после рождения третьего ребёнка;
  • коррекция системы районных коэффициентов и надбавок к заработной плате и пенсиям;
  • обеспечение возможности для жителей Востока страны бесплатного проезда в её западные районы один раз в два года;
  • существенное увеличение объёма государственного финансирования переселения северян согласно Федеральному закону "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям";
  • стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест с высокой оплатой труда, позволяющей в полной мере компенсировать повышенный уровень затрат на воспроизводство рабочей силы в суровых природно-климатиче- ских условиях.

Население Дальнего Востока  и в Камчатского края должно в полной мере ощутить результаты успеха социального развития и повышения качества жизни. Здесь опять-таки необходимо осуществить ряд масштабных мер:

  • приступить к решению экологических проблем (на это направлено указанное в п. 2.1. определенное сокращение разработок минерально-сырьевого комплекса края);
  • развивать доступную и высококачественную систему образования и здравоохранения, внедрять современные лечебно-диагностические технологии;
  • образование должно стать приоритетной сферой развития восточных районов страны; нужно: повысить престиж получения образования в вузах Востока России, привлекать для обучения в них не только местную молодёжь, но и молодёжь из стран Восточной Азии; образовательные услуги должны удовлетворять потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;
  • укреплять научный потенциал Сибири и Дальнего Востока, использовать его для усиления инновационной составляющей регионального производства, позволяющей изменить структуру рабочих мест и повысить их привлекательность как с точки зрения оплаты, так и содержания и условий труда.

Наконец, разрабатывая стратегию  развития Дальнего Востока, нельзя игнорировать один из основных постулатов теории экономического роста, в соответствии с которым такой рост является результатом технического прогресса. Следует предпринять определённые шаги, чтобы поле технического прогресса и инноваций расширялось, чтобы новые технологии использовались и в традиционном для Дальнего Востока ресурсном секторе, чтобы экономика региона постепенно диверсифицировалась.

Предусмотренный Федеральной  программой и разрабатываемой стратегией масштаб инвестиций позволит полностью  обновить технологическую основу экономики  региона, снизить материалоёмкость производства, увеличить производительность труда. Помимо прямых эффектов, намеченные проекты будут иметь и другие позитивные последствия, обусловленные ростом экономической активности в ряде смежных отраслей. Прежде всего это касается сферы услуг, транспорта, торговли, строительства, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности, малого бизнеса. Благодаря этому на Востоке страны будет формироваться более прогрессивная структура экономики.

Таким образом, следует  вывод, что обеспечить достойную жизнь в регионе и значительно увеличить его вклад в национальную экономику можно только при условии комплексного, опережающего развития при непременной государственной поддержке. Динамичный подъём экономики регионов Дальнего Востока невозможен вне взаимной связи с другими субъектами федерации, планы развития соседних территорий должны быть скоординированы. По мере продвижения вперёд число точек соприкосновения, где требуются согласованные действия, будет возрастать: создание единой энергетической инфраструктуры, единой системы трубопроводов, добыча углеводородов и газификация, функционирование транспортных коридоров, создание транспортно-логистических центров, размещение крупных производств, демографическая политика, совершенствование систем здравоохранения и образования и другие.

Очевидно, что руководители регионов, полномочные представители  Президента РФ в Дальневосточном  и Сибирском федеральных округах  должны проводить согласованную  политику, учитывая интересы и проблемы территорий, отражая их в планах развития страны, а также при реализации масштабных инфраструктурных, производственных, социальных, научных проектов

2.3. Стратегические направления развития

Экономический подъем и  развитие Камчатского края невозможно без рассмотрения интеграции экономики края в международные связи, тем более, что после вступления России в ВТО для этого появились институциональные механизмы.

При рассмотрении процесса интеграции экономики Камчатской области в дальневосточный рынок, можно его разделить на два блока. К одному отнести интеграционные связи в экономических сферах, связанных с организацией внутридальневосточных взаимодействий по обмену товарами и услугами. Ко второму — интеграционные связи в сфере урегулирования, согласования взаимодействий экономик отдельных регионов и отдельных экономических субъектов Дальнего Востока на мировом рынке. Цель такой интеграции — выработка согласованной линии поведения в международных экономических отношениях, предотвращение национальных и региональных экономических потерь.18

В первом блоке основное место занимают следующие направления.

1. Взаимодействия в  сфере экономических отраслей, обеспечивающих неэкономические государственные интересы (оборона, охрана границ, наука, научное обслуживание, обеспечение всего комплекса видов безопасности и т.).

К таким отраслям относятся  машиностроение, внешний и внутренний транспорт, продовольственное обеспечение, производственная и социальная инфраструктура, энергообеспечение, строительство, обеспечение объектов вольнонаемными служащими и т.п. Интеграция этих отраслей экономики в дальневосточном разрезе, на уровне субъектов Федерации, — хотя здесь она в повседневной жизни обеспечивается по традиционным, десятилетиями сложившимся механизмам, — должна, на наш взгляд, обеспечиваться путем взаимодействия с федеральными структурами. Интеграция этих специфических сфер с экономикой относительно просто обеспечивается в долгосрочном плане при рациональном налаживании информационных и финансовых потоков, исходящих от этих структур.

  1. Особое место в этом блоке занимает решение общегосударственных задач на длительную историческую перспективу. К ним относятся, как минимум, следующие: а) экономическое обеспечение заселенности Камчатки и Дальнего Востока как территорий российской государственной принадлежности; б) социально-экономическое и экологическое обеспечение комплексного исторически длительного рационального использования природно-ресурсного потенциала исключительной экономической зоны и шельфа в придальневосточ- ных районах Тихого океана. Научное и управленческое обеспечение решения этих задач в пределах Дальневосточного федерального округа, организация рациональных взаимодействий субъектов Федерации. Контроль и помощь в организации соответствующей экономической политики в субъектах Федерации возможны через федеральные органы управления, а также через управленческий аппарат, формируемый на уровне Дальневосточного федерального округа.
  2. Важное значение имеет интеграция усилий Камчатки и других регионов Дальнего Востока в борьбе за рационализацию транспортного и энергетического обеспечения, в том числе тарифов, включая и цены на энергоносители, которые в настоящее время упорно отсекают экономику Дальнего Востока от исторически давно обжитых районов России.
  3. Необходима организация очень тесных взаимодействий всех дальневосточных регионов для рационализации рыбохозяйственной деятельности. Главное в этой деятельности — сохранение водных биологических ресурсов и решение долговременных социально-экономических задач общегосударственного значения в регионах. Фискальное значение рыбохозяйственного комплекса, развитие его отдельных экономических субъектов, соотношения ориентации на внутрироссийский и мировой рынки — это задачи, которые имеют хоть и важное, но второстепенное значение, отражающее в большей мере методы решения задач первостепенной важности. Перевод взаимодействий между регионами Дальнего Востока из режима конкурентной конфронтации в борьбе за квоты и лимиты, в режим стимулирования экономической ответственности регионов и экономических субъектов за сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов в конкретных водоемах — одна из важных проблем развития экономики Дальнего Востока.

Во втором блоке проблем  выделяются требующие безотлагательного  решения те вопросы интеграции действий дальневосточных субъектов на мировом рынке, неупорядоченность которых в настоящее время приводит, как минимум, к двум группам негативных последствий, неразрешимых без координации. Одна связана с координацией цен, объемов и видов реализуемой продукции в наиболее конкурентных точках сбыта. К ним могут относиться в настоящее время рынки Японии, Кореи, Китая, США. Например, создание системы региональных информационно-аналитических центров, связанных с основными мировыми центрами, отражающими конъюнктуру рыбного рынка, позволит не только своевременно обеспечивать предпринимателей полноценной информацией, но и разрабатывать аналитические и прогнозные материалы. Необходимо также создание рыночных и административных структур, фиксирующих и в реальном режиме времени обменивающихся информацией о совершенных на российском и мировом рынках сделках и об их параметрах. Без этого, в частности, невозможно нейтрализовать, хотя бы частично, действие механизмов "теневой" рыбохозяйственной деятельности как российских, так и международных. Это необходимо также для отделения преимущественно экономической части "теневой экономики" от преимущественно криминальной.19

Другое направление  — целенаправленная, скоординированная  по всему Дальнему Востоку и теперь уже вероятно длительная борьба неэкономическими методами с разрушительной для природно-сырьевой базы криминальной частью "теневой экономики". О последней можно сказать, что она является в настоящее время не только российским продуктом, но в значительной мере результатом интеграции в российское рыбное хозяйство международной "теневой экономики".

Интеграция других отраслей Камчатской экономики должна проводиться  на основе мониторинга и предварительного исследования. Так, например, туристическая  инфраструктура должна создаваться в соответствии со спросом, и инвестиции для ее создания могут появляться только при наличии обоснований, разработанных на основе анализа такого спроса.

Также предварительные экспертные оценки показывают, что на приоритетность могут претендовать и следующие, менее активно предлагаемые, направления.

  1. Поставка природной питьевой воды высшего качества в вододефицитные районы мира в объеме около 10 млрд. м3 в год. По оценкам ООН, потребность в такой воде только в городах мира может составить около 45 млрд. м3 в год, что может гарантировать Камчатке стабильное место на этом рынке, где рассматриваются также такие ресурсы, как айсберги Антарктиды, вода озера Байкал и т.д. Воды Камчатки, взятые из подрусловых потоков, не требующие обработки, подающиеся непосредственно на морской транспорт, в этой ситуации могут быть весьма конкурентоспособны.
  2. Получение биологически активных веществ из биологических природных ресурсов, используемых в настоящее время в основном на пищевые цели. В стоимостном выражении по объему продукции это производство в совокупности сопоставимо с производством пищевой продукции, вырабатываемой из того же сырья. Развитие биотехнического, биотехнологического производства относится к передовым мировым технологиям, экономически высокоэффективно, не требует больших трудовых затрат и расширения используемой природно-ресурсной базы. Оно может стать весьма рациональным для включения экономики Камчатской области в мировое хозяйство. Основная проблема, как представляется, состоит в том, </

Информация о работе Социально-экономическое развитие Камчатского края