Социально-экономическое развитие Камчатского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать социально-экономическое состояние Камчатского края и стратегии его развития.
Задачи работы:
- проанализировать показатели социально-экономического развития Камчатского края за последние годы;
- определить место Камчатского края в экономической жизни России;
- охарактеризовать особенности развития сельского хозяйства Камчатского края;
- выявить основные проблемы и перспективы использования биологических и минеральных ресурсов Камчатского края;
- раскрыть демографические проблемы края и определить пути их решения;
- наметить основные стратегические направления развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика развития Камчатского края в 2010-2012 гг. 6
1.1. Показатели социально-экономического развития Камчатского края 6
1.2. Место Камчатского края в экономической жизни России 8
1.3. Сельское хозяйство Камчатского края 10
Глава 2. Сложности реализации основных стратегических направлений и пути их оптимизации 12
2.1. Проблемы и перспективы использования биологических и минеральных ресурсов Камчатского края 12
2.2. Демографические проблемы и пути их решения 18
2.3. Стратегические направления развития 24
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение 34

Файлы: 1 файл

Социально-экономическое состояние Камчатского края.doc

— 3.37 Мб (Скачать файл)

2.1. Проблемы и перспективы использования биологических и минеральных ресурсов Камчатского края

Камчатка и ее шельф  обладают значительным и разнообразным  природно- ресурсным потенциалом, который  составляет заметную и во многом уникальную часть национального богатства России. Воспроизводственный потенциал и биологическое разнообразие диких тихоокеанских лососей, запасы камчатского краба имеют мировое значение. Биологические ресурсы внутренних водоемов и морских прибрежных вод полуострова обеспечивают годовой вылов 2 млн. т различных гидробионтов - половину современной общероссийской добычи рыбы и почти 100% отечественной добычи камчатского краба.

Минимальная сырьевая стоимость  годовых уловов рыбы и крабов превышает 1 млрд. долл. При соотношении стоимости сырья и готовой продукции 1:3 годовая абсолютная рента от добычи и переработки рыбных ресурсов приближается к 300 млн. долл., а капитализированная стоимость этой части ПРП региона составляет более 5 млрд. долл. (табл. 1).

Прогнозные запасы нефти, природного газа, угля, золота, платины, серебра, никеля, меди и других рудных и нерудных полезных ископаемых оцениваются  в 665 млрд. долл. Разведанные и сопоставимые в этом отношении с биологическими ресурсами балансовые запасы по своей сырьевой стоимости оцениваются в 15 млрд. долл. (табл. 2 и рисунок в Приложении)7.

Необходимо отметить, что представленный в табл. 2 рентный  доход по большинству видов минеральных  ресурсов Камчатки является гипотетическим из-за нерентабельности их эксплуатации в современных условиях. В числе таких ресурсов самые крупные по запасам (и возможной ренте) месторождения угля и многие рудные месторождения золота, которые могли бы давать три четверти расчетного рентного дохода. При любом реальном сроке эксплуатации балансовых запасов полезных ископаемых Камчатки их рентоотдача всегда будет меньше рентоотдачи от эксплуатации водных биологических ресурсов региона. Если учесть то обстоятельство, что развитие горной промышленности, и особенно шельфовой нефтедобычи, неизбежно значительно снизит биопотенциал этих самых продуктивных в стране рыбохозяйст- венных угодий, то форсирование использования минерально-сырьевого потенциала Камчатки в качестве стратегического направления расширения специализации экономики региона на современном этапе изученности этого потенциала не только преждевременно, но и представляет реальную угрозу для продовольственной безопасности страны.

 

Таблица 1. Сырьевая стоимость и рентная оценка рыбопромыслового потенциала внутренних водоемов Камчатки и ее морских прибрежных вод, тыс. долл.8

 

Объекты рыбного промысла

Промысловый потенциал (тыс. т)

Средняя стоимость 1 т сырца

Общая стоимость улова

Годовая абсолютная рента

Капитализированная сумма  ренты

Лосось

130

0,517

67210

6721

112017

Тресковые

1320

0,483

637560

63756

1062600

Камбала

84

0,414

34776

3478

57960

Палтус

50

0,812

40600

4060

67667

Сельдь

40

0,414

16560

1656

27600

Прочие рыбы

233

0,15

34950

3495

58250

Краб

57

4

228000

22800

380000

Всего

1914

-

1059656

105966

1766094


 

 

Таблица 2. Сырьевая стоимость и рентная оценка балансовых запасов разведанных месторождений основных полезных ископаемых Камчатки, млн. долл.9

Полезное ископаемое

Сырьевая стоимость  балансовых запасов

При 30-летнем сроке погашения  заласа

При 50-летнем сроке погашения запаса

Годовой рентный доход

Капитализированная рента

Годовой рентный доход

Капитализированная рента

Нефть и конденсат (суша)

60

0,2

2,8

0,1

1,9

Газ (суша)

2260

7,5

103,7

4,5

71,2

Уголь

9746,7

32,5

477,2

19,5

307,4

Золото коренное

2394,2

8

109,9

4,8

75,5

Платина россыпная

88,2

0,3

4

0,2

2,8

Золото россыпное

245,1

0,8

11,2

0,5

7,7

Серебро

97,2

0,3

4,5

0,2

3,1

Никель

262,6

0,9

12

0,5

8,3

Всего

15154

50,5

725,3

30,3

477,9


 

Используемые почти на пределе (иногда и за пределами) своих естественных возможностей огромные биологические ресурсы прибрежных вод и внутренних водоемов Камчатки не обеспечивают экономическое саморазвитие территории. Именно это обстоятельство послужило поводом и оправданием для форсирования в настоящее время решений, связанных с активизацией развития в этом районе крупномасштабной горной промышленности и морской добычи нефти.

Развитие на Камчатке горной промышленности, особенно шельфовой добычи углеводородов, не решает проблем региона. Длительная нефтедобыча на шельфе Сахалина (более богатом нефтью, чем шельф Камчатки) не обеспечила Сахалинской обл. существенные доходы, развитие инфраструктуры и повышения занятости населения. При реализации идеи развития нефтедобычи на шельфе Камчатки в экстремальных местных условиях (полугодовая закрытость льдом, круглогодовая отрицательная температура вод и высокая сейсмичность в районах добычи) и неизбежном значительном снижении биологической продуктивности этих главных рыбохозяйст- венный угодий Дальнего Востока потери в доходах и занятости понесут рыбаки Камчатки, а также связанные с рыбной промышленностью работники других отраслей хозяйства в Приморском и Хабаровском краях, в Магаданской и Сахалинской областях.

Решение проблемы устойчивого саморазвития экономики региона состоит в упорядочении эксплуатации используемых в настоящее время водных биологических ресурсов и выборочного (на основе осторожного расширения экономической специализации отдельных речных бассейнов полуострова) вовлечения в хозяйственный оборот местных энергетических, рекреационных и других, прежде всего возобновляемых, ресурсов региона.10

Кроме рассмотренных  выше водных биологических и минеральных  ресурсов, Камчатка располагает крупным  гидроэнергетическим и геотермальным  потенциалом, огромными ресурсами  экологически чистых пресных и минеральных вод, значительными возможностями для развития сельского хозяйства и различных направлений рекреации. Суммарный годовой рентный потенциал (только по абсолютной ренте) возобновляемой части ПРП региона составляет порядка 380 млн. долл. (более 12 млрд. руб.). При распределении этого дохода в равных долях между федеральным и региональным бюджетами можно было бы не только исключить необходимость дотирования областного и окружного бюджетов (современный объем трансфертов составляет до 2 млрд. руб.), но и обеспечить остро необходимое развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, а также дальнейшее изучение, надежную охрану и эффективное управление использованием этого огромного природного богатства.11

Основные выводы из проведенного в работе анализа путей решения современных проблем устойчивого развития экономики региона, а также сохранения уникальной биологической продуктивности и биологического разнообразия морских прибрежных вод и внутренних водоемов состоят в следующем:

1. При специфической структуре ресурсной компоненты природного капитала Камчатки и прикамчатских вод, в которой преобладают естественно возобновляемые и исключительно ценные водные биологические ресурсы, максимальный и устойчивый объем получаемой от этого капитала природной ренты достижим лишь при сохранении второй компоненты этого капитала - целостности и устойчивости эксплуатируемых водных экосистем. Вследствие этого развитие крупной горно-добывающей промышленности, особенно шельфовой добычи нефти, которые значительно и необратимо снижают биологический потенциал региона, не только опасно с экологической точки зрения, но на уровне долгосрочных государственных и территориальных интересов не выгодно и с узкоэкономической точки зрения. Поэтому развитие на Камчатке крупномасштабной, экспортно-ориентированной горной промышленности как стратегическое направление расширения специализации экономики региона не может быть признано экономически рациональным. Использование рентабельных месторождений минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов Западной Камчатки в настоящее время целесообразно лишь в рамках расширения специализации отдельных речных бассейнов для решения неотложных тактических задач повышения экономической эффективности использования водного биологического потенциала региона и улучшения условий жизни местного населения - в целях необходимого инфраструктурного и надежного энергетического обеспечения территории12. На дальнейшую разведку и использование месторождений нефти на шельфе Камчатки необходимо установить государственный мораторий до разработки экологически приемлемых технологий морской нефтедобычи в экстремальных местных условиях. Основным приоритетным направлением специализации экономики Камчатки в межрайонном разделении труда в обозримой перспективе должно оставаться рыбное хозяйство и другие направления экономической деятельности.

2. Использование богатейшего биологического потенциала внутренних водоемов Камчатки и ее морских прибрежных вод в настоящее время недостаточно эффективно для федерального и региональных бюджетов и для сохранения этого потенциала. Главная причина такого положения - не недостаточный объем или низкая рентабельность эксплуатации рыбных ресурсов региона, а несоответствующая рыночным отношениям правовая обеспеченность, поэтому крайне низка эффективность управления их использованием. Это управление монополизировано федеральным центром, осуществляется без учета долгосрочных интересов страны и территорий преимущественно бюрократическими методами, без привлечения адекватных рыночным отношениям и ориентированных на долгосрочные цели экономических механизмов природопользования.13

3. Концептуальную схему правового и экономического совершенствования управления использованием биологического потенциала внутренних водоемов и морских прибрежных вод Дальнего Востока можно представить следующим образом:

  • исходя из того, что особенно продуктивные и поэтому важные в рыбохозяйственном отношении внутренние водоемы, а также морские прибрежные воды региона по своим экономическим функциям идентичны сельскохозяйственным угодьям, им необходимо присвоить статус рыбохозяйственных угодий со всеми вытекающими из такого статуса правовыми последствиями;
  • управление использованием ресурсов рыбохозяйственных водоемов или их участков в границах территориального моря в соответствии с их новым правовым статусом передать на уровень субъектов Федерации с передачей последним на период стабилизации их экономики половины природной ренты в федеральный бюджет;
  • в качестве основных экономических механизмов эксплуатации рыбохозяйственных угодий использовать оправдавшие себя механизмы долгосрочной аренды и ренты.14

Реализация приведенной  схемы правового и экономического совершенствования управления природопользованием  на внутренних водоемах и в прибрежной зоне моря может обеспечить конструктивный баланс долгосрочных государственных, территориальных и частнопредпринимательских интересов в эксплуатации рыбных ресурсов дальневосточных морей, а также бездотационное саморазвитие экономики региона, его нормальное участие в формировании федерального бюджета и сохранение этих важных элементов национального богатства страны для будущих поколений.

2.2. Демографические проблемы и  пути их решения

Несмотря на фиксируемый  рост экономики края экономический рост исследуемого региона до сих пор значительно отстаёт от среднероссийских параметров.

Экономическая ситуация в регионе является одновременно и причиной и следствием крайне негативной динамики численности и уровня жизни постоянного населения. Низкий по сравнению со средним по стране рост внутреннего регионального продукта и, соответственно, доходов населения делает регион непривлекательным не только для инвесторов, но и для проживающего на территории населения.

На всём пространстве Дальнего Востока  нет ни одного субъекта Федерации, где  потери населения были бы ниже среднероссийского уровня. Причина в том, что в России в целом наблюдается миграционный рост населения, а на Дальнем Востоке - миграционная убыль, которая в совокупности с естественным движением населения создаёт угрозу утраты территории: начиная с 2000 г. на динамику населения Дальнего Востока заметное влияние оказывает его естественная убыль. За период 1995-2012 гг. общие потери населения региона составили 1.8 млн. человек (17.7% численности)-с 10.4 млн. до 8.6 млн.15

Демографический потенциал, как известно, определяется действием таких факторов, как рождаемость, смертность и миграция населения. В постсоветский период показатели рождаемости на Дальнем Востоке и в Камчатском крае существенно снизились. В 1990 г. на 1000 человек населения приходилось 16 новорождённых, в 2012 г. - 12.1. Коэффициент рождаемости уменьшился почти на 25%.

Суммарный коэффициент  рождаемости (среднее число детей, рождённых женщиной за всю жизнь) в регионе составляет 1.21. В то же время для простого замещения родительского поколения детьми его показатель должен быть не ниже 2.15, то есть нынешний уровень рождаемости позволяет восполнить только 56% населения региона, в то время как желательно расширенное его воспроизводство. В период 2015-2025 гг., согласно пессимистическому прогнозу, регион может попасть в "демографическую яму": численность населения катастрофически сократится, если не будут приняты экстраординарные меры по её стабилизации.

К 2025 г. общее сокращение населения может составить 2.2 млн. человек, или 27-28%. Если предположить, что выработка ВРП на душу населения останется на уровне 2008-2009 гг., то ежегодно за счёт уменьшения населения регион будет терять дополнительно примерно 1.6% ВРП. Напомним: отрыв от среднероссийских темпов роста ВРП достигал в 2006 г. 22.9%. Следовательно, чтобы преодолеть этот разрыв и не отставать в перспективе, Дальний Восток должен развиваться более высокими, чем в среднем по стране, темпами - не ниже 8-10% в год. Причём ускоренный рост ВРП нельзя откладывать на 20-е годы. Необходимо быть готовыми к новой демографической ситуации и предупредить её негативные последствия.

Сравнение стоимости  жизни на Дальнем Востоке со среднероссийским уровнем также не в пользу местного населения: несмотря на сокращение разрыва  в величине прожиточного минимума, в регионе он на треть выше. Рост уровня доходов населения позволил уменьшить к 2010 г. долю людей с доходами ниже прожиточного минимума до 26% (46% в 2000 г.), но всё же значение данного показателя превышает среднероссийский уровень, как минимум, на 6%. Неудовлетворительно решается в регионе проблема бедности работающего населения, которое получает в виде заработной платы менее трёх прожиточных минимумов, что на 11.8% ниже, чем в среднем по России.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Камчатского края