Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 06:48, контрольная работа

Описание работы

География и природные условия. Округ расположен в южной части Восточного Забайкалья и юго-восточной части Центрального Забайкалья. Наибольшая протяженность (с юго-запада на северо-восток) составляет всего 230 километров. Рельеф в основном гористый, треть территории занимают леса. Приононская равнина - место проникновения флоры и фауны Амурского водного бассейна в степную Дурию. По данным эколога В.Г. Стрельникова, в округе насчитывается 3 комплексных, 17 ботанических, 21 водный, 1 зоологический и 13 геологических памятников природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО ОКРУГА 5
1.1 Демографическая ситуация 5
1.2 Развитие социальной сферы 5
1.3 Уровень и качество жизни населения 15
1.4 Оценка финансового состояния 16
1.5 Анализ развития экономики 17
1.6 Развитие промышленных предприятий 18
1.7 Развитие сельского хозяйства 20
1.8 Уровень развития топливно-энергетического комплекса 22
1.9 Развитие транспортной системы 22
1.10 Развитие систем связи и информатизации 24
1.11 Характеристика системы жилищно-коммунального хозяйства 24
1.12 Развитие строительного комплекса 25
1.13 Развитие малого предпринимательства 26
1.14 Развитие инвестиционной деятельности и структурной политики 28
1.15 Развитие кредитно-финансовой деятельности 29
1.16 Развитие внешнеэкономической деятельности 31
2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОКРУГА 31
2.1 Проблемы развития промышленности 31
2.2 Проблемы в развитии топливно-энергетического комплекса 32
2.3 Проблемы дорожно-транспортного комплекса и связи 32
2.4 Проблемы развития агропромышленного комплекса 33
2.5 Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса 34
2.6 Проблемы развития социальной сферы 35
3 РЕЗЕРВЫ И ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
3.1 Резервы и потенциал развития промышленности 36
3.2 Резервы и потенциал развития дорожно-транспортного комплекса и связи 37
3.3 Резервы и потенциал развития сельского хозяйства 38
3.4 Резервы и потенциал развития жилищно-коммунального хозяйства 39
3.5 Резервы и потенциал развития социальной сферы 39
3.6 Возможность создания замкнутых технологических цепочек 41

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

Потенциал развития дорожно-транспортного  комплекса округа тесно связан с его географическим положением. Округ находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам. Развитая транспортная инфраструктура обеспечивает прохождение потоков в соседние регионы РФ, страны Востока. Через округ проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, с Китаем, железная дорога, связанная с Транссибирской магистралью.

Округ имеет достаточно хорошие  возможности при реализации программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях запад-восток и север-юг, включая Транссиб.

1.10 Развитие систем связи и  информатизации

В округе в 2006 году было 25 населенных пунктов не обеспеченных стационарной телефонной связью. В 2007 году запланировано  обеспечить телефонной связью все населенные пункты округа. Количество абонентов стационарной телефонной связи в 2006 году составило 6,3 тыс. человек, что на 12,5% больше, чем в 2005 году.

Число абонентов мобильной связи  в 2006 году составило 40 тыс. человек –  на 48% больше показателя 2005 года. С каждым годом количество абонентов мобильной связи в округе увеличивается. В текущем году на территории округа функционирует 2 оператора мобильной  связи: «МТС» и «Мегафон». В ближайшие годы рост операторов мобильной связи не прогнозируется. Доля территории, не обеспеченной покрытием систем мобильной связи составляет 70 %.

На территории округа  вещает 2 телевизионных  канала, прием ведется во всех населенных пунктах округа.

Большая часть информации в округ  поступает по сети Интернет (2006 г. – 35000 Мбайт, оценка 2007 г. – 70000 Мбайт). Число пользователей с каждым годом заметно увеличивается, рост 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 69%. В настоящее время к высокоскоростным каналам Интернет подключено 3 населенных пункта, но уже на ближайшее время (до 2010 года) запланировано подключить все населенные пункты округа.

1.11 Характеристика системы жилищно-коммунального  хозяйства

В соответствии с подпрограммой  «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» окружной целевой  Программы «Жилище» на 2004-2010 годы»  в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в округе, предусматривается как решение задачи снижения сверхнормативного износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования коммунальных предприятий, максимальное использование всех доступных ресурсов, включая частные инвестиционные и заемные средства, решение задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

На протяжении последних пяти лет  Администрацией округа особое внимание уделяется развитию отрасли ЖКХ  – обеспечению устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения, модернизации инженерной инфраструктуры, также повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Инфраструктура жилищно-коммунальной сферы округа характеризуется следующими показателями: общий жилищный фонд – 1128,4 тыс.кв.м. в том числе: государственный – 17,8 тыс.кв.м., муниципальный – 125,4 тыс.кв.м., частный – 985,2 тыс.кв.м., муниципальных котельных – 125, тепловых сетей – 63,4 км., водопроводных сетей – 50,64 км., сетей канализации – 13,7 км.,

В рамках ежегодно принимаемых окружных целевых программ по подготовке предприятий бюджетной сферы и ЖКХ к отопительному сезону удалось провести ремонт и реконструкцию - 74 котельных, построить и провести замену – 15,5 км. тепловых и 10,1 км. водопроводных сетей.

В настоящее время коммунальная сфера округа вышла на достаточно устойчивый уровень функционирования, стабилизировалась работа большинства объектов теплоснабжения, обеспечивающих предприятия социальной сферы и ЖКХ. За этот период выполнен большой объем ремонтно-восстановительных работ по реконструкции и капитальному ремонту котельных, замене ветхих тепловых и водопроводных сетей, ремонту систем отопления и электрооборудования объектов социальной сферы округа.

В течение последних 5 лет осуществлены значительные объемы капитальных вложений на подготовку предприятий бюджетной сферы и ЖКХ к отопительному сезону, связанной с ремонтом зданий объектов социальной сферы и реконструкцией коммунальной инфраструктуры округа.

1.12 Развитие строительного комплекса

Строительный комплекс, выполняя инфраструктурные функции механизма реализации воспроизводственных процессов экономики, необходим всем секторам хозяйства округа для их развития, создания материальной базы.

С 2000-го года начался рост финансовых возможностей «отраслей-заказчиков».

В целях организационного и правового обеспечения строительного процесса определены правила и границы поведения участников инвестиционных процессов. Созданы государственные хозрасчетные органы управления строительным производством.

За счет привлечения льготных кредитов Фонда поддержки малого предпринимательства создана и организована модернизация оборудования по производству кирпича, железобетонных изделий, малых форм благоустройства (тротуарной плитки), начато производство дверных и оконных блоков из дерева и пластика, запускаются новые мощности по деревообработке, завершено и запущено строительство завода по производству утеплителя - базальтового волокна.

Повысился спрос населения на строительные материалы и услуги подрядных  строительных организаций, особенно в  жилищном строительстве. Развивается система ипотечного строительства жилья. За 5 лет объемы строительных услуг возросли с 13 млн. руб., в 2000-м до 595 млн. руб., в 2006 году ввод жилья составил более 34,9 тыс.кв. метров.

Администрация округа стимулирует  привлечение средств населения в жилищное строительство.

Реализуются проекты дорожного  строительства и мостового хозяйства, линий электросвязи, в том числе  ВОЛС, электрических сетей  и подстанций.

Территория округа, являясь привлекательной  для вложения инвестиций в горно-рудную промышленность, а также имея благоприятное расположение в географическом отношении (одно из связующих звеньев прохождения транзитных магистралей) сама создает реальные возможности роста строительного заказа.

Реализация в 2006 году окружных мероприятий по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» позволила  при согласованном с Росстроем плане в 17 тыс. кв.м. ввести 34,9 тыс. кв.м. жилья. В том числе за счёт средств населения 13,1 тыс. кв. м.

Округ активно участвует во всех четырех подпрограммах национального проекта. Это «Обеспечение жильём молодых семей», «Ипотечное жилищное строительство», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» и «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», куда входит и переселение из ветхого и аварийного жилья.

С помощью государства 104 молодые  агинские семьи уже решили свою жилищную проблему (построили дом или купили квартиру), 245 детям-сиротам (в возрасте от 18 до 23 лет) выделены целевые средства для обеспечения жильём.

В округе стремительно набирает силу ипотека. Только в прошедшем году по этой Программе введены в эксплуатацию 222 жилых дома, а всего с начала действия ипотечной системы (с 2003 г.) построено 30,5 тыс. кв. м жилья.

Сегодня ипотекой, наравне с теми, кто может самостоятельно внести первый взнос и даже досрочно погасить кредит, активно пользуются и совсем молодые семьи, которые получают государственную поддержку округа на первоначальный взнос. В решающей степени этому способствует то, что в округе сегодня одна из самых низких в Российской Федерации процентных ставок по ипотечным кредитам – 6 % годовых.

1.13 Развитие малого предпринимательства

Несмотря на ускорение и расширение инвестиционной деятельности в промышленной сфере, территория округа является зоной высокого инвестиционного риска. Это неоднократно отмечалось и отмечается российскими рейтинговыми агентствами, которые в качестве основных факторов риска выделяют такие хозяйственные и другие особенности округа как неразвитость местных и окружных рынков, слабый потребительский спрос, завышенные цены на ГСМ, электроэнергию, комплектующие и прочие материалы, высокие транзакционные издержки и затратность производства.

Под действием этих факторов резко  вырастает (по сравнению с другими  регионами) опасность потери капиталов при крупных вложениях в производство и другие хозяйственные сферы. Более того, в округе есть ряд примеров, когда такие вложения оправдываются в очень длительный срок, с большим трудом и зачастую только при значительной, в том числе финансовой, помощи со стороны органов государственного управления региона («Агроэликс», «Новоорловский ГОК», АТПК и другие).

В этой ситуации политика развития хозяйственной  деятельности в регионе путем  поддержки и продвижения малых  предприятий и малого бизнеса позволяет достаточно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.

Так, малый бизнес, в том числе  занятый и производством промышленной и другой продукции, отличается такими качествами, как малая капиталоемкость  и рациональность производства, гибкость и хорошая приспособляемость хозяйственной политики в изменяющихся условиях, отсутствие необходимости в крупных оборотных средствах, высокая мотивация труда (как правило, учредители являются и основными работниками), низкая стоимость создания рабочего места и другие.

 

Преимущественная ориентированность  малого бизнеса на нужды местных  рынков и малые объемы производства позволяют ему легче решать вопросы  сбыта продукции и услуг, при  необходимости в короткие сроки  переориентировать направление своей деятельности или перевести бизнес в другую сферу.

Упрощенные системы налогообложения, бухгалтерского учета и специальные  льготные налоговые режимы позволяют  малому бизнесу постоянно иметь  более высокую рентабельность производства, чем крупные и средние предприятия.

Анализ состояния производства в целом и рынка услуг региона  показывает, что в этих секторах остается масса свободных «ниш», занятие которых, возможно силами именно малых предприятий и индивидуальными  предпринимателями, даст сотни и  даже тысячи новых рабочих мест – производство, переработка и реализация сельхозпродукции, сбор, подработка и поставки дикоросов, организация швейного и другого производства с использованием надомного труда, создание мини-цехов по изготовлению мелкоштучных изделий и деталей, используемых на строительстве и производстве, организация платных бытовых и коммунальных услуг и т.д.

Вышеперечисленные особенности малого бизнеса, способность и готовность значительной части населения к  хозяйственным инициативам, высокий  уровень государственной (региональной) финансово-кредитной поддержки и наличие развитой инфраструктуры малого и среднего бизнеса позволяют малому предпринимательству стать одним из наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности, способных сыграть определяющую роль в решении многих экономических и социальных проблем округа.

В настоящее время малое предпринимательство  округа представлено 111 малыми предприятиями  и 1556 предпринимателями без образования  юридического лица (ПБОЮЛ), которые  осуществляют свою деятельность практически во всех сферах производства, торговле и сфере услуг.

Малый бизнес производит 15 % валового регионального продукта, около половины промышленной и сельхозпродукции, 80 % платных (рыночных) услуг, осуществляет 100% внешнеэкономической деятельности и 76,8 % торговли, обеспечивает занятость около 8 тыс. человек, или 22 % всего экономически активного населения региона.

В силу своих особенностей малое  предпринимательство проявило свою «живучесть» и способность в  том или ином виде присутствовать и развиваться в любой сфере хозяйственной деятельности.

Его рост в округе происходит в  полном соответствии с закономерностями «от простого к сложному» и  «от малого к большому». Оно, по сути, самостоятельно, но чётко адекватно  реагирует на меры господдержки, поэтому дальнейшие процессы в развитии в регионе малого бизнеса вполне прогнозируемы.

Так, начавшись в первой половине 1990-х годов, когда в округе не было ни специализированной инфраструктуры и ни средств для финансовой поддержки, малое предпринимательство довольно продолжительное время и без особого расширения функционировало преимущественно в розничной торговле и общественном питании.

Создание окружного Фонда поддержки  малого предпринимательства, наполнение его значительными объёмами государственных средств и осуществление интенсивной программы льготного государственного кредитования стало решающим фактором бурного расширения и качественного роста малого бизнеса, который в короткие сроки распространился в сферах бытовых и других платных услуг, оптовых поставок, внешнеэкономической деятельности и приграничной торговли, начал осваивать производство промышленной продукции, услуг в сфере связи и прочей технической инфраструктуры.

На существенное увеличение Фондом поддержки малого предпринимательства в 2001-2006 годы объёмов инвестиционного кредитования и расширение им форм финансовой помощи, создание лизинговой компании и муниципальных ФПМП малый бизнес ответил значительным увеличением своих вложений в создание достаточно крупных (в местном измерении) промышленных и других предприятий и производств («Могойтуйская продовольственная компания», «Агинская торгово-промышленная компания», «Агроэликс», «Керамика», «Престиж», «ДОК-75» и др.). Развитие капитального строительства и в целом экономики и социальной сферы округа «спровоцировало» малое предпринимательство на капиталовложения и привлечение кредитов в создание достаточно крупных и хорошо оснащённых строительных организаций и стройиндустрии. Значительное качественное развитие и объёмный рост получили транспортное направление, переработка древесины, внешнеэкономическая деятельность, технический сервис и оптовая торговля.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Агинского Бурятского округа