Речной транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует “каркас” территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...…...3
Основные показатели работы речного транспорта……………………………………….......4-5
Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта……………………………….….6
Достоинства и недостатки речного транспорта…………………………………………………7
Классификация подвижного состава речного транспорта……………………………...………8
Функции, задачи речного транспорта……………………………………………………………9
Объем перевозок по России и Дальневосточному региону………………………………...10-11
Документы, используемые речным видом транспорта……………………………………..12-14
Маркировки грузов, перевозимых речным транспортом………….………………………..15-16
Тарифы на перевозку грузов речным транспортом…………………………………………17-18
Заключение………………………………………………………………………………………..19
Библиографический список………

Файлы: 1 файл

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет  путей сообщения»

Красноярский  институт железнодорожного транспорта

- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения»

 

Кафедра «ЭиУП»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине экономическая география

Речной транспорт

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки

группы Э9.11-1

Акишина Ю. Гришаева О

 

Руководитель: старший

преподаватель кафедры

«ЭиУП» Левицкая В.А

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...…...3

Основные показатели работы речного транспорта……………………………………….......4-5

Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта……………………………….….6

Достоинства и недостатки речного транспорта…………………………………………………7

Классификация подвижного состава  речного транспорта……………………………...………8

Функции, задачи речного транспорта……………………………………………………………9

Объем перевозок по России и Дальневосточному региону………………………………...10-11

Документы, используемые речным видом  транспорта……………………………………..12-14

Маркировки грузов, перевозимых  речным транспортом………….………………………..15-16

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом…………………………………………17-18

Заключение………………………………………………………………………………………..19

Библиографический список……………………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Введение

 

           Транспорт – одна из важнейших  отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует “каркас” территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

            Внутренний водный транспорт относится  к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвлённой  сетью речных путей и озёр. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн), либо в слабо освоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

            Протяжённость эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние  десятилетия сокращаются и в настоящее время составляет 89 тыс. км. Также падает и доля речного транспорта в грузообороте(2%), так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

             Для комплексного развития и эксплуатации всех видов транспорта необходимо не только определить общую потребность  страны в грузовых и пассажирских перевозок, но и распределить их между видами транспорта и отдельными транспортными направлениями. Выбор вида транспорта или их сочетания для освоения перевозок должен базироваться на изучении технико-экономических особенностей каждого вида транспорта и определении тех условий при которых каждый вида транспорта оказывается наиболее экономичным.

              В работе разрабатываются вопросы  выбора наиболее эффективного вида транспорта для перевозки грузов при исходных данных, характеристики принципов взаимодействия различных видов транспорта и организации работы в пунктах стыкования при смешанных перевозках в современных условиях, характеристики технических средств различных видов транспорта и перспективы их развития.

             Выбирая вид транспорта, следует  учесть, что основным критерием является достижение минимума затрат общественного  труда на доставку груза.

 

 

 

Основные показатели работы речного транспорта

 

          Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища).

Главным преимуществом речного  транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

            В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).

            Помимо транспортного  обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт  также выполняет сложные дорогостоящие  перевозки по малым рекам в  труднодоступных районах, а также  высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания.                В настоящее время примерно 5 тыс.судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе 21 акционерная судоходная компания (речное пароходство).Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краёв, областей и национальных округов. Протяжённость внутренних водных судоходных путей составляет 89 тыс.км, при этом на 70 % их длины гарантируется определённая глубина в течение навигации. Так, в Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная раздробленность внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,3 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей её протяжённости составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.

             Глубоководные внутренние водные  пути обладают большой провозной  способностью, их можно сравнить с  многопутными железными дорогами, и  они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозки  некоторых грузов речным транспортом  по магистральным внутренним водным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам.

             Поскольку внутренние водные  пути являются в основном естественными, то при организации судоходства  требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные  вложения на 1 км пути, чем на постройку  железной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопротивления движению судов.

             Скорость доставки грузов речным транспортом, как правило, ниже по сравнению с другими видами транспорта. Так, если скорость доставки груза обычным (немаршрутным) поездом принять за 100 %,то скорость доставки речным транспортом составит 60-70%, автомобильном в междугородном сообщении – 100-200%, трубопроводным – 40-50%, а воздушным –150-200%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта

       Основными показателями, характеризующими речные суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.

        Водоизмещение (массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно, вытесняемой плавающим судном.

        Грузоподъемность  судна — это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.

        Дедвейт (или полная грузоподъемность) — количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.

        Дедвейт определяется по формуле:

Дв = Вп — Вц

где Вп — массовое водоизмещение  судна с полным грузом, т;

Вц — массовое водоизмещение  судна без груза, т.

         Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д — это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.

Чистая грузоподъемность Дч равна массе перевозимого груза:

Дч = Д — С

где С — масса всех судовых  запасов, т.

         Грузовместимость — это  способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений, используется единовременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.

          Одним из показателей, характеризующих  эксплуатационные качества судна, является удельная грузовместимость Vуд, м3/т, которая определяется:

Vуд = Vсуд / Дч

           Для выполнения операций по погрузке и выгрузке приему и выдаче грузов, организации перевозок и  обслуживанию флота имеются морские  и речные порты и пристани.

           Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы  для судов, связанный со стороны  береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующими сооружениями, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.

 

         Достоинства и недостатки речного транспорта

 

        Основные  технико-эксплуатационные особенности  и достоинства речного транспорта:

- высокая провозная способность  глубоководных путей (например, на  Волге при глубине фарватера  120-140см провозная способность  в 2 раза выше, чем на двухпутной железной дороге);

- сравнительно низкая  себестоимость (суммарно на 30 % дешевле  себестоимости железнодорожного  транспорта, но перевозка нефти  в 3 раза дешевле, леса - в 5 раз  дешевле);

- удельный расход топлива  в 4 раза меньше, чем на автомобильном  транспорте, и в 15-20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

- высокая производительность;

- меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт  (в 10 раз);

- меньшая металлоемкость  на 1 т грузоподъемности.

 

           Относительные недостатки речного транспорта:

- сезонность работы (на  юге - примерно 240 дней из-за обмеления  рек, на севере - 120-150 дней из-за  ледостава). В США, Германии удельный  вес речного транспорта выше, так как в этих странах навигация  длится 10-11 месяцев в году;

- невысокая скорость судов  и доставки грузов;

- разобщенность речных  бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;

- использование рек в  естественном состоянии (неравномерность  глубин, извилистость пути и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Классификация подвижного состава речного транспорта

       1) Грузовой

Грузовой делится на:

    • самоходный и несамоходный;
    • сухогрузный  и наливной;
    • специализированный  и смешанного типа; и тип река-море.

 

      2) Пассажирский

Пассажирский делится на:

    • туристический и рейсовый;
    • с колесным движителем и с винтовым движителем и на воздушной подушке и подводных крыльях.

 

       3) Технический

Технический делится на:

    • ледоколы,
    • плавучие краны,
    • дноуглубительные снаряды.

Информация о работе Речной транспорт