Место и роль речного транспорта в транспортном комплексе стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:27, лекция

Описание работы

На внутренний водный транспорт (ВВТ), который является составной частью транспортного комплекса страны, возложены большие задачи по обслуживанию народного хозяйства и населения практически всех регионов страны. Осуществляются перевозки на ВВТ протяженностью около 100’000км. Речной транспорт обслуживает 61 республику, (края, области, регионы). ВВТ сохраняет свою пионерную роль в освоении природных ресурсов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Файлы: 1 файл

1 . лекция первая.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. 16.09.2012

Место и роль речного  транспорта в транспортном комплексе стран.

 

     На внутренний водный транспорт (ВВТ), который является составной частью транспортного комплекса страны, возложены большие задачи по обслуживанию народного хозяйства и населения практически всех регионов страны. Осуществляются перевозки на ВВТ протяженностью около 100’000км. Речной транспорт обслуживает 61 республику, (края, области, регионы). ВВТ сохраняет свою пионерную роль в освоении природных ресурсов Севера, Сибири, Дальнего Востока.

    Для отдельных областей  и регионов, где недостаточно  развита сеть наземных видов транспорта, речной транспорт играет особую роль, особенно для перевозки массовых грузов.

- до 85% завозок грузов в Якутию

- 60% в районы Западно - Сибирского района.

     В Европейской части  страны создана уникальная «Единая  глубоководная система» (ЕГС), протяженностью 6500 км с минимальными глубинами  на участках 3,6 метра.

    На ВВТ расположено  723 судоходных гидротехнических  сооружения (шлюзы, плотины, дамбы), сосредоточенные в основном в Европейской части страны. В их числе 108 шлюзов, 11 гидроэлектростанции, 8 насосных станции, 115 дамб, 93 плотины.

Максимальный объем перевозок  на ВВТ был отмечен в 1988 году, и  составлял  >  580 млн. тонн;  в последующие годы он сократился , и к середине 1990х годов до 100млн. тонн. Начиная с 1992г наметилась положительная динамика в развитии отрасли, на долю ВВТ в РФ приходится 3-4% от общего объема перевозок всеми видами транспорта России.

     Система ВВТ включает в себя также грузовой и пассажирский флот настоящее время в его составе находятся самоходные суда с ГП (грузоподъемностью) 2000-3000 тонн, тоннажем с ГП 5000 тонн, и крупные баржи.

     Сначала 60х годов  эксплуатируются суда типа «река-море»  («СП»- смешанное плавание), позволяющие плавать не только рекам, но и в прибрежных акваториях морей, что значительно сокращает объем перегрузочной работы в устьевых портах.

В структуре грузооборота ВТ свыше 60% - на операции в международном сообщении.

    Удельный вес заграничных перевозок в общем объеме перевозок составляет 30%.

 

   

 Основные ограничения ВВТ  (недостатки)

 

Использование ВВТ ограничено рядом факторов:

 

    1. В соответствии с географическими особенностями ВВТ работает преимущественно в меридиальном направлении, однако основные грузопотоки проходят в широтном направлении. Это вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя смешанные железнодорожно-водные перевозки.
    2. Речные перевозки носят сезонный характер и ограничены погодными условиями (иногда временами суток). Продолжительность навигации по ВВТ колеблется от 145 суток (на востоке, сев-востоке страны) до 240 суток (на юге, юго-западе).

Основные технико-эксплуатационые особенности и достоинства речного транспорта.

 

  1. ВВТ является одних самых экономичных видов транспорта. Из документов ЕС следует, что на расстояние 1 км при расходе 1литра горючего можно перевезти следующее количество грузов: автомобильным транспортом – 50 тонн, по железной дороге – 97 тонн, речным транспортом  -127 тонн.
  2. ВВТ является самым безопасным видом транспорта (в сопоставлении с объемом перевозимых грузов для аварий практически равна нулю).
  3. ВВТ экологически чистый транспорт. Затраты на поддержание (согласно межнар экологическим требованиям) на 1000 км составляют ж/д т. 15евро; авт. т. 35 евро; вод. т. 10 евро.
  4. ВВТ наиболее надежный вид транспорта. Идеально подходящий для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
  5. ВВТ удобен для доставки грузов в отдаленные районы страны.
  6. ВВТ удобен при мульти-модальных первозок, особенно на конечном этапе доставки грузов потребителю.

 

     В РФ перевозочную  деятельность на ВВТ осуществляет 2000 организаций разных форм собственности. (за рубежом около 7660)

На учете в РРР состоят  около 90’000 судов, из них 18000 самоходных, 10000 несамоходных, 7000 буксиры, 1500 каботажных судов. (за рубежом 25000 судов)

     ВВТ ежегодно перевозит  100-130 млн тонн грузов и 18-20 млн  пассажиров.

 

В настоящее время доля ВВТ в  общих транспортных перевозках составляет (в РФ) 2-2,5% ;  в ЕС 6-6,5% ; в Германии, Бельгии 14% ; в Нидерландах 40% ;

Основные понятия

ВВТ – один из видов транспорта, находящегося в ведении РФ и представляющего  собой производственно-технологический  комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство  и  иную, связанную с судоходством деятельность на ВВТ РФ.

 

ВВП РФ естественно или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками  в целях судоходства.

Судоходство – деятельность, связанная  с использованием на ВВП судов  для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плав. объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства путевых, гидротехнических, подводно-технических работ лоцманской и ледокольной проводки, в спасательных операциях, осуществление мероприятий по охране водных объектов,  защите от загрязнения , подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, в учебных, спортивных и культурных целях.

 

Судно – плавучее инженерное сооружение, предназначенное для перевозки грузов или пассажиров, а также для выполнения других специальных задач.

 

Судно смешанного (река-море СП) типа – судно, которое по своим тех.характеристикам  пригодно и, в установленном порядке, допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и водным внутренним путям (ВВП).

 

Судовождение – деятельность, связанная  с управлением судами,  осуществляющих,  плавание по водным путям.

Перевозчик – юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель  взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз из пункта отправления до пункта назначения.

 

Речной порт – комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории ВВП, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузок, выгрузок, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

 

Акватория порта- водная поверхность  порта в установленных границах обеспечивающая в своей  судоходной части маневрирование и стоянку судов.

 

 

Кораблестроение - наука, основные методы развития.

 

     Проектирование и постройка современных судов основана на корабелостроительной науке. Она зародилась в эпоху парусного флота, после того как в последней четверти были сделаны крупные открытия в математике и механике. Применив методы математических исследований в кораблестроении, член Петербургской Академии наук Эдуард Эйлер (1707-1783 род. Швейцария, раб. Россия)) создал  теорию кораблестроения. В 1749 году в Петербурге было издано его двухтомное сочинение «Морская наука» - первый в мире научный труд, посвященный систематическому разбору вопросов по мореходным качествам корабля. Эта наука получила позднее название «Теория Корабля». В книге подробно излагались учения о плавучести и остойчивости корабля, которые актуальны и в наши дни.

 

Основные  направления по которым развивается  кораблестроительная наука:

 

  1. Теория корабля- изучает мореходные качества судов
  2. Строительная механика корабля – изучает прочность корпуса судна в ценном. Методы стр.мех. корабля позволяют делать суда более легкими и в тоже время прочными и крупнотоннажными.
  3. Проектирование судов – разрабатывает методы определения главных размерений судна и формы его корпуса,, занимается вопросами расположения помещений в нутрии судна и надстройках, расчетами скорости хода судна, и мощности его главной силовой установки.
  4. Конструкция судов – (корабельная архитектура, дизайн), наука, которая объединяет судостроительные дисциплины, изучающие конструкцию и устройство судов, судовые устройства и судовые системы.
  5. Технология судостроения – изучает свойства материалов, используемых в судостроении, оборудование, с помощью которого ведут постройку судов и сам процесс постройки судов.
  6. Экономика судостроения и организации судостроительного производства.
  7. Судостроительный цикл – изучает силовые и судовые установки, вспомогательные, электрооборудование, технологию судового машиностроения.
  8. Гидромеханика судна.

 

Общее устройство судов внутреннего плавания

 

Несмотря на существующее многообразие судов различных типов, при изучении каждого из них можно выделить общие конструктивные элементы: корпус судна, надстройки, рубки, судовые и силовые установки, судовые устройства, судовые системы, трубопроводы, электронавигационное оборудование, оборудование судовых помещений.

 

ОБЩИЙ ВИД СУДНА

 

Рис 1.

 

 

Условные обозначения к схеме:

  1. Форпик
  2. Платформа
  3. Поперечные водонепроницаемые переборки
  4. Трюм
  5. Коффердам
  6. Топливные цистерны
  7. Главный двигатель
  8. Гребной винт (движитель)
  9. Рули
  10. Ахтерпик
  11. Надстройка первого яруса
  12. Надстройка второго яруса
  13. Рулевая рубка
  14. Внутренне дно
  15. Форштевень
  16. Ахтерштевень
  17. Бак
  18. Ют
  19. Фальшборт
  20. Люковые закрытия
  21. Сигнальная мачта

 

 

 

     Корпус судна – водонепроницаемая оболочка удлиненной формы (в зависимости от типа судна) способная плавать. Он состоит из обшивки и набора.

     Корпус – основной конструктивный элемент судна. Изнутри обшивка подкреплена системой балок, которые размещены в поперечном и продольном направлениях. Совокупность этих балок называют набором корпуса.

На судах смешанного и внутреннего  плавания корпус имеет одну палубу, называемую главной, расчетной или верхней. При наличии у судна второго дна, между ним и днищем образуется междонное пространство, в котором хранят жидкое топливо, сточные воды, а также принимают туда водяной балласт, необходимый для обеспечения ходкости и управляемости при порожних пробегах и выравнивании осадок судна.

 

Крайний носовой отсек судна  называют форпиком.

Переборку отделяющую форпик называют таранной или форпиковой.

 

Крайний отсек кормовой оконечности  называют ахтерпиком, а ограничивающую его переборку – ахтерпиковой

 

Цистерны жидкого топлива от жилых отсеков и грузовых трюмов отделяют коффердамами – отсеками небольшой длины. (их оборудуют вытяжной вентиляцией).

 

Надстройки – надпалубные конструкции, ширина которых равна ширине корпуса, и бортовые стенки которых являются продолжением обшивки борта. Также надстройки обычно имеют суда смешанного плавания.

 

Многие суда имеют ширину надстроек  больше ширины корпуса.

На некоторых пассажирских озерных  судах палубу увеличивают за счет развала бортов.

Также суда строят двухкорпусными, состоящими из двух узких корпусов, соединенных  общим мостом – палубой.

     В носовой части надстройку (от форштевня) называют БАКОМ.

     Настройку, расположенную  в кормовой части судна, служащую  для (жилых) помещений – называют ЮТ.

 

Судовые силовые установки – ССУ

 

ССУ – судовые силовые установки  – совокупность механизмов, служащих для превращения тепловой энергии  в механическую для вращения движителей.

 

ССУ состоит из главных двигателей и вспомогательных механизмов: насосов, компрессоров, отопительных котлов и тд.

 

На современных судах устанавливают  преимущественно теплосиловые установки, главными двигателями которых являются ДВС или судовые дизели. Такие  суда называют теплоходы. На теплоходах, кроме главных судовых двигателей устанавливают также вспомогательные – приводящие в действие судовую электростанцию, и некоторые вспомогательные механизмы. Ряд ранее построенных судов имеют паросиловые установки. Такие суда называют пароходами.

 

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА

Это совокупность специального оборудования и палубных механизмов, обеспечивающих судно необходимыми эксплуатационными и маневренными качествами.

 

К основным судовым устройствам  относят:

- Рулевое

- Якорное

- Швартовое

- Спасательное (шлюпочное)

 

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ

-Комплекс трубопроводов с их арматурой, аппаратами, приборами и механизмами, служащими для создания нормальных условий пребывания на судне людей и обеспечения безопасности его плавания.

Такими системами являются:

- Трюмные (осушительные)

- Противопожарая (водяные, пенные, углексилотная)

- Санитарная (система подачи чистой  пресной воды)

- Сточно- фановая

- Отопление

- Вентиляция

- Кондиционирование

- Холодильные и др.

 

ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦОННОЕ ОБОУДОВАНИЕ

Обеспечивает освещение судна  и работу судовых вспомогательный механизмов и устройств питающихся от судовых электростанций.

 

РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Необходимо для обеспечения  судовождения, внешней и внутренней связей на судне. Современные самоходные суда оборудованы:

 

- Компасами, для нахождения курса  судном.

- Лагами, для измерения скорости  движения судна.

- Эхолотами, для определения  глубины.

- Радиолокаторами, для обнаружения  препятствия.

- Радиостанциями для внешней  связи судна.

- Судовыми телефонами для внутренней  связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Место и роль речного транспорта в транспортном комплексе стран