Понятия восстановительного роста в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Насущная потребность в преодолении негативных экономических тенденций экономики азиатских стран, сопряженных с глобальными волнами финансового кризиса нового «турбулентного десятилетия», актуализируют поиск конкурентных направлений ее дальнейшего устойчивого движения. В тоже время, глубина и системность мировых финансовых потрясений современности, свидетельствующих о наступлении фазы кризиса в рамках большого Кондратьевского цикла и перехода экономики развитых стран к шестому технологическому укладу, содержат в себе мощную модернизационную компоненту для развития экономики страны.

Содержание работы

Введение. 2
1. Понятие экономики восстановительного роста. 3
2. Интерпретация понятия восстановительного роста в современных условиях. 6
3. Структурные изменения (развитие инвестиций в определенной отрасли экономики) 11
Выводы и рекомендации. 25
Список использованной литературы. 27

Файлы: 1 файл

спец восст роста в экономике.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Другие риски  связаны с последствиями мер  стимулирования своего экономического роста, предпринимаемыми развитыми странами.

Дальнейшее  «впрыскивание» ликвидности для  поддержания финансового сектора  в развитых странах усиливает  риски возникновения новых пузырей  на финансовых рынках, роста курса  валют и ускорения инфляции. А протекционистские меры, к которым в той или иной мере склоняются лидеры развитых стран, способны вызвать новые торговые войны, которые сделают еще более проблематичным быстрое восстановление мировой экономики.

Однако сокращение экспорта в развитые страны может быть отчасти компенсировано расширением внутрирегиональной торговли. В период  2000- 2010 гг. внешнеторговые обмены между странами региона выросли с 43% до 50% совокупного экспорта стран АТР. Впрочем, основной объем такой торговли – это поставки в Китай, преимущественно полуфабрикатов. Для производителей продукции обрабатывающей промышленности наибольший интерес представляют рынки Индии и Индонезии. Расширение внутрирегиональной торговли помогло восстановлению притока прямых иностранных инвестиций, при этом выросла и роль региона как источника прямых инвестиций в мировой экономике.

Относительно  «здоровые» макроэкономические условия  и низкий госдолг (в период с 2001 г. по 2008 г. отношение госдолга к ВВП  сократилось с 53% до 34%; несмотря на рост показателя в кризисные годы, в целом он не превысил в 2011 г. 38%) делают возможными для стран региона различные фискальные и монетарные меры стимулирования экономического роста. Если инфляция в странах региона окажется высокой, несмотря на замедление темпов роста (из-за действия внешних факторов), то меры стимулирования, чреватые дальнейшим ростом цен, выведут инфляцию на «некомфортный» уровень. Тогда правительства будут вынуждены принимать антиинфляционные меры (например, снижать налоги и тарифы)14.

Страны АТР  в последние два десятилетия  становятся объектом все более сильного притяжения для краткосрочного капитала. «Горячие деньги» делают для многих стран ограниченными возможности  проведения мягкой денежно-кредитной  политики, которая может привести к еще большему наплыву спекулятивного капитала. Дальнейшее увеличение этого потока грозит усилить давление (как повышающее в случае притока, так и понижающее – в случае оттока) на валюты курсы стран региона. Наибольшая опасность грозит тем странам, чья валютная политика строится на использовании механизма валютных резервов. Растущие потоки капиталов, устремляющиеся в страны АТР и покидающие их при изменении конъюнктуры, способны создать колебания такого размаха, который во многих странах будет очень трудно нейтрализовать.

Ряд стран уже  фактически признали такую опасность. Например, Индия и Япония в декабре 2011 г. подписали договор о двусторонних валютных свопах на 15 млрд. Индонезия, Республика Корея и Таиланд ввели  ограничения на операции с капитальными счетами. Для предотвращения резких колебаний в движении «горячих денег» каждой стране следует разрабатывать подобные меры с учетом своих национальных интересов, отмечается в докладе ЭСКАТО.

Уровень безработицы  в странах АТР снизился незначительно  – с 4,3% в 2010 г. до 4,2% в 2011 года.  Около 1 млрд чел. имеют временную работу. Создание новых рабочих мест в странах региона остается недостаточным для существенного снижения безработицы. Особенно высока безработица среди молодежи. Риск потерять работу для молодых, констатируют эксперты, в три раза выше, чем у лиц старших возрастов. Безработица среди молодежи в регионе, согласно прогнозам, останется на высоком уровне и в 2012 г. - 10,2%. Правительствам необходимо развивать предпринимательство и увеличивать занятость в сельских районах, поддерживать рабочие места в «зеленых» отраслях и развивать системы социальной защиты и страхования от безработицы, подчеркивается в докладе. В годы кризиса на этот путь встали Малайзия, Филиппины и Индия.

Растущее неравенство в доходах – еще одна проблема для стран региона. В период с начала 1990-х годов коэффициент Джини повысился на 15% . Неравенство в доходах росло в 16 из 26 стран региона, включая Китай, Индию, Индонезию и Россию. В результате эффективность мер по преобразованиям в области в области здравоохранения и образования оказалась ниже ожидаемой на 10-30%.

В 2011 г. регион пережил  ряд серьезных стихийных бедствий: землетрясение в Новой Зеландии, землетрясение и цунами в Японии и наводнения в Пакистане и  Таиланде. Убытки и потери от стихийных бедствий в 2011 г. оцениваются в 267 млрд. долл15.

Странам региона  необходимо объединить усилия и создать  совместные программы, направленные на снижение рисков, связанных со стихийными бедствиями.

В обозримом  будущем возвращение к предкризисной модели развития мировой экономики маловероятно, констатируют авторы доклада. Странам региона предстоит в перспективе двигаться к новой модели роста, основанной на расширении внутреннего спроса и углублении региональной экономической интеграции.

Эксперты ЭСКТО  предлагают четыре группы мер для  перехода к новой модели роста:

1. Расширение  внутреннего спроса за счет  увеличения инвестиций в инфраструктуру  и расширения программ социальной  защиты;

2. Меры по  интенсивному развитию сельского  хозяйства (вторая «зеленая революция»);

3. Содействие  развитию «зеленой экономики»;

4. Укрепление  потенциала региональной экономической  интеграции.

Обзор предлагает несколько вариантов экономической  политики для трех групп стран:

- страны «догоняющего  развития», обеспечивающие свой  экономический рост с помощью  индустриализации и структурных  преобразований;

- страны «сырьевого  бума», извлекающие пользу от  высоких цен на сырье;

- «начинающие»  страны (или страны «стремления»), которые не смогли извлечь выгоду из высоких цен на сырье и должны искать пути для диверсификации производства и экспорта.

Авторы обзора уделили внимание и перспективам развития российской экономики. Прогноз  роста ВВП в 2012 г. - 3,8%, с возможностью коррекции в сторону еще большего замедления в случае неблагоприятного сценария развития долгового кризиса в Еврозоне.

Дефицит бюджета  РФ (4% ВВП в 2010 г.), отметили авторы обзора, сменился небольшим профитом (0,8% ВВП) в 2011 г. Однако бюджет страны по-прежнему в значительной степени зависит от экспорта углеводородов и при неблагоприятной конъюнктуре профицит сменится дефицитом в размере 10% ВВП. Рекомендации по коррекции экономической политики авторов обзора содержат напоминание, что уход от сильной зависимости от экспорта углеводородов проще осуществлять в периоды бума и стабильного развития мировой экономики, а не в период глобальной рецессии и турбулентности. Прогресс в этом направлении, отмечается в докладе, требует создания конкурентоспособного законодательства и инвестиций в развитие инфраструктуры. Таков, по мнению авторов обзора, вклад государства в создание базы для создания здоровой  бизнес-среды и появления новых производств – с высокой добавленной стоимостью – в экспортно-ориентированных отраслях.

Ухудшение внутренней инвестиционной политики в странах СНГ, включая Россию, породило надежды на привлечение капиталов из других стран. Приток иностранных инвестиций определяется инвестиционным климатом.

   Инвестиционный  климат - это ожидаемое соотношение  доходности в данной стране или регионе от инвестиций в определенную отрасль народного хозяйства и их риска по сравнению с другими странами или сферами вложения капитала. Обычно инвестиционный климат, характеризующий приток иностранных инвестиций в различные страны, оценивается по нескольким направлениям.

   На первом  месте в качестве определяющего  выдвигается политическая и экономическая  стабильность в данной стране, которая включает наличие стабильного  хозяйственного законодательства; механизма исполнения законов  и контрактов; гарантий защиты собственности; а также размеры распространения организованной преступности и коррупций.

   На втором  месте находится устойчивость  национальной валюты, включая уровень  инфляции, гарантии ее превращения  в свободную конвертируемую валюту, возможности вывоза полученных доходов и прибылей в процессе производственной деятельности в другие страны, соответствие учета международным стандартам.

   На третьем  месте - наличие рабочей силы, ее качество, квалификация и дисциплинированность, а также уровень оплаты. Сочетание этих характеристик рабочей силы с низкими затратами на ее использование позволяет создать конкурентоспособную продукцию на основе современных технологий.

   На четвертом  месте - налоговая система, и  прежде всего уровень ставок налогов на прибыль, а также норма амортизации, возможности приобретения недвижимости и т. д.

   Обеспечение  стабильности и благоприятные  инвестиционные возможности позволили  таким странам Европейского Союза,  как ФРГ, Англия и Франция,  в течение длительного времени удерживать первое место по привлечению иностранных инвестиций, хотя Греция, Ирландия, Испания и Португалия предоставляли большие налоговые льготы.

   В современных  условиях зарубежные эксперты, оценивая  инвестиционную привлекательность  развивающихся стран, называют 10 важнейших факторов, которые обеспечивают иностранным инвесторам возможности беспрепятственно вкладывать свои капиталы в экономику этих стран:

   ♦ темпы  экономического роста (прирост  ВВП);

   ♦ политическая  стабильность (опасность переворотов, уровень преступности, гражданские конфликты);

   ♦ размеры  рынка - произведение численности  населения на душевое производство  ВВП;

   ♦ зависимость  от иностранной помощи и способность  к самостоятельному развитию;

   ♦ внешний  долг (в % к ВВП);

   ♦ конвертируемость  валюты и возможность вывоза  прибылей;

   ♦ темп  инфляции и стабильность валюты;

   ♦ уровень  внутренних накоплений (в % к ВВП);

   ♦ уровень  развития инфраструктуры (транспорт,  связь, информация);

   ♦ правовая  защита (процедура аренды и приобретения имущества, регистрации и страхования бизнеса, стабильность налогов, ограничения на изменение цен и т. д.).

   При размещении  зарубежных инвестиций следует  учитывать местные традиции и  обычаи, уровень культуры организации  бизнеса. В США в рекомендациях для бизнесменов подчеркивается, что в странах СНГ важное значение имеет доверительность личных отношений с партнерами, проявление уважения к реальным достижениям фирмы и страны в целом. Рекомендуется также назначать ответственных лиц, имеющих право принимать решения на месте. Отмечается, что переговоры в странах СНГ, как правило, имеют более эмоциональный характер, чем это принято на Западе.

   Основные  направления привлечения иностранных  инвестиций. Говоря о привлечении  иностранных инвестиций, необходимо иметь в виду, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают.

   Интересы  России направлены на решение  следующих базовых положений:

   1. Восстановление  и обновление своего производственного  потенциала с учетом внедрения новейших технологий.

   2. Насыщение  потребительского рынка отечественными  высококачественными и недорогими  товарами, проведение политики ограничения  импорта.

   3. Развитие  и осуществление структурной  перестройки собственного экспортного  потенциала.  Перенесение центра тяжести с расширения экспорта сырьевых ресурсов на увеличение вывоза конкурентоспособной трудоемкой и наукоемкой продукции.

   Интересы  иностранных инвесторов:

   1. Получение  прибыли за счет освоения обширного  внутреннего рынка России.

   2. Развитие производства на основе богатых природных ресурсов.

   3. Использование  квалифицированной и дешевой  рабочей силы, а также отечественного  научно-технического потенциала.

   В результате  перед нашим государством стоит  весьма сложная задача: с одной стороны, необходимо привлекать в страну иностранный капитал, создавая ему определенные стимулы; с другой - требуется система мер экономического регулирования, направленная на реализацию общественных целей государства.

   В странах  СНГ функционирование иностранных инвесторов можно подразделить на четыре группы.

   Первая  группа - международные экономические  организации. Они включают Всемирный  банк, Европейский и Азиатский  банки реконструкции и развития (ЕБРР, АБРР). Так, Всемирный банк  предоставляет кредиты на льготных условиях на 35 лет правительствам, местным органам власти и надежным банкам стран, где ВВП на душу населения ниже $865 в год.

   Вторая  группа - транснациональные корпорации (ТНК). На их долю приходится  более половины мировых инвестиций. ТНК выступают как стратегические инвесторы. Они создают в странах СНГ свои предприятия со 100 %-ными иностранными инвестициями (ПИИ) и смешанные предприятия (СП). Так, швейцарско-шведская корпорация АББ наладила в России выпуск экономичных турбин. Зарубежные инвесторы, купив контрольный пакет акций, реконструировали российские бумажные комбинаты в Сегеже, Котласе и других городах.

   Одно  из первых мест по инвестициям  в обрабатывающую промышленность  заняли табачные ТНК. В некоторых  странах СНГ (Украина, Молдова, Узбекистан) они контролируют более 70 % рынка, сооружают новые фабрики в Киеве, Самарканде, Санкт-Петербурге. Они наладили выпуск сигарет с сугубо национальными названиями «Казак», «Гетман», «Атаман». Вместе с тем следует отметить, что ТНК не заинтересованы в развитии конкурирующих отраслей высокой технологии.

Информация о работе Понятия восстановительного роста в экономике