Понятия восстановительного роста в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

Насущная потребность в преодолении негативных экономических тенденций экономики азиатских стран, сопряженных с глобальными волнами финансового кризиса нового «турбулентного десятилетия», актуализируют поиск конкурентных направлений ее дальнейшего устойчивого движения. В тоже время, глубина и системность мировых финансовых потрясений современности, свидетельствующих о наступлении фазы кризиса в рамках большого Кондратьевского цикла и перехода экономики развитых стран к шестому технологическому укладу, содержат в себе мощную модернизационную компоненту для развития экономики страны.

Содержание работы

Введение. 2
1. Понятие экономики восстановительного роста. 3
2. Интерпретация понятия восстановительного роста в современных условиях. 6
3. Структурные изменения (развитие инвестиций в определенной отрасли экономики) 11
Выводы и рекомендации. 25
Список использованной литературы. 27

Файлы: 1 файл

спец восст роста в экономике.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Приход к  власти президента Ли Мен Бака проходил по лозунгом поворота к либерализации  экономической политики. Однако первый год правления новой администрации совпал с началом мирового финансового кризиса, что заставило южнокорейское руководство внести коррективы в свою политику. Тем не менее, правящая администрация, отдавая дань регулирующим антикризисным мерам, старается избежать усиления прямого вовлечения государства в экономические процессы.

Южнокорейское правительство оперативно отреагировало  на проявившиеся сбои в функционировании хозяйственного механизма. Уже 19 октября 2008 г. был одобрен пакет антикризисных мер, призванных стабилизировать валюту, банковско-кредитную систему, а также положение на фондовом рынке. Решение было принято после того, как фондовый индекс KOSPI упал за день на 126,5 пункта до 1205 (самое глубокое падение с 1997г.), курс воны с начала года снизился на 29% до 1302 воны за доллар, и возникла угроза функционированию финансовой системы и реального сектора экономики. Стабилизационная программа правительства учитывала меры, принятые Банком Кореи 9 октября 2008 г., направленные на поддержание ликвидности за счет понижения учетной ставки с 5,25% до 3%, а также расширения сделок репо и скупки гособлигаций. Государство гарантировало займы в 100 млрд. долл. на срок до трех лет, к которым банки могли прибегнуть между 20 октября 2008 г. и 30 июня 2009 г. В качестве срочной меры, направленной на поддержание ликвидности и проведения внешнеторговых операций, банкам выделялись 20 млрд. долл. - из которых 1 трлн. вон (770 млн. долл.) предоставлялось Korea Development Bank с целью поддержания малого и среднего бизнеса. Еще 10 млрд. долл. направлялись на рынок валютных свопов. Эти шаги были призваны остудить ситуацию на кредитном и валютном рынках6.

На первых порах  дестабилизацию валюты удалось предотвратить. Однако в дальнейшем (2 марта 2009 г.) обменный курс приблизился к рубежу в 1600 вон за доллар, что стало самым низким показателем почти за 11 лет. Такое развитие событий связывается рядом экспертов с чрезмерной зависимостью южнокорейских заемщиков от европейского рынка капиталов. В условиях резкого осложнения ситуации в экономиках стран Центральной и Восточной Европы, в которые осуществлялись многомиллиардные вложения из ведущих государств ЕС, европейские инвесторы вынуждены были извлечь свои средства из активов третьих стран, в числе которых оказалась и Республика Корея, что не могло не отразиться на курсе воны. Говоря о данном явлении, следует подчеркнуть, что в основе его лежит глубокая вовлеченность южнокорейской экономики в процессы глобализации, объективное содержание которых имеет как позитивные, так и отрицательные последствия.

Между тем снижение курса воны достигло того уровня, за которым последовал разворот инвестиционных потоков в направлении южнокорейской  экономики. В результате, к 2010 г. валютный курс поднялся до 1100 воны за 1 долл., что благоприятно сказалось на экономическом климате в стране. Правительство укрепило фондовый рынок за счет таких мер, как снижение на три года налога на прибыль путем освобождения от налогов средств, направляемых на долгосрочные вложения в приобретение акций, а также вывода из налогооблагаемой базы полученных дивидендов. Вместе с тем правительство заявило в октябре 2010 г., что вынуждено рассматривать вопрос о введении вновь налога на доходы, получаемые иностранными инвесторами-обладателями южнокорейских ценных бумаг. Делается это дабы избежать чрезмерного притока спекулятивного капитала, устремившегося осенью 2010 г. из США на развивающиеся рынки, в том числе в РК. В итоге только за октябрь вона подорожала по отношению к доллару на 3,6%. Сохранение этой тенденции грозит интересам южнокорейских экспортеров7.

Президент Ли Мен  Бак подчеркивает свою приверженность проведению социально-экономических  преобразований, категорически не соглашаясь с точкой зрения, что кризис - не время  для проведения реформ и поддержки инноваций. По мнению президента страны, инновации как раз более чем не обходимы именно в период спада. Направления трансформации экономики Южной Кореи обозначено достаточно четко: приоритет отдается укреплению социальной стабильности общества, структурным, инновационным и внешнеэкономическим преобразованиям.

Следует вновь  подчеркнуть, что крупный бизнес в своем большинстве оказался относительно устойчив перед давлением  ухудшившейся конъюнктуры. В значительной мере это явилось следствием санации  банковского и корпоративного секторов, проведенного после кризиса 1998-1999 гг. Данное обстоятельство привлекает внимание зарубежных экспертов к анализу опыта реформирования экономики Южной Кореи. Президент Ли Мен Бак накануне саммита «двадцатки» в Лондоне был едва ли не единственным главой государства, выступившим с конкретными практическими рекомендациями по преодолению последствий кризиса, ссылаясь на недавний результативный опыт своих предшественников. Ощущая в начальный период кризиса устойчивость своих позиций, ведущие южнокорейские бизнес-группы внимательно следили за положением конкурентов, рассчитывая включиться в процесс передела собственности, сопровождающий кризисные явления. Так, металлургическая компания POSCO вынашивает планы по приобретению значительных зарубежных активов, что может способствовать закреплению ее лидерских позиций в мировой металлургии. Таким образом, кризис не умерил амбиции южнокорейского бизнеса. Он, по-прежнему, связывает свои перспективы с повышением роли на мировых рынках - причем не столько в количественном, сколько в качественном отношении. Характерно, что Samsung Electronics Co. и LG Electronics Inc. в условиях ухудшения конъюнктуры активизировали свои действия по закреплению на японском рынке информационных технологий, одном из самых требовательных и во всех отношениях трудных для освоения в мире. Причем задача ставится весьма амбициозная: на рынке продукции мобильной связи перейти из низших ценовых групп в средние и высшие.

Республика  Корея стремится создать необходимые  условия восстановительного роста экономики на основе инновационных технологий, обеспечивающим повышение конкурентоспособности экономики. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития становится поддержка образования и инновационной системы. В марте 2011 г. Министерство образования, науки и технологий утвердило принципы реформирования отрасли. Модернизация науки и образования связывается с реализацией решений организационного и финансового характера. К числу организационно-правовых мер относится расширение автономии южнокорейских университетов. Это должно снизить уровень бюрократизации, обеспечить оперативность и гибкость управления образовательными и научными центрами, а также усилить конкуренцию в сфере науки и высшего образования.

Данные шаги дополнились оптимизацией финансирования отрасли в 2011 г. в рамках унифицированной системы предоставления грантов в размере 495,5 млрд. вон. Помимо этого, с целью повышения уровня образования, особенно на периферии, правительство выделило в 2011 г. 265 млрд. вон на прямую поддержку университетов. Почти три четверти этих средств направлено в провинциальные учебные центры. Частный бизнес также рассматривает кризис как стимул развития инновационной сферы. В этих условиях крупнейшие компании стремятся нарастить свой инновационный потенциал. В 2011 г. Samsung Electronics увеличила расходы на НИОКР на 10%. В бизнес-группе LG расходы на НИОКР в 2009 г. возросли на 25% - до 3,5 трлн. вон. Примечательно, что инвестиционная программа LG в 2009 г. подверглась сокращению на 8,2%. Однако увеличение вложений в НИОКР привело к тому, что общий объем капиталовложений по сравнению с предыдущим годом не уменьшился. SK Group вкладывает 1 трлн. вон в создание продукции, отвечающей самым высоким экологическим требованиям. Hyundai-Kia Automotive Group также намерена укрепить свой научно-технический потенциал.

Предыдущие  администрации отдавали предпочтение мерам, поддерживавшим предприятия  экономически слабые, но позволяющие  сохранять и даже расширять занятость. В определенной степени при президенте Ли Мен Баке продолжается создание рабочих мест в малом бизнесе. Вместе с тем идеология экономического курса нынешнего руководства РК позволяет предположить, что больше внимания будет уделяться группе наиболее успешных компаний, действующих на самых перспективных направлениях и способных в будущем повысить свое положение в иерархии южнокорейского бизнеса.

Важной составной  частью восстановительных мер стало поддержание активной внешнеэкономической политики. Сохраняется приверженность правительства принципам открытой мировой экономики и обеспечения доступа южнокорейских компаний на внешние рынки. Достигается это путем увеличения объема страхования экспорта со 130 до 170 трлн. вон, поддержки внешнеэкономической деятельности малых фирм. Были предприняты меры по активизации начатых ранее администрацией Но Му Хёна попыток реанимировать создание сети новых или модернизированных старых специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ) с целью превращения их в центры производства высокотехнологичных товаров и услуг, а также формирования на базе ряда припортовых СЭЗ современных логистических центров.

Внешнеэкономическая политика открытости, отражающая долгосрочные южнокорейские интересы, связанные  с обеспечением доступа к перспективным  мировым рынкам, лежит в русле официальных деклараций стран «двадцатки», входящих в число лидеров мировой экономики и участвующих в выработке глобальной антикризисной программы. Проблема, однако, состоит в том, насколько декларированные принципы поддержания открытых рынков будут реализовываться на практике. Для Республики Корея ответ на этот вопрос носит во многом судьбоносный характер. Только в условиях отказа ведущих партнеров страны от протекционизма экономика Южной Кореи получает возможность реализовать в полном объеме потенциал, который она начала создавать в период кризиса в результате проведения активной экономической политики.

3. Структурные изменения  (развитие инвестиций в определенной  отрасли экономики)

 

Страны АТР замедлят темпы  экономического роста, но останутся  на лидирующих позициях в мире и в 2012 г. Наибольшие внешние угрозы развитию экономик региона несут риски долгового кризиса в Европе, а одной из самых сложных социальных проблем останется неравенство в доходах и низкие темпы сокращения уровня бедности, отмечается в ежегодном обзоре социально-экономического положения стран АТР, подготовленном ЭСКАТО (ООН).

Азиатско-Тихоокеанский  регион стал новым «полюсом» развития мировой экономики, отмечается в  обзоре, однако страны АТР сталкиваются сегодня с новыми трудностями. Вместе с тем рост внутреннего спроса, имеющиеся финансовые ресурсы для маневра в экономической политике, а также все более тесное региональное экономическое сотрудничество дают основания утверждать, что рост экономик стран АТР останется по-прежнему более высоким, чем любого другого региона мира, и существенно более высоким, чем развитых стран.

Мировая экономика в 2011 г., как полагают авторы обзора, вошла  во вторую волну кризиса, то есть V-образная траектория мировой хозяйственной  конъюнктуры сохранялась лишь до конца 2010 года. Основания для такого диагноза эксперты ЭСКАТО усматривают в неустойчивости экономического роста в США и в кризисе задолженности в еврозоне.

Темпы роста развивающихся  стран Азиатско-Тихоокеанского региона  снизились с 8,9% в 2010 г. до 7% в 2011 году. В 2012 г., согласно прогнозу, ВВП этих стран вырастет не более чем на 6,5%8.

Замедление темпов роста  варьируется по странам в зависимости  от степени включенности их экономик в глобальную. Темпы роста ВВП  в Восточной и Юго-Восточной  Азии, по прогнозу, снизятся до 7,1% в 2012 г. против 7,5% в 2011 году. Замедление темпов роста в Северной и Центральной Азии будет менее выраженным, благодаря доходам, которые страны субрегиона получат от экспорта углеводородов. Тихоокеанские островные страны также будут расти медленнее, чем раньше (прогноз на 2012 г. - 5,7% ВВП), прежде всего, за счет низких показателей Папуа-Новой Гвинеи. Южный и Юго-Западный субрегионы Азии ожидает снижение темпов роста до 5,8% в 2012 году9.

В Юго-Восточной Азии ожидается  небольшое ускорением темпов роста - до 5,2% в 2012 г., что связано с восстановительным ростом в Таиланде, пережившем сильное наводнение в 2011 году.

Китайский ВВП, по прогнозам, вырастет на 8,6%, то есть темпы его  роста снизятся – рост ВВП в 2011 г. составил 9,2%. А в Индии, напротив, ожидается повышение темпов роста с 6,9% в 2011 г. до 7,5% в 2012 году (см. табл. 1).

Замедление  темпов роста в регионе будет  сопровождаться снижением инфляции. В целом в регионе она снизится с 6,1% в 2011 г. до 4,8% в 2012 г. (см. подробнее  табл. 2).

Таблица 1.

Рост ВВП  в отдельных странах 2010-2012* гг., %10.

 

Таблица 2.

Инфляция в  отдельных странах АТР, 2010-2012* гг11.

 

Одна из основных проблем экономического развития стран  АТР – высокая глобальная турбулентность, вызванная обострением проблемы долга в еврозоне, продолжающимся ростом цен на нефть и непредсказуемостью потоков капитала. Эти факторы способны существенно замедлить темпы роста стран региона в 2012 году.

Долговой кризис стран еврозоны и проблемы евро как  единой европейской валюты, по мнению авторов обзора, - самой большой  риск для стран Азиатско-Тихоокеанского региона в этом году. Дальнейшее ухудшение ситуации в Европе может привести к потере экспортных поступлений азиатских стран на сумму около 390 млрд. долл. в 2012-2013 гг. Наименее развитые страны и страны, не имеющие выхода к морю, пострадают в наибольшей степени - сокращение объемов торговли может уменьшить региональный ВВП на 1,3 п.п. в 2012 году12.

Несмотря на прогнозируемое замедление темпов роста, Азиатско-Тихоокеанский регион не только останется наиболее быстрорастущим регионом в мире (см. диаграмму 2, слайд 3 презентации), но и «якорем» стабильности для Латинской Америки и стран Африки. Об этом, в частности, говорит рост объемов торговли на направлении Юг-Юг.

Снижение темпов роста региона ограничит возможности  для сокращения бедности. В 2013 г. не более 14 млн. человек смогут увеличить свои доходы до 1,25 долл. в день, и выше, и 22 млн. человек – до уровня не менее 2 долл. в день. Это связано и с тем, что мировые цены на продовольствие остаются на уровне, близком к историческому максимуму. Медленным остается сокращение бедности в таких странах как Бутан, Индия, Непал и Узбекистан.

Еще одна зона риска  – резкий и устойчивый рост нефтяных цен, усиленный политической нестабильностью  в нефтедобывающих странах. Если мировые цены на нефть вырастут еще  на 25 долл. за баррель, тогда, согласно расчетам экспертов ЭСКАТО, темпы роста цен в странах АТР увеличатся на 1,3 п.п., а расходы на субсидии в дизельное топливо и газолин возрастут в совокупности на 15 млрд. долл. от уровня 2010 года13.

Информация о работе Понятия восстановительного роста в экономике