Основные задачи регионального управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

В процессе перехода от планово-централизованной системы регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизантальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйств региона на рыночные отношения изменяется структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу собственности и т.д.

Содержание работы

1. Особенности организации регионального управления
2. Сущность и задачи регионального управления
3. Принципы и методы регионального управления
4. Разделение функций, ресурсов и ответственности

Файлы: 1 файл

RE.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 Стимул, как известно, - активный  побудитель деятельности предприятий  и организаций любых форм собственности.  Стимулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы  региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Так, администрация области не может обязать  предприятия, находящиеся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта (даже социально значимого и необходимого) общерегионального значения. Однако администрация области  может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация  создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования - освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д.    

 Рассматривая функциональную  структуру  регионального менеджмента, следует хотя бы кратко остановится  на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Как отмечалось ранее  перераспределение  и взаимодействие  функций, указанных субъектов управления осуществляется на оснвое принципа выделенной компетенции.    

 Этот принцип, в корне отличающийся  от традиционного принципа разграничения функций, не получил освещения  ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.  Дальнейший отказ от использования  указанного принципа в российской практике региональных реформ  - это мощный фактор их сдерживания.    

 Следует отметить, что и в  условиях планово-директивной  системы управления  хозяйством регионов  проблема разграничения функций всегда стояла  очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие  органы государственной власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между исполнительными и законодательными (представительными) органами, между регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.   

 Между тем в странах с  рыночной экономикой давно отказались  от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность – принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа заключается  в наделении каждого  субъекта управления  точно очерченными функциями, которые закреплены за ним законодательно. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.     

 Кардинальное отличие принципа  выделенной компетенции заключается  в том, что если в российской  практике разграничение функций  осуществляется  между различными сферами  деятельности и между различными отраслями хозяйства, то в зарубежной – каждый субъект хозяйствования  наделяется определенной компетенцией в сфере деятельности или в каждой отрасли хозяйства.    

 В России, например, в сфере  образования все субъекты управления (федеральные, региональные, муниципальные) занимаются всеми ее объектами. Руководство общеобразовательной средней школой осуществляют министерства (в республиках), краевые (областные) управления  или департаменты образования, районные (городские) отделы народного образования. Таким образом, в условиях казалось бы, четкого разграничения функций между сферами внутри этих сфер  у нас действует принцип «все занимаются всем». Например, в странах Западной Европы муниципалитет несет ответственность только за состояние  средней школы. В нашей стране, если на территории какого-либо города или района находится вуз или профессионально-техническое училище, то глава местной администрации несет за них ответственность наравне с региональными и федеральными органами управления.    

 Необходимость реализации принципа  выделенной компетенции обусловлена  ограничивающими факторами рыночного  регулирования регионального и  муниципального хозяйства. Региональный  и муниципальный менеджмент сами  по себе  не гарантируют социально-экономическую стабильность в стране, не устраняют дифференциации уровней и качества  жизни населения регионов и муниципальных образований. В этих условиях принцип выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики. Как отмечалось, компетенция  субъектов управления каждого уровня  в странах Западной Европы закреплена соответствующими законами.    

 Например, в Германии принцип  выделенной компетенции реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном (земля) и локальном (коммуна). Их субъекты управления осуществляют функции в строгом соответствии с принципом выделенной компетенции и объемом средств, предназначенных для реализаци этих функций

Тема 7

Региональное развитие: цели, критерии и методы управления

План

1.      Что такое развитие?

2.      Цели и критерии социального развития региона

3.      Методы управления региональным развитием    

1.Что такое развитие?  Термин “развитие” часто употребляется в следующих словосочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.   

 Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития  любого региона.     

 Развитие всегда имеет  направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.      

 Развитие региона – многомерный  и многоаспектный процесс, который  обычно рассматривается  с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитие, оно обычно рассматривается  совместно с развитием  социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

-         рост производства и доходов;

-         перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

-         перемены в общественном сознании;

-         перемены в традициях и привычках.   

 В настоящее время основной  целью экономического развития  большинства стран мира и их  регионов является улучшение  качества жизни населения.  Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

-         повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

-         создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;

-         увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.    

 Последние две составляющие  качества жизни не всегда учитываются при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается большое значение.     

 Развитие любого региона  – многоцелевой и многокритериальный  процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.     

2. Цели и критерии  социально-экономического развития  региона. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить  либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель – здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития  требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.    

 Соответственно целям развития  региона строится система критериев  (характеристик развития) и показателей,  которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия  между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека (ИРЧ), разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны  по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

-         ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

-         интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения  и средняя продолжительность обучения);

-         величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения  предельной полезности доходов.    

 ИРЧ определяется как средняя арифметическая трех указанных показателей. Индекс каждого показателя рассчитывается  по формуле:    

                     X i --  X i min                

Ii  = ---------------------,                       

Xi max  --- Xi min

где Xi   --  фактическое значение  i  показателя;

Ximax  и  Ximin  - соответственно минимальное и максимальное  значение  i-го показателя.      

 В межрегиональном сравнении,  точно так же, как и в международном  анализе, можно использовать индекс  развития человека и другие  аналогичные показатели.    

 Наряду с интегральным показателем  можно использовать отдельные  частные показатели развития  региона. Среди них:

-         национальный доход на душу населения;

-         уровень потребления отдельных материальных благ;

-         степень дифференциации доходов;

-         продолжительность жизни;

-         уровень физического здоровья;

-         уровень образования.   

 Целесообразно выделять долгосрочные  и краткосрочные  цели и соответствующие им критерии экономического развития страны.      Среди долгосрочных целей  - становление и развитие  постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни  всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.  В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста  ВНП в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели  достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.     

 Критерии экономического развития  не всегда играют роль целевых  ориентиров. Нередко в качестве  тактических целей регионального  развития выступают промежуточные  задачи, играющие роль необходимых  условий  успешного развития. Среди  таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

-         привлечение новых видов бизнеса;

-         расширение существующего бизнеса;

-         развитие малого бизнеса;

-         развитие центра города;

-         развитие промышленности;

-         развитие сферы услуг;

-         повышение уровня жизни населения региона.    

 Особое значение в определении  уровня эконмического развития  региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства  и потребления благ и рост  этого уровня в расчете на душу населения – ВНП, ВВП, реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей.      

 Для оценки динамики развития  целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического  роста в регионе: темпы роста  душевого дохода, производительность труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы эконмического роста  - жизненно важный вопрос  для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.     

 Чисто эконмические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить упрвеь социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.    

 Экономическое развитие многих  стран и регионов сопровождается  изменением структуры общественного  производства, в частности, на  смену индустриальному обществу  постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть – непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.     

 Так называемые базовые отрасли  перестают быть таковыми и  никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальнйо сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать  творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести  в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокооплачиваемыми отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсобируя поток управленческих, финансовых и                            коммерческих  инноваций. Навыки работников  и наличие прогрессивной технологии становятся  важнее низких затрат на рабочую силу и другие обычные факторы конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются во всех странах мира в большей или меньшей степени.     

Информация о работе Основные задачи регионального управления экономикой