Управление запасами и его основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 23:25, реферат

Описание работы

На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
В данном реферате рассматриваются категория товарно-материальных запасов, их классификация, а также системы управления запасами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..................3
1 Категории товарно-материальных запасов............................................................4
2 Классификация запасов...…………………........................……….........................5
3. Управление запасами и его основные задачи.......................................................7
4. Система управления запасами и ее разновидности..............................................8
Заключение……………………………………………………………….................14
Список использованных источников.......................................................................15

Файлы: 1 файл

logistika_poln_1.docx

— 81.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………..................3

1 Категории товарно-материальных запасов............................................................4

2 Классификация запасов...…………………........................……….........................5

3. Управление запасами и его основные задачи.......................................................7

4. Система управления  запасами и ее разновидности..............................................8

Заключение……………………………………………………………….................14

Список использованных источников.......................................................................15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из важнейших направлений логистики является логистика запасов. Возникновение теории управления запасами можно связать с работами Ф.Эджуорта и Ф. Харриса, появившимися в конце XIX - начале XX вв., в которых исследовалась простая оптимизационная модель определения экономичного размера партии поставки для складской системы с постоянным равномерным расходом и периодическим поступлением хранимого продукта. На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.

В данном реферате рассматриваются категория товарно-материальных запасов, их классификация, а также системы управления запасами.

 

1. Категории товарно-материальных запасов

 

 

В организации эффективного планирования загрузки производственных мощностей важную роль играют запасы. Правильное управление запасами может гасить колебания спроса.

Запасы играют центральную роль в рациональной и эффективной деятельности большинства предприятий.

Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Выделяются следующие основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов:

  • замороженные финансовые средства;
  • расходы на содержание специально оборудованных помещении;
  • оплата труда специального персонала;
  • затраты, связанные с порчей и хищением.

Наличие запасов – это расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь:

  • потери от простоя производства;
  • потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
  • потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

Выделим основные причины содержания запасов:

1.Непрерывность процесса потребления. Продажи товаров в магазине непрерывны, поэтому в сфере товарного обращения создаются запасы

2.Сезонность производства. Многие виды продукции производятся сезонно (к примеру, сельскохозяйственная продукция), но требуются потребителям постоянно в течение года.

3.Сезонность спроса. По отдельным видам товаров в некоторые периоды года возникает "пиковый спрос", следовательно, к этому следует создать запасы. К примеру, алкогольная продукция и кондитерские изделия к праздникам.

4.Длительное время транспортировки. Транспортировка товаров требует определённого времени, поэтому в периоде между заказом и поступлением товаров на склад необходимо создавать запас.

5.Партионность производства. Предприятия производят продукцию крупными партиями, а потребляются товары потребителями штучно. Запас в этом случае сглаживает неравномерность производства, распределения и потребления товаров.

6.Неравномерность спроса. Продавец точно не знает, сколько купят товара по каждой товарной позиции, поэтому вынужден создавать запасы.

7.Колебание сроков поставки товаров. Происходит по причине опозданий при отгрузке или несоблюдении сроков транспортировки.

 

 

 

2. Классификация запасов

 

 

Запасы в том или ином виде существуют на всем пути движения товаров из сферы производства в сферу обращения. В процессе производства запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции. Запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. Поскольку предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, то материальные потоки могут быть классифицированы по различным критериям.

По месту нахождения запасы делятся на:

Производственные запасы. Формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.

 Товарные запасы. Находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

 Запасы домашних хозяйств. Создаются потребителями в виде закупок товаров для текущих нужд или в виде резервных запасов.

 Запас в пути. Это товар, который заказан у поставщика и оплачен. То есть с момента оплаты товара до момента до поступления на склад.

По времени запасы подразделяются на:

Максимально желательный запас. Определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса (точка заказа). Используется для определения момента времени очередного заказа.

Текущий запас. Соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (страховой или резервный). Предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

По исполняемым функциям подразделяются на:

Текущие запасы. Обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется. 

Подготовительные (буферные) запасы. Требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

Гарантийные (страховые или резервные) запасы. Предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

Сезонные запасы. Образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва впроизводстве, потреблении или в транспортировке. 

Рекламные запасы (для продвижения). Создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.

Спекулятивные запасы. Создаются с целью защиты от возможного повышения цен или для получения дополнительной прибыли от разницы цен.

Также товарные запасы различаются по видам товарно-материальных ценностей (сырье и материалы, продовольствие; производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие; готовую продукцию; вспомогательные материалы и т.п.) и по объёмам и потребности (нормативные запасы; сверхнормативные запасы; излишние запасы)

 

3. Управление запасами и его основные задачи

 

 

Основная особенность, определяющая используемые методы планирования и контроля запасов, - характер спроса на эти запасы. Различают зависимый и независимый спрос.

Предметы, пользующиеся зависимым спросом, как правило, представляют собой подузлы и комплектующие, использующиеся в производстве конечного продукта. Cпрос (т.е. использование) на подузлы и комплектующие определяется объемом производства готовых изделий. Классическим примером является потребность в колесах для выпускаемых автомобилей. Если для каждой машины требуется пять колес, то количество колес, требующихся для производства партии автомобилей, является простой функцией от объема этой партии. Например, для 200 машин требуется 1000 (200∙5) колес.

Предметы с независимым спросом – это, чаще всего, готовые изделия, конечная продукция. Обычно готовый продукт продают (или отгружают) заказчику, в производстве какого-либо другого изделия она не участвует. В этом случае, как правило, невозможно точно определить потребность в товаре на какой-либо период времени, так как в спросе обычно присутствует элемент случайности.

Таким образом, при независимом спросе большую роль в управлении запасами играет прогнозирование, в то время как для зависимого спроса потребность в запасах определяется, исходя из производственного плана.

Теория управления запасами объединяет в себе методы анализа задач регулирования запасов некоторого продукта при независимом спросе на этот продукт. В задачах такого рода необходимо найти рациональное количество запаса, учитывая, что потери возникают как из-за неудовлетворенного спроса, так и из-за того, что продукт хранится на складе.

Проблема управления запасами возникает при рассмотрении разнообразных экономических объектов. Широко распространены задачи управления запасами при анализе розничной торговли. В этом случае рассматриваются запасы некоторого продукта в магазине. Обычно спрос считается случайной величиной с заданным распределением. Запас пополняется за счет доставки товара с оптовой базы по заявке магазина, причем время доставки может быть фиксированным или же является случайной величиной. Перед управляющим встает вопрос: когда подавать заявку на пополнение запаса, и какое количество товара требовать в заявке? На подобные вопросы отвечает теория управления запасами.

Управлять запасами необходимо и на производственных объектах, где нужно определять рациональный уровень запасов сырья, инструментов и т.п. Чрезмерный запас в этом случае приводит к нерациональному использованию оборотных средств, требует значительных затрат на хранение и уход за ним. С другой стороны, нехватка сырья, материалов или инструментов вызывает перебои в производстве. Поэтому установление рационального количества запаса является средством, позволяющим, с одной стороны, ликвидировать ненужные запасы, а с другой стороны - обеспечить ритмичность производства.

Задача управления запасами в общем случае формулируется следующим образом: определить оптимальный размер запаса, размер, частоту и сроки поставки заказа, минимизирующие суммарные затраты.

Управление запасами заключается в установлении моментов и объемов заказов на их восполнение.

Совокупность правил, по которым принимаются такие решения, называется стратегией (системой) управления запасами.

Оптимальной стратегией считается та, которая обеспечивает минимум затрат по доведению продукции до потребителей.

Нахождение оптимальных стратегий составляет предмет теории оптимального управления запасами.

 

 

 

4. Система управления запасами и ее разновидности

 

 

Система управления запасами – совокупность правил и показателей, которые определяют момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов.

К параметрам системы управления запасами относятся:

– точка заказа – минимальный (контрольный) уровень запасов продукции, при условии достижения которого необходимо их пополнение;

– нормативный уровень запасов – расчетная величина запасов, которая достигается при очередной закупке;

– объем отдельной закупки;

– частота осуществления закупок – длительность интервала между двумя возможными закупками продукции, т.е. периодичность пополнения запасов продукции;

Информация о работе Управление запасами и его основные задачи