Машиностроительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Станкостроительная  промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны.

В настоящее время  предприятия станкостроения имеются  во многих городах Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число ведущих  районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск (Кистанов и др., 1994).

Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный (Воронеж) районах (Ром и др., 1995).

Наиболее типичные для  среднего машиностроения особенности размещения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Москве - Ил-96-300, Ил-114, Як-42М; Смоленске - Як-42; Воронеж - Ил-86, Ил-96-300; Казани - Ил-62; Ульяновске - Ту-204, Ан-124; Самаре - Ту-154,Ан70; Саратове - Як-42, Омске - Ан-74; Новосибирске - Ан-38. В Москве, Казани производят вертолеты. Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск, Самара, Приморск и т.д.) выпускает разного рода орбитальные космические корабли, ракеты для запуска спутников и орбитальных станций и космические корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающие наиболее современные, высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. Наша авиакосмическая промышленность - одна из самых передовых в мире (Морозова, 1995).

Производство  слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции   предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург) (Ром и др., 1995).

Одной из главных задач  развития машиностроительного комплекса является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

2.5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения

По экспорту машиностроение занимает второе место после топливно-энергетического  комплекса. Эта отрасль дает 15 % экспорта России. Но если взять Японию и Германию, то экспорт их машиностроения  составляет:

Таблица 7.

Производство  машиностроительной продукции в  отдельных странах мира

(начало 90-х).

(сайт Госкомстата www.gks.ru)

Страна

Доля машиностроения в стоимости  обрабатывающей промышленности, %

Доля машиностроения в экспорте страны, %

США

36

48

Япония

37

64

Германия

38

48

Франция

33

35

Великобритания

32

36

Италия

32

34

Китай

26

16

Канада

25

42

Бразилия

24

15

Испания

22

31


 

В настоящее время  машиностроительный комплекс России находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относят разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

К внутренним факторам относят  низкую, по сравнению с зарубежными  аналогами, конкурентоспособность  продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Вместе с тем в  номенклатуре машиностроения есть конкурентоспособные  виды оборудования и техники, пользующиеся спросом на внутреннем и на внешних  рынках. В экспорте России, преобладает продукция оборонной промышленности и тяжелого энергетического и транспортного машиностроения.

Российское оружие обладает прекрасными боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но несмотря на это, потенциал экспорта  российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой очень сильно подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.

Несмотря на завершение перевооружения армий стран Ближнего и Среднего Востока, этот регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия. Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ закономерно ушли в США, Великобританию и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов

Продажи вооружения в  Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США. Пороговый уровень  российских поставок Тегерану, за которым  могут последовать осложнения, ограничивается $350-400 млн. для «недестабилизирующих» систем вооружений. В случае попытки поставить в Иран тактические ракеты, истребители МиГ-29 последних модификаций или современные системы ПВО осложнения в российско-американских отношениях последуют незамедлительно.

У России есть возможность  поставлять вооружение в Сирию, Алжир  и Египет, но потенциал импорта  этих стран далек от емких рынков аравийских импортеров.

Более благоприятные  перспективы наращивания российского  экспорта вооружений в - Индию и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них $0,6-1 млрд. (Прокопенко и др., 1998).

Ограничен и европейский  рынок. Бывшие соцстраны ориентируются  на закупки западного вооружения, хотя экономическая реальность и  вынуждает их поддерживать связи с Россией. В 1997 году по крайней мере три европейские страны фигурировали в первой десятке покупателей российского вооружения- Финляндия, Кипр и Венгрия. Всего они получили вооружений на сумму $300-350 млн., но поставки в Финляндию и Венгрию шли в счет погашения долга. В последние годы был зафиксирован динамичный рост военных закупок странами Латинской Америки. Однако из-за противодействия США Россия в лучшем случае может довести среднегодовой объем экспорта в этот регион до $300 млн. (Машины и оборудование, 1998).

Экспорт тяжелого машиностроения идет главным образом за счет энергетического  и металлургического оборудования. Деятельность по расширению географии  и номенклатуры экспорта осуществляется через рабочие группы со многими  зарубежными странами: Румынией, Болгарией, Словакией, Венгрией, Кубой, КНР, Вьетнамом и многими другими. В тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении конкурентоспособны горная техника, железнодорожные локомотивы, дизельные двигатели, а основное энергетическое оборудование для тепловых и гидростанций соответствует по техническим показателям лучшим мировым образцам (Госкомстат РФ – web-сервер //www.gks.ru).

В станкостроении выделяются модели машин, оборудования и инструмента, которые отвечают основным критериям  конкурентоспособности и могут служить базой для расширения экспортных поставок на мировой рынок и закупок на внутреннем рынке. К ним относятся токарно-леворверный модуль Алапаевского завода, сверлильно-фрейзерный станок Куйбышевского СПО, некоторые станки высокой сложности Клинского станкозавода, обрабатывающий центр Коломенского завода тяжелого станкостроения, алмазный порошок производства АО «МПО алмазного инструмента «Томал» (Кудинов, 1999).

Из выпускаемой строительно-дорожной техники конкурентоспособными являются: асфальтоукладчик «ДС-181» и дорожный каток АО «Раскат», кран на автомобильном ходу АО «Автокран», шагающий экскаватор АО « Уралмаш», гидрооборудование АО «Пневмостроймашина».

Отдельные виды продукции  химического и нефтяного машиностроения имеют высокий технический уровень, конкурентоспособны  и не уступают зарубежным аналогам. Это крупнотоннажные  установки для производства жидких и газообразных  криогенных продуктов, емкостное оборудование для хранения и транспортировки жидких криогенных продуктов производства АО «Криогенмаш», а также изделия АО «Гелиймаш». Свыше 50% данного оборудования экспортируется.

Конкурентоспособны и  не уступают мировому уровню буровые  установки АО «Уралмаш», вагоны метрополитена  АО «Метровагонмаш», погрузочная шахтная  машина Красногорского машиностроительного завода, магистральный пассажирский тепловоз и дизели холдинговой компании «Коломинский завод».

Экспорт тракторов составляет 20% от объема их производства. Поэтому  необходим поиск новых рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных машин, соответствующих по своим параметрам мировому уровню. Среди них - тракторы Владимировского, Липецкого, Алтайского тракторных заводов, зерноуборочные комбайны Красноярского комбайнового завода, «Дон 1200» и «Дон 1500» ПО «Ростсельмаш», измельчитель кормов «Волгарь 5» завода «Сызраньсельмаш», грабли-ворошилки завода «Соль-Илецкмаш» (Борисов, 1999).

Ряд изделий электротехнической промышленности и приборостроения  по техническому уровню и основным параметрам также не уступают аналогам зарубежных фирм. Это турбо- и гидрогенераторы, трансформаторы, крупные электрические машины, электродвигатели, кабели. Но расширение экспортных поставок электротехнической и приборостроительной продукции сдерживается из-за высокой насыщенности ею зарубежных рынков.

Машиностроительные предприятия  по отдельности не в состоянии  обеспечить комплексную конкурентоспособность  своей продукции. Так как понятие  конкурентоспособности любого товара, а тем более дорогого и служащего  длительный период, включает не только цены и основные технические характеристики, но и многие другие параметры. Всесторонняя оценка конкурентоспособности техники предполагает учет:

  • показатели  качества продукции - технический уровень, надежность, адаптация к местным условиям, уровень сервиса, ремонтнопригодность, эргономические характеристики, дизайн, а также имидж фирмы-производителя и продавца. Часто предприятия не способны удовлетворить всю совокупность таких требований;
  • ценовых показателей - цена, возможность приобретения в кредит, наличие скидок, поддержка государством выпуска дорогой наукоемкой продукции с длительным сроком окупаемости затрат. Здесь приходится учитывать, что западный производитель кредитуется своими банками нередко под гарантии российских правительственных структур. У наших предприятий при острой нехватке оборотных средств, высоких налогах такая возможность отсутствует;
  • показатели сбыта - наличие дилерской сети и представительств, охват рынка. Такие функции доступны лишь эффективным производствам;
  • продвижение продукции - радио- и телереклама, пресса, прямая реклама, выставки, сувенирная реклама (Барбашов, 1996).

Информация о работе Машиностроительный комплекс России