Машиностроительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:38, реферат

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнений, ведь он является основополагающей, для других отраслей экономики. На современном этапе развития человеческого общества: во времена экономических всплесков в северной Африке, Греции и ряда других стран, частоменяющейся конъюнктуры рынка и глобальных экономических кризисов, «на плечи» машиностроительной отрасли встает огромная ответственность за правильное и «здоровое» развитие базиса экономики. Так же эта тема актуальна потому, что на фоне отраслей нефти и газодобывающего сектора, которые являются более выгодными для экспорта и финансирования в целом, машиностроение отходит на задний план, замедляясь в развитии.

Файлы: 1 файл

ппп.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы «Машиностроительный комплекс России» не вызывает сомнений, ведь он является основополагающей, для других отраслей экономики. На современном этапе развития человеческого общества: во времена экономических всплесков в северной Африке, Греции и ряда других стран, частоменяющейся конъюнктуры рынка и глобальных экономических кризисов, «на плечи» машиностроительной отрасли встает огромная ответственность за правильное и «здоровое» развитие базиса экономики. Так же эта тема актуальна потому, что на фоне отраслей нефти и газодобывающего сектора, которые являются более выгодными для экспорта и финансирования в целом, машиностроение отходит на задний план, замедляясь в развитии.

Можно выделить несколько  основных целей данного исследования:

- проанализировать отраслевую структуру машиностроительного комплекса;

- изучить машиностроение  РФ, как систему взаимосвязанных  элементов и каждый элемент  отдельно;

- установить основные  проблемы российского машиностроения  и пути их решения с перспективами  на будущее;

Объектом данной работы будет  являться машиностроение РФ в целом  и в системе мирохозяйственных  отношений в частности, ведь, именно в нашей стране эта отрасль  имеет множество краеугольных камней и специфических особенностей. 

 

 

 

 

 

 

 

1. СТРУКТУРА МАШИНОСТРОЕНИЯ  И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РФ

1.1. Машиностроительный комплекс  – основа научно-технического  прогресса

 

Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых  комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.

Машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости  произведенной продукции и около 29% всех работающих в мире людей, а  так же почти 23% стоимости всех основных – промышленных производственных фондов. В экономически высокоразвитых странах  на продукцию машиностроительного  комплекса приходится 35 - 40% стоимости  промышленного производства и 25 – 35% занятых, в развивающихся странах  чуть меньше.

По сравнению с промышленностью  в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний  размер предприятия в отрасли  составляет по численности рабочих  около 2000 человек, по сравнению с  менее чем 900 по промышленности в  целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная  продукция машиностроения требует  разнообразной по профессиям и высококвалифицированной  рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место  по доле в валовой продукции и  промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического  комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре  экспорта.

Машиностроение создает  машины и оборудование, применяемые  повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях экономики материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому  его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.  По роли и значению в экономике их можно объединить в  3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие  развитие научно-технической революции  во всей экономике – это  приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое  машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие  развитие научно-технической революции  в машиностроении – это станкостроение  и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие  развитие научно-технической революции  в отдельных отраслях экономики  – это строительно-дорожное, тракторное  и  сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике, обеспечивая  своей продукцией нужды материального  производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит  технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. На современном  историческом этапе важно возродить  спрос на оборудование в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях экономики. Для технологической сбалансированности машиностроительного комплекса, придания необходимой гибкости его производственной базе требуется увеличение выпуска  оборудования межотраслевого назначения. В отраслях машиностроения целесообразно  ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются  или могут выпускаться самим  государством. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей, восстановить производственно-кооперационные связи со странами – торговыми партнерами. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (в первую очередь оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

Стратегия развития машиностроения предусматривает внедрение новейших технологий с возможностью замены оборудования, постепенное накопление опыта его  производства, а затем развитие приоритетных технологий.

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется  большими затратами и высокой  квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические  кадры. Чрезвычайно трудоёмкими  можно назвать следующие отрасли  комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.

 

1.2. Структура машиностроения и межотраслевые связи

 

Машиностроение – главная  отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень  научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли  тесно связаны между собой, а  также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как  крупный потребитель металла  имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное  сближение этих отраслей дает возможность  металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями экономики.

В настоящее время в  структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д.

Тяжелое машиностроение.  Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.

Электротехническая  промышленность. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами.

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало – и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

Машиностроение  для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности.

Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле.

Сельскохозяйственное  и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.

Судостроительная  промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей экономики.

 

1.3. Особенности размещения машиностроения в РФ

 

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым  рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности  в продукции, квалифицированных  трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных  материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит  к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени  испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие  полезных ископаемых, воды и т.д. В  тоже время на размещение предприятий  машиностроения сильное влияние  оказывает ряд других факторов. К  ним можно отнести: наукоёмкость; металлоёмкость; трудоёмкость; близость потребителю.

Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно вынести  военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной  безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Можно рассмотреть группировку  отраслей машиностроения по факторам размещения в приложении №1.

Для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах  России, хотя его роль в хозяйстве  районов не одинакова.

Далее в приложении №2 рассмотрим долю машиностроительного производства (в %) во всех экономических районах России.

По данным полученным в  приложении можно сделать вывод, что 87.5% машиностроительной продукции  выпускает Западная экономическая  зона и всего 12.5% выпускает Восточная  экономическая зона. В Восточной  зоне машиностроение работает не на местные  потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские  районы, а из европейских районов  поступает 67% продукции).

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно  можно выделить несколько групп  отраслей, в том числе:

1. тяжелое машиностроение(67% продукции).

Информация о работе Машиностроительный комплекс России