Машиностроительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Атомное машиностроение специализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для атомной электро-станции.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.

Электротехническая  промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование (Кистанов и др., 1994).

Станкоинструментальная  промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходится на металлорежущие станки.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.

Машиностроение  для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю.

Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.

Ракетно-космическая  промышленность выпускает орбитальные  космические корабли, ракеты для  вывода спутников, грузовых и обитаемых  кораблей и корабли многоразового  использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой  межотраслевой комплексностью производства.

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле.

Сельскохозяйственное  и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.

Судостроительная  промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства (Кистанов и др., 1994).

 

1.3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения  развитых и развивающихся стран мира

Размещение отраслей стран мира сложилось под влиянием большого числа причин, главная из которых - трудовой фактор. Ориентация на труд и определяет главные сдвиги в размещении отрасли: она переместилась в районы с «дешевым» трудом. После войны машиностроение особенно быстро развивалось в Японии, Италии, впоследствии в Южной Корее, на Тайване, Гонконге, а также в некоторых странах «новой индустриализации».

Вторым по значению  фактором, оказывающим воздействие на размещение машиностроения, является научно-технический прогресс (НТП). НТП определяет структурные сдвиги в машиностроении. Общеэкономические тенденции, вызванные научно-технической революцией, предопределили нарастание доли труда в стоимости продукции. Тем самым положение стран с дешевым трудом стало предпочтительным по сравнению со странами, обладающими ресурсами.

В - третьих, происходит систематическое усложнение машиностроительного производства, предопределившее разделение стран на производителей массовой продукции и производителей высококвалифицированной наукоемкой продукции, а также появление тенденции «передачи» массовых, но не требующих затрат квалифицированного труда производств в «новые» страны и сохранения высококвалифицированных производств в старых странах, «монополистах» научно-технического прогресса (Кубанцева, 1997).

 

Таблица 2

Производство  легковых автомобилей (тысяч штук)

(Россия и страны мира, 2004)

 

1995

1998

1999

2000

2001

2002

Россия

835

840

954

969

1022

981

Европа

           

Австрия

59

98

124

116

131

Белоруссия

-

1,3

0,2

0,05

-

-

Бельгия

1177

951

918

912

1058

950

Великобритания

1735

1748

1787

1642

1493

1628

Германия

4536

5459

5132

5302

5123

Испания

1959

2218

2345

2366

2210

2267

Италия

1422

1402

1410

1423

1272

1126

Нидерланды

100

244

215

190

Польша

366

592

647

532

361

288

Румыния

70

104

89

64

57

65

Словакия

22

125

127

181

277

226

Словения

88

126

118

123

119

Украина

58,7

25,8

9,7

17,1

26,2

43,8

Финляндия

22

32

34

38

41

Франция

3211

3932

4265

4652

3182

Чехия

208

399

Швеция

216

214

235

278

272

Азия

           

Индия

210

536

504

521

544

582

Индонезия

148

62

78

Китай

316

507

571

607

715

1067

Пакистан

21

34

39

32

40

41

Республика Корея

1999

1577

2158

2626

2477

2652

Таиланд

121

34

Турция

233

222

216

313

227

259

Узбекистан

-

54,4

58,3

Япония

7611

8056

8099

8363

8118

8620

Африка

           

Египет

8

13

12

12

11

Марокко

5,3

18

21

ЮАР

275

209

236

261

294

Америка

           

Аргентина

227

353

225

239

169

118

Бразилия

275

242

222

258

304

324

Канада

1150

1122

1482

1496

1297

1350

Мексика

703

953

995

1295

1278

1248

США

6350

5554

5638

Чили

9,1

2,8

1,5

5,2

Австралия и Океания

           

Австралия

294

336

324

330

328

Мир в целом

37522

38651

40231

42323

40420


                1. Включая сборку
                2. 2003 г. – 1012 тыс. шт.

 

На все вышеуказанные  процессы накладывается тенденция  усиления специализации и кооперирования в машиностроении отдельных стран  и всего мира. Эта тенденция  обусловлена прежде всего выгодами увеличения масштаба производства. В этой связи можно утверждать, что практика действий ТНК, создающих производственную и кооперационную сеть, рассчитанную на рынки целых континентов, имеет определенные технико-экономические основания.

Определить уровень развития машиностроения в разных странах весьма сложно. Однако по сумме признаков можно выделить следующие группы стран:

1. Страны обладающие полной номенклатурой  машиностроительного производства. Примеры: США, Германия, Япония. К  этой группе относится и Россия.

2. Страны обладающие малосущественными  пропусками в структуре машиностроения  – Англия.

3. Страны с существенными пробелами  в структуре машиностроения - Италия.

4. Страны вынужденные импортировать   часть машиностроительной продукции  из-за рубежа.

5. Страны с неравномерным развитием отраслевой структуры машиностроения: экспорт машин  покрывает менее половины импорта. (Канада, Бразилия) (Ром и др., 1995).

 

Таблица 3

Товарная структура  импорта (в процентах)

(Россия и страны мира, 2004)

 

год

Импорт - всего

Машины и оборудование

Россия

2001

100

22,0

 

2002

100

25,4

Европа

 

100

 

Австрия

2001

100

24,4

Бельгия

2001

100

15,8

Великобритания

2001

100

24,9

Венгрия

2001

100

36,2

Германия

2002

100

21,9

Греция

2001

100

15,5

Дания

2001

100

24,8

Ирландия

2001

100

44,9

Испания

2001

100

19,1

Италия

2001

100

19,2

Латвия

2001

100

19,8

Литва

2001

100

15,1

Нидерланды

2001

100

30,1

Норвегия

2001

100

23,6

Польша

2001

100

23,3

Португалия

2001

100

18,9

Румыния

2001

100

21,8

Словакия

2001

100

21,8

Словения

2001

100

19,7

Финляндия

2001

100

30,2

Франция

2001

100

22,7

Швейцария

2001

100

21,5

Швеция

2001

100

27,2

Азия

 

100

 

Бангладеш

1998

100

13,1

Израиль

2000

100

26,7

Индия

2000

100

15,3

Индонезия

2001

100

20,2

Пакистан

2001

100

16,2

Республика Корея

2001

100

33,1

Таиланд

2001

100

38,7

Турция

2001

100

22,9

Филиппины

2001

100

47,1

Япония

2002

100

22,3

Африка

 

100

 

Алжир

2000

100

24,2

Египет

2001

100

18,9

Марокко

2000

100

20,0

Эфиопия

2000

100

18,3

ЮАР

2001

100

28,6

Америка

 

100

 

Аргентина

2001

100

27,0

Боливия

2001

100

22,7

Бразилия

2001

100

32,0

Канада

2001

100

25,9

Мексика

2001

100

37,3

США

2002

100

22,7

Чили

2001

100

25,4

Австралия и Океания

 

100

 

Австралия

2001

100

28,0

Новая Зеландия

2001

100

22,0


 

Данная типология может  быть использована для регионализации глобальной экономической системы и определения  роли отдельных регионов в размещении мирового машиностроения.

На регион «Северная  Америка» (США, Канада, Мексика) приходится 1/3 мирового машиностроительного производства.

Этот регион выступает на мировых рынках прежде всего как экспортер продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей.

На регион «Западная  Европа приходится от 25 до 30% продукции  мирового машиностроения.

Третий регион - «Восточная и Юго-восточная Азия» (около 20 % продукции машиностроения), лидер которого - Япония.

В Бразилии формируется  четвертый регион мирового машиностроения (Кудинов, 1999).

В последние годы страны с дешевым рабочим трудом оказались  в более благоприятном положении, чем страны обладающие сырьевыми ресурсами.

Вторым по значению фактором стал научно- технический прогресс. Усложняется  машиностроительное производство, поэтому  выделяются страны- производители массовой продукции, производители сложной  наукоемкой продукции, развивается специализация и межстрановое кооперирование.

Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с  развивающимися является наиболее полная структура  машиностроительного производства и увеличение доли электротехники; высокое качество и конкурентоспособность продукции; отсюда- высокая экспортность и большой удельный вес в машиностроительного продукции в общей стоимости экспорта (Япония - 64%, США, ФРГ - 48%, Канада- 42%, Швеция - 44%) (Дронов и др., 1994).

Общее машиностроение далеко не однородно в развитых и развивающихся странах. В первой группе стран преобладает станкостроение, тяжелое машиностроение, производство оборудования, в другой - сельскохозяйственное машиностроение. Лидерами станкостроения являются ФРГ, США, Италия, Япония, Швеция. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска продукции станкостроения.

В электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: военно-промышленная и бытовая электроника.

Первая - удел экономически развитых стран, вторая (требующая большого количества дешевых рабочих рук) стала обычной для  развивающихся  стран. Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Маврикий экспортируют бытовую технику  даже в развитые страны (Кубанцева, 1997).

В самом машиностроении в последние годы развивается  процесс интернационализации производства. Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми  странами, где сосредоточенно около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема НИОКР. В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и США (Кудинов, 1999).

Информация о работе Машиностроительный комплекс России