Крупные экономические регионы России и особенности их территориальной организации. Центральные районы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:41, реферат

Описание работы

Население - 30,5 млн. чел. (по данным на 2010г.). Площадь 486 тыс. кв. км. Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных российских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства.

Содержание работы

Центральный экономический район……………………………………………………………………………………….3
Общая характеристика района…………………………………………………………………………………………..3
Территориальные ресурсы………………………………………………………………………………………………...4
Население района………………………………………………………………………………………………………………5
Хозяйство и промышленность района………………………………………………………………………………6

Волго-вятский экономический район………………………………………………………………………………………9
Общая характеристика района………………………………………………………………………………………….9
Особенности хозяйства………………………………………………………………………………………………………9
Территориальная организация хозяйства……………………………………………………………………….13
Основные направления развития…………………………………………………………………………………….14


Центрально-черноземный экономический район………………………………………………………………..15
Общая характеристика района…………………………………………………………………………………………15
Природно-ресурсный потенциал и промышленность……………………………………………………15
Транспорт и экономические связи…………………………………………………………………………………..18
Население…………………………………………………………………………………………………………………………19

Вывод………………………………………………………………………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Реферат по Территориальной организации населения.docx

— 55.38 Кб (Скачать файл)

Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население  продовольствием и пищевую и  легкую промышленность сырьем. Общая  земельная площадь района 13,6 млн га, из них сельскохозяйственных угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий района, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%. Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — представлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины посевных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные — гречиха, просо. Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство размещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются посевы кукурузы. Животноводство ВВЭР представлено скотоводством (мясо-молочного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцеводством, свиноводством, а также кролиководством, птицеводством и пчеловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы. За последние годы в структуре сельскохозяйственного производства Волго-Вятского экономического района произошли изменения, связанные с проведением в стране реформ. К концу 1995 г. в Волго-Вятском экономическом районе насчитывалось 8,2 тыс. фермерских хозяйств со средними размерами участков 26 га (в России соответственно 270 тыс. хозяйств с 43 га), что составило менее 1% от всех хозяйств в районе (в России около 2%). Удельный вес производства сельскохозяйственной продукции фермерскими хозяйствами в ВВЭР в 1995 г. равнялся по зерну 2%, по сахарной свекле — 1,5%, по мясу — 0,4%, молоку — 0,5% (в России соответственно 4,7; 3,5; 1,5; 1,5%). Волго-Вятский район обладает всеми видами современного транспорта. Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и одной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым подходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными дорогами. Плотность шоссейных дорог в районе выше среднероссийского показателя. Речной транспорт обеспечивает внешние и внутренние связи района по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлуга. Крупные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары. По рекам перевозятся лес, уголь, металл, соль, продукция машиностроения, строительные материалы, овощи, хлебные грузы. Трубопроводный транспорт представлен несколькими газо- и нефтетрубопроводными магистралями, обеспечивающими поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского районов. Ввоз грузов — топлива, сырья, металла, зерна — значительно превышает вывоз готовой продукции (автомобилей, станков, дизелей, речных судов, тракторов, изделий художественных промыслов, кожевенно-меховых изделий, древесины, продукции деревообработки, бумаги, картона, изделий легкой промышленности). Волго-Вятский экономический район, ввозя продукцию, имеет тесные экономические связи с Уралом и Центрально-Черноземным районами (металл), Югом (уголь восточного крыла Донбасса), Севером (апатиты), Поволжьем (нефть, хлеб, рыба, соль), Центром (машиностроительная продукция от предприятий-смежников), Западной Сибирью (топливо). Кроме того, он имеет связи с Южными экономическими районами, куда направляется из ВВЭР преимущественно лес и продукция деревообрабатывающей отрасли, машиностроения.

2.3 Территориальная организация  хозяйства

Анализ размещения производительных сил Волго-Вятского экономического района позволяет разделить территорию района на три подрайона (зоны): Нижегородскую, Кировскую области и территорию республик. Наиболее развитой в экономическом отношении является Нижегородская зона (30% — территории района, 44% населения, 52,4% — промышленной продукции), определяющая специализацию ВВЭР (автомобилестроение, судостроение, станкостроение, производство дизелей, моторов, приборов, инструментов, бумаги, картона, химической продукции). Главный промышленный узел — Нижний Новгород и важные промышленные города вокруг него — Павлово, Дзержинск, Балахна, Кстово, Бор, специализирующиеся на металлообработке, химии, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, стекольной, легкой промышленности. В заволжской части развита лесная промышленность с лесохимией. Сельское хозяйство специализируется на зерновом производстве, овоще- и картофелеводстве, на выращивании льна-долгунца. Животноводческие отрасли — скотоводство (молочно-мясного направления), свиноводство. Территория Кировской области (около 20% населения) составляет 50% всей площади района. В 1995 г. она давала около 20% всей промышленной продукции. Отрасли специализации: машиностроение и металлообработка, лесная, химическая, легкая промышленность с главными промышленными центрами в Кирове, Слободском, Кирово-Чепецке, Нововятске. Сельское хозяйство представлено льноводством, зерноводством. Марийско-Чувашско-Мордовская зона по площади составляет более 20%, по населению — около 25%, по производству продукции промышленности — около 30%. Основные отрасли промышленности: трудоемкое машиностроение, лесная промышленность, целлюлозно-бумажная, лесохимическая промышленность, производство строительных материалов, стекольная, кожевенная (Марий Эл, Чувашия), легкая (Чебоксары, Йошкар-Ола, Саранск, малые и средние города), пищевая. Ведущие отрасли сельского хозяйства — зерноводство, картофеле-, овощеводство, технические культуры (Чувашия, Мордовия), животноводство, овощеводство.

2.4 Основные направления  развития

На социально-экономическое  развитие Волго-Вятского района оказывают  влияние как благоприятные факторы (географически выгодное положение, транспортная сеть, трудовые ресурсы, накопленный производственный потенциал, научная, конструкторская и опытно-экспериментальная  базы), так и факторы негативного  воздействия (дефицит топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, недостаточно рациональное использование накопленного производственного потенциала, трудовых ресурсов, недостаток мощностей строительных организаций, плохое состояние автомобильных  дорог, напряженная экологическая  ситуация). Переход к рынку, реформирование народного хозяйства страны позволяют сделать выбор приоритетных отраслей хозяйства, чтобы обеспечить повышение вклада района в экономику России. Основное внимание следует уделить научно-техническому прогрессу, предпринимательской деятельности, новым эффективным формам организации труда, созданию предпосылок сначала для стабилизации экономики, а затем для достижения ранее утраченных ориентиров развития производства, развитию процессов разгосударствления и приватизации с учетом интересов трудящихся и государства. Важная роль принадлежит выработке соответствующего механизма акционирования, реинвестирования доходов, перелива капитала в высокорентабельные отрасли, ориентированные на потребительский спрос, надежному продуманному перепрофилированию оборонных предприятий за счет конверсии и ориентации их на выпуск товаров народного потребления. Актуально повышение комплексности использования малоценных лиственных пород; отходов лесной п Смягчению дефицита топливно-энергетических ресурсов в районе будет способствовать укрепление местной энергетической базы за счет наращивания мощностей тепловых электростанций и крупных котельных на экологичном топливе — природном газе. При этом необходимо привести в соответствие мощности строительных организаций с объемами строительно-монтажных работ, ускоренно наращивать производство строительных материалов на основе вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов сырья. Техническое перевооружение перерабатывающих отраслей АПК, создание гарантированных объемов производства сельскохозяйственной продукции (зерна, картофеля, овощей, льна, продукции животноводства) на основе новых прогрессивных форм хозяйствования, улучшение использования и перераспределения трудовых ресурсов, осуществление мер по трудоустройству и профессиональной переподготовке позволит создать возможности для улучшения социально-экономических условий жизни людей.

3.  Центрально-черноземный  экономический район

3.1 Общая характеристика  района

В формировании хозяйственного комплекса Центрально­Черноземного экономического района (ЦЧЭР) важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-географическое положение. В межрайонном территориальном разделении общественного труда Центрально­Черноземный район выделяется производством продукции железорудно-металлургического комплекса, некоторыми отраслями машиностроения, химической и пищевой промышленностью. В сельском хозяйстве отраслями рыночной специализации являются: производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса. Имея 1 % территории России и 5 % населения, район производит более 42 % железной руды, 17 % чугуна, 10 % стали, готового проката черных металлов, кузнечно-прессовых машин, химического оборудова­ния, цемента, 20 % телевизоров, холодильников, растительного масла, более 40 % сахарного песка.

Центрально-Черноземный район  граничит с ведущим промышленным районом страны – Центральным  и удобно расположен по отношению  к топливно-энергетическим базам  Поволжья, Северного Кавказа и  Украины. Природные условия региона  характеризуются умеренной континентальностью средние температуры июля -19 -22°С, января -8 -11°С количество атмосферных осадков колеблется от 400 до 550 мм в год, продолжительность вегетационного периода – 175-185 дней. Несмотря на засушливость отдельных частей региона условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Рельеф Центрального Черноземья выражен Среднерусской возвышенностью и Окско-Донской низменностью. Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития. Земельные ресурсы района используются очень интенсивно. Высока степень сельскохозяйственной освоенности территории. Из 16,8 млн. га земельного фонда 89 % принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, в структуре сельхозугодий 82 % занимает пашня, 3,9 % сенокосы, 12,8 % – пастбища. Земельные ресурсы выделяются и своим качеством: 80 % составляют почвы черноземного типа.

3.2 Природно-ресурсный потенциал и промышленность

Минеральные ресурсы Центрально-Черноземного района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной  аномалии, месторождениями огнеупорных  глин, металлургических доломитов, медно-никелевых  руд, бокситов и отдельными видами минерально-строительного  сырья.

Запасы железной руды КМА  оцениваются в 43,4 млрд. т по категории А+В+С1+С2, а забалансовые исчисляются в триллионах тонн. КМА – одна из крупнейших железорудных провинций мира. В настоящее время разведаны 17, а интенсивно используются 4 месторождения. Основные запасы железной руды провинции сосредоточены на территории двух областей Белгородской и Курской, а общая ее площадь составляет 160 тыс. км2. Протяженность бассейна – 600 км, ширина – от 2 до 40 км, мощность пластов – от 35 до 40 м. Железорудное сырье представлено двумя типами руд: богатыми с содержанием железа до 62 % (гематитовыми и мартитовыми рудами) и бедными с содержанием железа до 36 % (железистыми кварцитами). Бедные руды нуждаются в обогащении, но благодаря своему химическому составу они легкообогатимы и не требуют для этого дорогостоящих методов. Месторождения КМА дают возможность многокомпонентного использования сырья, так как железным рудам сопутствуют минерально-строительное сырье, вспомогательные материалы для металлургического производства, горно-химическое сырье, бокситы, содержащиеся во вскрышных породах.

Медно-никелевые месторождения  Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и  Кольской) медно-никелевую провинцию  Российской Федерации. Имеются месторождения  бокситов в Белгородской области, но из-за большой глубины залегания  и сложных гидрогеологических условий  они пока не эксплуатируются.

Широкий спектр нерудного  сырья используется в металлургии, стройиндустрии, химической промышленности, сельском хозяйстве района. К ним  относятся огнеупорные глины  Воронежской области, металлургические доломиты Липецкой области, мел и  цементные мергели Белгородской и Воронежской областей, фосфориты  в Курской области и т.д. Центрально-Черноземный  район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Лесные ресурсы имеют  в основном почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой древесиной.

В промышленном комплексе  Центрально-Черноземного района ведущее  место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат широко вывозятся  в другие регионы России, в страны ближнего зарубежья. К крупнейшим предприятиям металлургического комплекса относятся  Лебединский, Михайловский, Стойленский  ГОКи, объединение «КМАруда», Новолипецкий металлургический комбинат, завод «Свободный сокол», Оскольский электрометаллургический комбинат, Семилукский завод по производству огнеупоров и другие. Себестоимость производства железной руды в регионе ниже на 20 %, чем в среднем по Российской Федерации, даже несмотря на большие затраты на рекультивацию земель и дру­гие природоохранные мероприятия. Развитие отрасли в Цен­тральном Черноземье идет по двум направлениям: расширение добычи и обогащение железных руд и увеличение выпуска и ассортимента металлургической продукции за счет реконструкции Новолипецкого металлургического комбината и введение новых мощностей на Оскольском электрометаллургическом комбинате. Район является основным поставщиком электротехнической, автолистовой и трубной стали в России. Технический уровень производства и производительность труда в черной металлургии района выше, чем в среднем по России; по многим позициям продукция отрасли отвечает мировым стан­дартам.

Машиностроение является также отраслью рыночной специализации Центрально-Черноземного района и характеризует я многоотраслевой структурой. В регионе получили развитие сложные трудоемкие отрасли: радиоэлектроника, авиация, приборостроение, так и металлоемкие отрасли: горнорудное машиностроение, производство экскаваторов, кузнечно-прессовых машин, металлорежущих станков, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, производство металлических конструкций. Размещение машиностроительного комплекса в регионе отличается крайней неравномерностью и сосредоточено в основном в Воронежской области (42 % от общего выпуска продукции), также выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой промышленности.

Отраслью рыночной специализации  района является пищевая промышленность. Она имеет мощную развитую собственную  сырьевую базу и также является многоотраслевой. Важное значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная. Эти отрасли поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок. Пищевая промышленность в регионе характеризуется технической отсталостью, большим износом основных производственных фондов (до 70 %), высокой долей ручного труда. Мощность предприятий сильно отстает от объемов заготавливаемого сырья. Поэтому даже в средние по урожайности годы часть сырья остается непереработанной.

Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе тоже относится к отраслям рыночной специализации. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее отрасль в районе получила значительное развитие и большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. Это – синтетический каучук, шины из Воронежа, резинотехнические изделия из Тамбова и Курска, синтетические волокна из Курска, синтетические моющие средства из Шебекино анилиновые красители из Тамбова. Перспективны в районе производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов.

По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно из-за ограниченности собственных ресурсов. Цементная промышленность – отрасль строительного комплекса Центрально-Черноземного района также относится к отраслям рыночной специализации. Ее развитие в районе обусловлено наличием крупных ресурсов сырья, комплексным использованием вскрышных пород при разработке железных руд КМА. Крупные цементные заводы размещены в Белгороде, Старом Осколе, Липецке. Другие отрасли промышленности в Центрально-Черноземном районе являются дополняющими комплекс.

Электроэнергетика региона  имеет специфичную структуру. Более 80 % электроэнергии дают атомные электростанции. Здесь построены и постоянно расширяются Нововоронежская и Курская АЭС. В областных центрах работают крупные тепловые электростанции. Часть электроэнергии поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства Центрального Черноземья.

Строительная индустрия в основном удовлетворяет внутренней потребности региона. Она развивается на богатой и разнообразной собственной сырьевой базе. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены в основном вокруг областных центров.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует привозное  сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах на­родного потребления.

Информация о работе Крупные экономические регионы России и особенности их территориальной организации. Центральные районы России