Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа, развитие транспортной сети Уральского федерального округа. Све

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:37, практическая работа

Описание работы

Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы. В связи с тем, что отсутствуют денежные вложения со стороны крупных компаний повысить качество железнодорожного транспорта и всей сети в целом достаточно трудно.

Содержание работы

Введение. 2
I раздел. 3
Характеристика географического положения Уральского округа. 3
Население. 3
Характеристика ресурсов. 4
Нефть и газ. 5
Цветная металлургия. 5
Лесные ресурсы. 6
Водные ресурсы. 6
Сельское хозяйство. 7
II раздел. 9
Характеристика развития транспортной сети Уральского округа. Свердловская железная дорога. 9
Характеристика видов транспорта. 10
Автомобильный транспорт. 10
Водный (речной и морской) транспорт. 12
Воздушный транспорт. 13
Трубопроводный транспорт. 14
Железнодорожный транспорт. 15
III раздел. 18
Расчет густоты железных дорог. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы: 22

Файлы: 1 файл

Kursovik.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

наиболее развитую в экономическом  отношении территорию округа,

топология ее транспортной сети близка к ортогональной, характерной для

экономически развитых и  заселенных районов. Транспортная сеть этого

региона состоит из трех идущих в широтном направлении железнодорожных

магистралей  – Тюмень  – Екатеринбург  – Пермь; Курган  – Екатеринбург  –

Дружинино  – Казань; Курган  – Челябинск  – Миасс  – Уфа; и трех

меридиональных железных дорог  – Челябинск  – Каменск-Уральский  –

Екатеринбург; Алапаевск  – Серов; Челябинск  – Полевской  – Екатеринбург;

Миасс – Бердяуш –  Дружинино – Кузино и странами "ближнего зарубежья". Вторая часть региона, включающая практически Тюменскую область (и прежде всего Ханты-Мансийск и Ямало - Ненецкий автономные округа), с точки зрения развития производительных сил и формирования сети путей сообщения  можно по праву отнести к районам пионерного хозяйственного освоения. Отличительным признаком этого является очаговый характер развития его экономики с преимущественным созданием здесь производств по добыче и первичной обработке наиболее ценных и дефицитных видов сырья и топлива.

Характеристика  видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

 

Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить  транспортные средства в необходимом  количестве и в нужном месте; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства). Протяженность сети автомобильных дорог с твердым покрытием Уральского федерального округа в 2007 г. составила 37,3 тыс. км, а густота сети в расчете на единицу площади территории (на 1 тыс. кв. км)  – 20,5 км, что почти в 9 раз уступает показателю Центрального, в 6 раз Приволжского, почти в 5 раз Южного и в два раза Северо-Западного федерального округов. Автомобильные дороги с твердым покрытием по территории округа размещены крайне неравномерно. Наибольшая их плотность наблюдается в Челябинской области (101,3 км/1000 кв. км). Несколько ниже плотность автомобильных дорог в Курганской (91,9 км/1000 кв. км) и Свердловской областях (56,0 км/1000 кв. км). Плотность автомобильных дорог в Тюменской области находится на уровне показателя регионов Сибири и Дальнего Востока, интенсивное хозяйственное освоение которых начато 3-4 десятилетия назад. Ведущими автомобильными магистралями округа являются дороги преимущественно широтного направления, среди них дороги европейской сети маршрутов Е22 Ишим  – Тюмень  – Екатеринбург  – Пермь  – Ижевск  – Казань  – Нижний Новгород  – Москва; Е30 Омск  – Ишим  – Курган  – Челябинск – Уфа. Дороги федеральной сети маршрутов М51 Новосибирск  – Омск  –Петропавловск (Республика Казахстан)  – Курган  – Челябинск; М7 Екатеринбург – Пермь – Казань – Нижний Новгород и М5 Челябинск – Уфа –Самара. Велика значимость территориальной дороги Р404 Тюмень – Тобольск – Нефтеюганск – Ханты-Мансийск.

 

Размещение сети автомобильных дорог с твёрдым  покрытием

по территории Уральского федерального округа

в 2007 году.

 

Субъекты Российской Федерации

Протяжённость

автомобильных

дорог, км

Густота

автомобильных

дорог, км/1000 км2

Уральский федеральный округ

37292

20,5

Курганская область

6570

91,9

Свердловская область

10874

56,0

Тюменская область, вкл. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. округа

10880

7,4

Челябинская область

8968

101,3


Водный (речной и морской) транспорт.

 

Внутренний водный транспорт  округа, хотя и потерял былое значение в связи со строительством железных дорог, его роль в обслуживании экономики остается весьма существенной. Судоходные пути, обеспечивающие перевозки грузов, составляют магистральные реки Обь и Иртыш (в границах округа), а также широкая гидрографическая сеть, включающая такие реки как Пур, Таз, Надым, Конда и многочисленные притоки названных рек. По внутренним судоходным путям округа осуществляются перевозки 10,1 млн. т. грузов. Из них завозится в округ из других федеральных округов 1645 тыс. т строительных материалов, нефтепродуктов и других грузов. Основной объем (1607 тыс. т) поступает из южных районов Сибири (Новосибирской, Омской и Томской областей, Алтайского Края). Небольшие объемы (38 тыс. т.) следуют в судах смешанного (река-море) плавания из Северо-Западного федерального округа (из  Карелии, Мурманской области и Ненецкого Автономного округа). Из округа по внутренним судоходным путям вывозится 176 тыс. т грузов, практически весь объем следует в южные регионы Сибири. Морской транспорт в настоящее время не осуществляет перевозки грузов в Уральский федеральный округ. Однако раньше его роль была довольно значительна и заключалась в доставке оборудования, снабженческих грузов в пункты, не имеющие других транспортных подходов, в частности на мыс Харасавэй (полуостров Ямал), куда на  ледовый припай доставлялись все необходимые грузы с последующей их транспортировкой на материковую часть с помощью тракторов и другой техники. Важную роль сыграл морской транспорт и в завозе для строящихся трубопроводов труб большого диаметра и доставлявшихся  на шедших из Западной Европы судах-лесовозах с использованием их балластных пробегов. Это обеспечило значительный эффект при формировании системы трубопроводов на севере округа. Оборудованных морских портов здесь нет, и выгрузка из морских судов осуществлялась на рейде в подходящие к морским лесовозам баржи внутреннего плавания.

Воздушный транспорт.

 

Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый. Через  территорию Урала проходят многие международные  авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург. Район имеет широкую  сеть внутренних и межрегиональных  авиалиний. В условиях отсутствия развитой сети железных и автомобильных дорог в районах нового хозяйственного освоения  – севера Свердловской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов его значимость высока и для обеспечения связей внутри округа, а также для связи с пунктами, удаленными от магистральных железнодорожных и автомобильных трасс. Аэропорты для приема тяжелых магистральных самолетов имеются в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени. Аэропорты имеются и во всех главных городах и промышленных центрах округа. Широкой сетью аэропортов покрыта территория Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов  – Нижневартовск, Кагалым, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, Коротчаево, Тарко-Сале, Красноселькуп, Мыс Каменный, Тазовский и т.д. Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок. Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, манёвренность в организации пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность полёта и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими маршрутами на других видах транспорта. Единственный транспорт, который охватывает перевозками почти все районы страны. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты доставляют грузы в труднодоступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию и почту. Главная специализация – перевозка пассажиров. Кроме перевозки грузов и пассажиров, самолеты и вертолеты гражданской авиации используются в разных отраслях народного хозяйства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательских работ, в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров и др.

Трубопроводный  транспорт.

 

Размещение трасс трубопроводов  существенно отличается от направлений  железных и автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа  местности, что позволяет прокладывать их по кратчайшему пути. Этот вид  транспорта может функционировать  в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке  минимальны. Нефтепроводный транспорт является ведущим в освоении потоков сырой нефти, направляемых в западные, южные и восточные регионы Российской Федерации и на экспорт. Железнодорожным и речным транспортом осваиваются лишь потоки нефти с неподключенных к сети магистральных нефтепроводов месторождений. Здесь берут начало магистральные нефтепроводы Сургут – Тобольск – Курган – Уфа – Самара, Сургут – Пермь – Альметьевск – Казань – Нижний Новгород – Ярославль – Полоцк (Республика Беларусь); Нижневартовск  – Самара; Усть - Балык  – Тобольск  – Омск  – Республика  Казахстан (Павлодар, Чимкент); Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Красноярск. Нефтепродуктопроводный транспорт представлен четырьмя системами трубопроводов, обслуживающих направления Петропавловск (Республика Казахстан) – Челябинск – Уфа; Екатеринбург – Челябинск; Тюмень – Курган; Челябинск – Бердяуш – Уфа. Газопроводный транспорт на территории округа имеет головные участки крупных международных и межрегиональных направлений транспортировки (прокачки) газа, в том числе Медвежье – Пунга – Казань –Нижний  Новгород  – Москва; Уренгой  – Медвежье  – Надым  – Вухтыл  –Торжок (с ответвлением на Санкт-Петербург и российско-финскую границу) – Минск – Западная Европа («Сияние Севера»); Уренгой – Суртуг–Тобольск – Тюмень – Челябинск – Петровск; Уренгой – Новопсков; Уренгой – Помары – Ужгород. С Ямбургского месторождения в систему газопроводов подается свыше 180 млрд. куб. м газа. В ближайшей перспективе с началом освоения Ямальских газовых месторождений его транспортировка по трубопроводам в единую систему газопроводов будет осуществляться по северной ветви в район Ухты и далее по направлению Ухта  – Грязовец  – Торжок.

Железнодорожный транспорт.

 

Железнодорожный  транспорт  -  основной  вид  магистрального  транспорта, обеспечивающий межрайонные  перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено  двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением  направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных  связей Урала с конфигурацией, пропускной и провозной способностью. Железнодорожный  транспорт отличают универсальность (способность провозить практически  все виды грузов), высокая провозная  и пропускная способность, сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта),сравнительно высокая скорость движения и др. Протяженность сети железных дорог округа составляет 8536,3 тыс. км (10% от эксплуатационной длины главных путей железных дорог страны). Направления основных железнодорожных магистралей округа определяются, прежде всего, направлением транзитных и межрегиональных грузопотоков и линиями, обеспечивающими потребность районов нового хозяйственного освоения. Железнодорожные линии округа обслуживаются Свердловской железной дорогой  – 5676,3 км (66,5% сети), Южно-Уральской железной дорогой  – 2507,9 км (29,4%), Горьковской железной дорогой  – 193,8 км

(2,3%), Северной железной  дорогой  – 97,3 км (1,1%), Куйбышевской  железной дорогой – 61 км (0,7%). Техническое  оснащение большинства железнодорожных  линий достаточно высокое. Протяженность линий в два и более путей составляет 49,3%  (4204 км), электрифицировано 62,3% протяжения сети (5318 км), оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией 5273 км или 61,8%.Размещение сети железных дорог по субъектам Российской Федерации колеблется в значительных пределах. Наибольшая плотность железнодорожных коммуникаций наблюдается в Челябинской области  –  20,3 км/1 тыс.кв.км. Наибольшая плотность железных дорог находится в Свердловской области – 18,3 км/1 тыс.кв.м. Далее с большим отрывом следуют Курганская и Тюменская области. Наименьшая плотность железных дорог в районах пионерного хозяйственного освоения  – Ханты-Мансийском (2,0 км/1 тыс.кв. км) и Ямало-Ненецком (0,63 км/1 тыс.кв. км) автономных округах. Предпосылкой перспективного роста перевозок по железным дорогам округа является дальнейшее хозяйственное освоение природных ресурсов округа, в том числе

углеводородов в северных регионах округа и прежде всего на Ямале, реализация проекта «Урал  промышленный – Урал полярный», реконструкция 

и развитие местных предприятий  металлургии, энергетики, машиностроения, нефтехимии, лесопереработки, строительной отрасли, усиление внешнеторгового и транзитного потенциала железных дорог округа. В 2008 году пассажирооборот железнодорожного транспорта Уральского федерального округа составил 16,5 млрд. пасс.-км, а отправление пассажиров по сети железных дорог округа составило 59,5 млн. чел. Более 98 % от общего объёма отправления пассажиров по Уральскому федеральному округу приходится на Свердловскую и Южно-Уральскую железные дороги. Доля Уральского федерального округа в выполнении общесетевого пассажирооборота на железнодорожном транспорте составила соответственно 10,8 % - в дальнем следовании и 5,6 % - в пригородном сообщении. Отправление пассажиров по Уральскому округу составило в дальнем следовании 10,0 %, а в пригородном сообщении 4,0 % от общего по сети показателя.

Около 50 % перевозок  пассажиров дальнего следования в Уральском  федеральном округе осуществляется в связях с Приволжским федеральным округом. На связи с Сибирским округом приходится порядка 18,6 % отправленных пассажиров, с Центральным - 17,3 %.

Транспорт – важнейшая  составная часть производственной инфраструктуры Урала. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения целостности, повышения уровня жизни населения Уральского федерального округа. Транспортная система Уральского федерального округа состоит из всех видов современного транспорта – железнодорожного, автомобильного, речного, морского,  воздушного, нефтепроводного и газопроводного.

 

III раздел.

Расчет  густоты железных дорог.

Расчет густоты железных дорог  в Уральском федеральном округе

Административно-территориальная  единица

Территория, S,

Население, N, тыс.чел.

Эксплуатационная длина  железных дорог, L, км.

Густота железных дорог, D

Dt, км/

Dn, км/чел

Dtn

Курганская область

71,5

896

746,5

0,0104

0,0008

3,116

Свердловская область

194,3

4297,7

3546,7

0,0182

0,0008

1,872

Тюменская область

1435,2

3459,4

882,2

0,0006

0,0002

2,129

Ханты-Мансийский автономный округ

534,8

1561,2

1084,1

0,002

0,0007

9,495

Челябинская область

88,5

3480,1

1795,6

0,0202

0,0005

1,734

Ямало-Ненецкий автономный округ

769,2

536,5

481,2

0,0006

0,0009

1,814

Итого

3093,5

14230,9

8536,3

0,0087

0,0006

3,36

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа, развитие транспортной сети Уральского федерального округа. Све