Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа, развитие транспортной сети Уральского федерального округа. Све

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:37, практическая работа

Описание работы

Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы. В связи с тем, что отсутствуют денежные вложения со стороны крупных компаний повысить качество железнодорожного транспорта и всей сети в целом достаточно трудно.

Содержание работы

Введение. 2
I раздел. 3
Характеристика географического положения Уральского округа. 3
Население. 3
Характеристика ресурсов. 4
Нефть и газ. 5
Цветная металлургия. 5
Лесные ресурсы. 6
Водные ресурсы. 6
Сельское хозяйство. 7
II раздел. 9
Характеристика развития транспортной сети Уральского округа. Свердловская железная дорога. 9
Характеристика видов транспорта. 10
Автомобильный транспорт. 10
Водный (речной и морской) транспорт. 12
Воздушный транспорт. 13
Трубопроводный транспорт. 14
Железнодорожный транспорт. 15
III раздел. 18
Расчет густоты железных дорог. 18
Заключение. 20
Список используемой литературы: 22

Файлы: 1 файл

Kursovik.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

 

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ»

Кафедра «Экономика транспорта»

Дисциплина: «Регионалистика»  

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему: «Экономико-географическая  характеристика Уральского федерального округа, развитие транспортной сети Уральского федерального округа. Свердловская железная дорога»

 

 

  

 

 

   

 

 

 

Выполнила студентка

факультета ЭСУ                                                           Евстафеева Т.А.

группы МПБ-211                                                      подпись                      дата

Зачетная книжка № 07-211-10 

Научный руководитель:                                             старший преподаватель

Котова  Евгения Алексеевна

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение. 2

I раздел. 3

Характеристика географического положения Уральского округа. 3

Население. 3

Характеристика ресурсов. 4

Нефть и газ. 5

Цветная металлургия. 5

Лесные ресурсы. 6

Водные ресурсы. 6

Сельское хозяйство. 7

II раздел. 9

Характеристика развития транспортной сети Уральского округа. Свердловская железная дорога. 9

Характеристика видов транспорта. 10

Автомобильный транспорт. 10

Водный (речной и морской) транспорт. 12

Воздушный транспорт. 13

Трубопроводный транспорт. 14

Железнодорожный транспорт. 15

III раздел. 18

Расчет густоты железных дорог. 18

Заключение. 20

Список используемой литературы: 22

 

 

Введение.

 

Транспорт- (от латинского слова  «транспорто» - «переношу», «перемещаю», «перевожу»)- это отрасль народного  хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот  или иной вид перевозочных средств.

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Так же играет огромную роль в состоянии экономики страны, и позволяет расширить возможности слаборазвитых регионов, городов или стран, связать производство и потребителей.

Продукцией транспорта является грузооборот и пассажирооборот. Они образуют материальную основу всей системы международных и внутренних территориально-экономических связей. Транспортная система любой страны или района тесно связана с  территориальной структурой хозяйства.

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным.

Каждый вид транспорта выполняет определенные функции  в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной  способности грузов и пассажиров.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и  износом подавляющего большинства  транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы. В связи с тем, что отсутствуют  денежные вложения со стороны крупных  компаний повысить качество железнодорожного транспорта и всей сети в целом  достаточно трудно.

I раздел.

Характеристика  географического положения Уральского округа.

 

Уральский федеральный округ  состоит из шести субъектов Федерации : Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Центром округа является город федерального значения Екатеринбург.

В административный состав Уральского федерального округа входят 6 субъектов (регионов) Российской федерации: Курганская область ( г. Курган), Свердловская область ( г. Екатеринбург), Тюменская  область ( г. Тюмень), Челябинская область (г. Челябинск), Ямало – Ненецкий автономный округ (г. Салехард), Ханты - Мансийский автономный округ (г. Ханты - Мансийск).

Уральский федеральный округ  занимает центральное положение  в стране. Уральский федеральный граничит на западе с Приволжским федеральным округом, на севере - с Северо-Западным федеральным округом, на востоке - с Сибирским федеральным округом. На юге и юго-востоке Уральский федеральный округ имеет границу с Республикой Казахстан. На севере территория округа омывается морями Северного ледовитого океана.

Население.

 

Площадь округа — 1,79 млн. кв.км (10,5 % от территории России), население — 12,4 млн. человек (8,52 % от населения России). Плотность населения — 7 человек на кв.км; 80,1 % населения живет в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 человек на кв.км.

На территории округа проживают  русские, украинцы, татары, немцы, башкиры, ненцы, белорусы, казахи, удмурты, азербайджанцы, селькупы.

Номер

Административные  единицы

N, численность 
тыс. чел.

S км2

Площадь тыс.

Плотность населения  чел/км2

1

Свердловская  область

4298

194,3

22,1

2

Челябинская область

3478

88,5

39,2

3

Курганская область

911

71,5

12

4

Тюменская область

3430

1435,2

2

5

Ханты-Мансийский – Югра АО

1538

534,8

2,85

6

Ямало-Ненецкий АО

546

769,2

0,70

Итого

∑N

∑S


Исходя из данных таблицы, можно увидеть, что по плотности  населения лидирует Челябинская  область – 39,2 ,  а Тюменская  обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий Автономные округа, несмотря на свою большую  площадь, имеют достаточно низкую плотность  населения – 2, 2,85 и 0,70 человек соответственно.

Характеристика  ресурсов.

Природные ресурсы Уральского федерального округа отличаются большим разнообразием  и оказывают серьезное воздействие на его хозяйственную специализацию и уровень экономического развития. Главным природным ресурсом являются уникальные запасы природного газа и нефти. В Уральском округе сосредоточена большая часть нефтегазовых ресурсов России. Соответственно, добыча газа(92 % от общероссийской) и нефти(65%) играют ведущую роль в экономике округа, так же округ обладает и минерально–сырьевыми, и топливными, и нерудными полезными ископаемыми. По запасам некоторых видов минеральных ресурсов (медных руд, асбеста, калийных солей) Урал занимает ведущее место в мире.

Нефть и газ.

Основные запасы нефти сосредоточены  в районах Среднего Приоборья, в регионах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Крупнейшие месторождения выработаны и находятся в стадии падающей добычи(Самотлорское, Нижневартовское, Сургутское и другие).Имеются месторождения тяжелой нефти, Новопортовское, Старо-Комсомольское, Федоровское, Ван-Еганское, Аянторское. Новые местрождения-Аржановское, Сергинское, Коттынское в Ханты-Мансийском автономном округе и Северо - Самбургское и Южно - Пямалияхское в Ямало-Ненецком автономном округе.

Основные ресурсы газа находятся  в северных регионах Ханты-Мансийского  и Ямало-Ненецкого автономных округов. Крупными месторождениями являются Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Надымское, Тазовское, Полуостров Ямал.

Транспортировка нефти и газа ведется  самым надежным способом – трубопроводом, который занимает в системе транспорта нефти УФО до 99%.

Цветная металлургия.

Цветная металлургия округа представлена несколькими отраслями -медной, цинковой, алюминиевой, никелевой. Ведущее место принадлежит медной промышленности. Колчеданные руды – Маукское, Кузнечихинское и Султановское месторождения. Медная промышленность сосредоточена в Карабашском, Томинском и  Биргильдинском месторождениях. Еще три месторождения- Ново-Николаевское, Тарутинское и Михеевское- открыты в Варненском районе и готовятся к разработке. Предприятия никелевой отрасли осуществляется в местах добычи руды - в Свердловской и Челябинской областях. Алюминиевая промышленность сосредоточена в г.Краснотуринске и г.Каменск-Уральске. В Агаповском районе разрабатывается Сахаринское месторождение никель-кобальтовых руд.  
Месторождение бокситов расположено на севере Саткинского района, близ пос. Сулея и Межевой Лог. Месторождение отработано.

Запасы  основных полезных ископаемых на территории Уральского федерального округа, в % от имеющихся в России.

Полезные ископаемые

Запасы (% ) от России

Газ

75%

Нефть

68%

Марганец

27%

Железо

14%

Золото

8%

Медь

8%


Лесные  ресурсы.

Значительны лесные ресурсы района. На севере преобладают хвойные породы (сосна, кедр, лиственница, пихта, ель ) , на юге – лиственные породы. Урал входит в многолесную зону страны, по лесистости уступает лишь Сибири, Дальнему Востоку и Северу европейской части страны. Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского экономического района - в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной, деревообрабатывающей (Серов, Североуральск, Верхотурье). Переработка леса осуществляется в городах Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск.

Водные  ресурсы.

Поверхностные воды на территории Уральского федерального округа представлены стоком бассейнов рек Оби, Камы, Урала. Главными водными объектами являются : в Курганской области – Тобол, Исеть, Миасс; в Челябинской области – Урал, Миасс; в Свердловской области – Чусовая, Исеть, Тура, Пышма, Тавда; в Тюменской – Тобол, Тура, Ишим; в Ханты-Мансийском автономном округе – Обь, Иртыш, Северная Сосьва, Конда; в Ямало-Ненецком автономном округе – Карское море, Обь с притоками Надым, Пур, Таз.. Обь имеет самую большую площадь водосбора в России – 2 990 тыс. км2 и занимает 3-е место в России после Лены и Енисея по водности (среднегодовой расход составляет 5270 м3/с). Наиболее бедной водными ресурсами является Курганская область, где средние многолетние ресурсы оцениваются около 1 км3.

Северная часть округа представлена огромным количеством  водотоков, озёр и болот. Так, гидрологическая  речная сеть Ямало-Ненецкого автономного  округа включает около 50 тыс. рек, ручьёв и проток и свыше 240 тыс. озер. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры насчитывается около 30 тысяч  больших и малых рек общей  протяженностью свыше 172 тысяч километров и более 300 тысяч озер.

Сельское  хозяйство.

 

Специализация агропромышленного  комплекса УФО — это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция  животноводства (молоко, мясо, шерсть). В северных регионах Тюменской области  развиты оленеводство, пушной промысел, в юго-восточной части Курганской области — овцеводство. Пищевая  промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами.

Экономической основой развития округа является мощный природно-ресурсный  потенциал, а также исторически  сложившийся промышленный комплекс, в значительной мере повлиявший на индустриализацию всей европейской  части России. Важное значение имело  географическое положение округа, давшее начало развитию здесь железнодорожных  магистралей, связывающих Сибирь и  Дальний Восток с индустриально-аграрными регионами европейской части России. От Челябинска началось строительство Главной Сибирской железнодорожной магистрали. В Уральском округе сложился производственный комплекс, который базируется на добыче нефтегазовых ресурсов, разработке марганцевых, железных руд, меди, цинка, золота и серебра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II раздел.

Характеристика  развития транспортной сети Уральского округа. Свердловская железная дорога.

 

Уральский округ осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно - Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания. Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ. Транспорт района имеет исключительно важную роль, учитывая транзитное положение Урала. Территория района покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог,  ЛЭП и трубопроводами. Внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали, расположенные в меридиональном направлении служат межрайонному сообщению, а в широтном - обеспечивают связи Урала с соседними районами Российской Федерации.

С точки зрения формирования  транспортной сети Уральский 

федеральный округ можно  условно разделить на две характерные части.  Первая часть, в которую можно включить южные и центральные регионы

Свердловской области, Челябинскую  и Курганскую области, представляет

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа, развитие транспортной сети Уральского федерального округа. Све