Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной системы Северного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.
Задачи: рассмотреть обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны; изучить выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; проанализировать совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика экономического района………………………………...….6
1.1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………………………..7
1.2.Анализ экономико-географического положения Северного экономического района…………………………………………………….................................................................8
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………………………………12
2.1 Экономико-географическая характеристика топливно-энергитического комплекса……………………………………………………………………………………….13
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии…………………………………………………………………………………….14
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………………….15
2.4.Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………………………………………………….17
2.5.Экономико-географическая характеристика строительного комплекса……………………………………………………………………………………….18
2.6.Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности……..........................................................................18
2.7.Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса……………………………………………………………………………………….20
2.8.Внешнеторговые перевозки……………………………………………………………….21
3. Характеристика транспортной системы Северного экономического
района
3.1.Общая характеристика транспортной системы………………………………………… 23
3.2.Железнодорожный транспорт…………………………………………………………….24
3.3.Речной транспорт…………………………………………………………………………. 26
3.4.Морской транспорт……………………………………………………………………….. 26
3.5.Автомобильный транспорт……………………………………………………………… 26
3.6.Трубопроводный транспорт……………………………………………………………… 27
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 28
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

география.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

Дальнейшее развитие сельского хозяйства связано с развитием рыночных структур – крестьянских ассоциаций индивидуальных и фермерских хозяйств, что позволит улучшить продовольственное обеспечение населения Северного экономического района.

 

2.8. Внешнеторговые перевозки.

 

Транспортный комплекс Северного района осуществляет переработку внешнеторговых грузов, объем которых в 1997 г. составлял 11,2 мил. т. из них 9,3 мил. т. экспорт и 1,9 мил.т. импорт. Это связано с наличием на территории района морских торговых портов: Мурманск (Баренцево море) и Архангельск (Белое море) и сухопутных переходов на границе России с Финляндией: Вяртсила и Кивеярж.

В общем, объеме экспорта 41% приходится на химические и минеральные удобрения  в импорте на руды всякие – 84%. Экспортные поставки формирует главным образом, Северный, а также Северо – западные районы импорт гасится в основном в Северном районе.

  Основную переработку экспортно-импортных грузов в 1997 г. осуществлял Мурманск – 6,9 мил. т. Порт Архангельск имеет особенность – экспортный поток лесных грузов (до 1 мил. т.) поступает на перевалку в порт рекой (Северная Двина), минуя железную дорогу.

В таблице 5 показаны объемы экспорта и импорта по Северному району в целом с распределением по станциям и родам грузов.

 

 

Таблица5. Объемы экспорта и импорта по Северному району

Грузы

Всего

Республика Карелия

Архангельская обл.

Мурманская обл.

   

Архангельск

Мурманск

Экспорт- всего мил.т.

9,3

1,3

1,9

0,6

5,5

В том числе:

         

Уголь и кокс

0,7

-

0,1

-

0,6

Нефтяные 

0,7

-

0,1

0,3

0,3

Руды всякие

1,4

0,8

-

-

0,6

Черные металлы

0,6

0,2

-

-

0,4

Лесные

1,6

0,3

0,2

0,1

-

Химические и минеральные удобр.

3,8

-

0,3

-

3,5

Импорт всего мил.т.

1,9

-

0,4

0,1

1,4

В том числе:

         

Уголь и кокс

0,1

-

-

-

0,1

Руды всякие

1,6

-

0,4

-

1,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

------------------------

1 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2011 . - с. 8.

 

3. Характеристика транспортной системы

Северного экономического района

 

 

3.1. Общая характеристика транспортной системы.

 

Основные перевозки  осуществляются  тремя видами транспорта:  железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90%  грузооборота. Основу транспортной сети района составляют  железные дороги,  обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны.  На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы,  направляемые на юг и запад европейской части страны,  апатиты, продукция цветной и черной металлургии;  во ввозе - уголь (из Кузбасса),  нефтепродукты (из  Поволжья)  и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

         Архангельская область и республика  Коми слабо обеспечены железными  дорогами.  Многие районы здесь  не имеют железнодорожных   путей  и  обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас,  Архангельск,  Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

         Наиболее крупные  грузопотоки  связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным  магистралям  поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и  автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица,  Вычегда,  Архангельск,  Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.

         Для печорского  направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля.  Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат  (около  10  млн. т.  в год),  в Санкт-Петербург,  Архангельск и другие промышленные центры страны.  Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.

       Важным условием развития производительных  сил  Северного  экономического  района  является новое железнодорожное  строительство.  Здесь построены лесовозные линии Архангельск -  Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом.  В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию  новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня -  Усинск.  Электрифицированы  наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль -  Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы  на восток и обратно.

Слабое развитие транспорта железных и автомобильных  дорог сдерживают развитие Северного  экономического района. Поэтому в  перспективе есть проект создания Архангельского коридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.

Жизнь современного  общества  невозможна без развитого  транспорта.  Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями  и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха.  Транспорт  соединяет  между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.

      Размещение транспорта как отрасли  материального производства отражает  закономерности размещения  производительных сил той общественно-экономической формации,  потребности которой он обслуживает.  Транспорт в своем развитии не  только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный  фактор  процессов  общественного   воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

Транспорту  принадлежит  исключительная роль в  формировании экономических  районов  страны.  Благодаря  транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами,  специализация их на производствах наиболее  выгодных  в данных условиях.

 

3.2. Железнодорожный транспорт.

 

Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-западного района и  соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727  тыс. км, или 4,3% эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная часть Северо-западного района, значительная часть Центрального и небольшая часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-западного района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми и частично Владимирскую и Кировскую.

 Северная дорога граничит  на востоке и юге с Горьковской,  на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной  границей района тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга далее Беломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.

 Северная дорога взаимодействует  со всеми видами транспорта. В  виду малой разветвленности железных  дорог большое значение имеют  судоходные реки: почти широтно  протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда - приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-балтийский путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть района тяготения дороги с каналом имени Москвы.

 Работа Северной дороги взаимодействует  с тремя речными пароходствами;  Волжским, включающим Волгу от  Рыбинска до Астрахани (по станциям  Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).

 На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими и сочетают свою работу с Северным морским пароходством. Морские порты района тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного судоходства.

 

3.3. Речной транспорт.

 

Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт.  Грузооборот  Северного,  Беломорско-Онежского  и  Печорского  пароходств  составляет около 20 млрд. т*км.  Во внутрирайонных перевозках преобладают  лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах  Волго-Балтийского водного пути.

 

3.4. Морской транспорт.

 

Перевозки грузов морским  транспортом  осуществляется через порты Северо – Западного бассейна; Мурманск Архангельск, Нарьян-Мар Кандалакша Хатанга, Мезень и Онега. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешне торговых связей через Мурманский и Архангельский порты. В 1997г. в портах Мурманск и Архангельск было переработано 7,6 мил. Т. внешнеторговых перевозок грузов, в то время как производственные мощности Мурманского порта – 90мил.т. в год. Архангельского – 45мил.т.

 

3.5. Автомобильный транспорт.

 

Северный экономический  район слабо обеспечен благоустроенными  автомобильными  дорогами.  Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. К крупнейшим автомобильным  дорогам относятся;

магистрали  федерального значения Санкт-Петербург  – Петрозаводск - Мурманск,  Москва-Ярославль-Вологда - Архангельск, и федеральная дорога - Новая Ладога-Череповец - Вологда.

Протяженность автодорог района (с твердым покрытием) составляет5,8% от этого показателя, по России в целом объёмы перевозок  осуществленные магистральным транспортом в 1997г. составили 22мил.т.

 

3.6. Трубопроводный  транспорт.

 

Большое развитие получил трубопроводный транспорт.  В Ухтинском нефтепромысловом  районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ.  Два  магистральных газопровода  (Белоусово - Санкт-Петербург,  Ухта - Вологда -Череповец  -  Санкт-Петербург)  обеспечивают   подачу   газа Санкт-Петербургскому  и Череповецкому промышленным узлам.  Свводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта - Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам,  а также стала возможным часть сибирского  газа направить в Финляндию.  Этот газопровод, получивший название «Сияние Севера",  соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических  условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

Специфические региональные предпосылки  перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской  деятельности, связанной с комплексным  освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района