Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной системы Северного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.
Задачи: рассмотреть обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны; изучить выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; проанализировать совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика экономического района………………………………...….6
1.1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………………………..7
1.2.Анализ экономико-географического положения Северного экономического района…………………………………………………….................................................................8
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………………………………12
2.1 Экономико-географическая характеристика топливно-энергитического комплекса……………………………………………………………………………………….13
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии…………………………………………………………………………………….14
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………………….15
2.4.Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………………………………………………….17
2.5.Экономико-географическая характеристика строительного комплекса……………………………………………………………………………………….18
2.6.Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности……..........................................................................18
2.7.Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса……………………………………………………………………………………….20
2.8.Внешнеторговые перевозки……………………………………………………………….21
3. Характеристика транспортной системы Северного экономического
района
3.1.Общая характеристика транспортной системы………………………………………… 23
3.2.Железнодорожный транспорт…………………………………………………………….24
3.3.Речной транспорт…………………………………………………………………………. 26
3.4.Морской транспорт……………………………………………………………………….. 26
3.5.Автомобильный транспорт……………………………………………………………… 26
3.6.Трубопроводный транспорт……………………………………………………………… 27
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 28
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

география.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север  Русской равнины, где выделяются обширная Печорская низменность  и Тиманския кряж. Реки района (Печора Мезень Онега Северная Двина) относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Район очень богат разнообразными полезными ископаемыми. Добыча гранита мрамора и других строительных материалов началась во времена строительства Петербурга. Месторождение полезных руд и цветных металлов, а также ипатито - нефелиновых руд находятся на Кольском полуострове. Толщи остаточных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем нефтью и газом (республика Коми и шельф Баренцева моря). Еще район богат бокситами (Архангельская область), титаном вольфрамом и другими.

Очень важен принцип оздоровления экологической обстановки принятия эффективных мер по охране природы  и рациональному природопользованию. Анализ отечественного и зарубежных опытов показывает необходимость комплексной  системы решения экологических проблем. Для оздоровления экологической обстановки достижения эффективности природополльзования требуется экологические регуляторы:

    • Законодательная  и нормативная база для действия местных экологических ограничений и экосистемам
    • Ведение системы экологического налогообложения и платежей за природопользование.
    • Лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Транспортная система Северного  района включает все виды современного транспорта. Широко используются водные виды транспорта морской и речной.

Перевозки грузов морским транспортом  осуществляется через порты Северо – Западного бассейна. Велика роль морского транспорта в осуществлении  внешнеторговых связей через Мурманские и Архангельские порты.

Относительно высокий уровень развития производственных сил и многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие транспортной системы и внешних и внутренних экономических связей.

 

1.2. Анализ экономико-географического положения

Северного экономического района.

 

          Северный экономический район  принадлежит  к  районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях.  Однако по своему географическому положению,  созданному экономическому потенциалу,  запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью  народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и  черной металлургии,  топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности.

Развитие хозяйственного комплекса  Северного экономического района опирается  на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического  положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.

Развитие хозяйственного комплекса района сдерживается положением Кольского полуострова в полярных широтах, экстремальностью природно-климатических  условий, слабой транспортной освоенностью и заселенностью территории, низким уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, преобладанием экстенсивных методов освоения и использования полезных ископаемых, большой долей использования ручного труда. Это ведет к удорожанию хозяйственной деятельности, что в сочетании с недостаточно рациональными методами, формами и способами хозяйствования обусловливает дотационный характер экономики.

Отраслями рыночной специализации Северного экономического района являются: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, рыбная промышленность и машиностроение.

Производственный  и технический потенциал района позволяет отнести его к числу  индустриально-развитых регионов. Ведущая отрасль хозяйственного района – промышленность, которая производит более 4% всей промышленной продукции России. Район производит 70% фосфатного сырья, более 41% бумаги, более 22% картона, 24% древесноволокнистых плит, 22% деловой древесины, 15,5% фанеры страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля. Экономический район – крупный производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений, рыбы, а также значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.

Важной особенностью Северного района является  формирование  на  его  территории Тимано-Печорского территориально - производственного  комплекса - крупной  топливно-энергетической базы европейской части страны.

В состав Северного экономического района входят: Республика Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская и Мурманская области и Ненецкий автономный округ.

Численность населения  района составляет 6 млн. чел., или 4,1% всего  населения РФ. Плотность населения  невелика 5 чел. на 1 км2 при  существенной дифференциации  между  северными  и  южными районами. Низкая плотность населения в тундре и Ненецком автономном округе 0,3 чел. на 1 км2. Самая высока плотность на юге района в Вологодской области, южной части республики Коми и Архангельской области 9 чел. на 1 км2. Относительно стабильный характер развития отраслей хозяйства до 1990 г. определял высокую долю естественного прироста в увеличении численности населения района, что связано с активным освоением их природных ресурсов. В настоящее время механический прирост населения имеет тенденцию к снижению. Возросла интенсивность оттока рабочей силы за пределы региона, причиной которого явилось, прежде всего, понижение преимуществ в оплате труда работников Севера.

Удельный вес  городского населения – 80%. Это связано как с особенностями промышленного развития,  так и с природными  условиями  ведения народного хозяйства.  В южной части района доля сельского населения значительно выше. Например, в  расположенной  на юге района Вологодской области, где возможности развития сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес сельского населения составляет 39%.

Среди других северных территорий страны район отличается высокой численностью городских  поселений, которых здесь свыше 200 (включая поселки городского типа). Городское население  концентрируется  главным  образом в крупных городах и промышленных центрах (Мурманск, Архангельск, Череповец, Петрозаводск, Северодвинск, Сыктывкар, Воркута, Вологда). Наряду с этим характерной особенностью расселения является  проживание  почти  половины  населения района в средних и малых поселках городского типа, средняя людность которых составляет 1,9 тыс. человек.

Неоднороден национальный состав населения  района.  В Мурманской и Вологодской областях в основном проживают русские,  28%  населения республики Коми представлено национальностью коми,  в Карельской республике проживает 17% карелов, доля ненцев в Ненецком автономном округе составляет 17%; небольшой процент в районе составляют саамы и зыряне. В результате миграции количество коренных народов снижается таблица 1.

Из-за отсутствия достаточно действенного механизма  самоуправления и хозяйствования идет процесс замедления социально-экономического развития народов Севера. Производство в топливно-энергетическом, лесопромышленном и металлургическом комплексе падает, что ведет к снижению занятости населения. Этому способствует также неразвитая социальная инфраструктура и сфера подготовки кадров, острый жилищный вопрос, слабое развитие промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления, ухудшение экологической обстановки.

 

 Таблица 1. Характеристика Северного экономического района

по плотности  населения

Административно-территориальная 

единица

Территория  тыс. км2

Численность населения тыс. чел.

В т.ч. население тыс. чел.

В процентах  ко всему населению

Плотность населения чел. на 1 км2

город-ское

сельс-кое

город-ское

сельс-кое

1

2

3

4

5

6

7

8

Вологодская обл.

145,7

1333,7

909,8

423,9

68,2

31,5

9,2

Архангельская обл.

410,7

1446,2

1076,5

369,7

74,4

25,6

3,5

Мурманская  обл.

144,9

1034,5

948,1

86,4

91,6

8,4

7,1

Респ. Карелия

172,4

775,2

569,9

205,3

73,5

26,5

4,5

Респ. Коми

415,9

1162,9

866,7

296,2

74,5

25,5

2,8

Ненецкий автономный округ

176,7

45,7

27,7

18

60,6

39,4

0,3

По  району в целом

1466,3

5798,2

4398,7

1399,5

75,9

24,1

3,95


 

 

 

 

 

 

 

____________________

1 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2011. - с. 8.

 

2. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северного экономического района,

их  роль в российском производственном потенциале.

 

Главные отрасли экономики Северного  экономического района связаны с  эксплуатацией природных ресурсов, это лесная, деревообрабатывающая и  целлюлозно-бумажная промышленность (занимает 22% от всего промышленного производства), черная металлургия (20%), топливная промышленность (10%) и электроэнергетика (13%). Менее развита легкая и пищевая отрасль, машиностроение и металлообработка. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района, производя более 80% совокупной продукции, концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности. Вместе с тем в последние десятилетия относительно быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Кризисные явления, развивающиеся в хозяйстве автономных республик Северного района в 1990-1993 гг., обусловили падение производства практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили диспропорции в развитии хозяйственного комплекса. Наибольший спад объемов производства в 1991-1993 гг. был характерен для отраслей специализации, входящих в топливно-энергетический (в угольной и нефтяной отраслях) и металлургический комплекс, а также для химической, легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Кризис в этих отраслях в значительной мере был обусловлен резким повышением цен на сырье, энергоносители и транспортных тарифов, высокой степенью износа производственного оборудования, недостатком инвестиций, разрывом хозяйственных связей. Спад производства в отраслях специализации усугубился отработкой запасов полезных ископаемых, служащих сырьем для химической промышленности, медленным освоением и вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки, потерей крупных государственных заказов на продукцию оборонного назначения в машиностроении. Другими немаловажными причинами являются разрыв хозяйственных связей и отсутствие средств у предприятий, в результате чего выросло затоваривание предприятии готовой продукцией из-за падения на нее спроса.

2.1. Экономико – географическая характеристика

топливно-энергетического комплекса.

 

Топливная промышленность сосредоточена главным образом  в  республике  Коми и представлена нефтяной,  газовой и угольной отраслями.  На фоне острого дефицита топливных  ресурсов европейской части страны Северный экономический район выделяется значительным топливно-энергетическим  потенциалом и поставляет топливо в другие районы страны.

Ведущей базой  угольной промышленности  является  Печорский бассейн. Удорожающие  факторы, связанные с расположением бассейна за полярном кругом, обусловливают  неблагоприятные  технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают  его  развитие. Однако  ресурсный  потенциал  бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля.

Проблема дальнейшего развития угольной промышленности связана с  ускорением строительства новых  шахт и совершенствованием технического уровня производства. Основным направлением повышения эффективности производства и увеличения объемов добычи угля должны стать освоение новых технологий и оснащение предприятий высокопроизводительной техникой и на этой основе механизация труда.

Значительны запасы  нефти  и газа на континентальной  части района,  здесь открыто более 20 месторождений нефти  и 30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного углеводородного сырья.  Ежегодно  здесь  добывают  более  20 млн. т. нефти и около 20 млрд. м3 газа. Ведутся поиски новых месторождений, как на  материковой части  района, так и на шельфе.

Гидроэнергетические ресурсы   района    обеспечивают (главным  образом  в Мурманской области и частично в Карельской республике и в республике Коми)  благоприятные  условия для развития энергетики.  Широко используются для  строительства гидроузел реки.  Достаточное количество  воды,  наличие свободных земельных площадей,  низкая степень заселенности - все это создает предпосылки для размещения электростанций. Здесь можно особо отметить Туломскую ГЭС и Польскую АЭС Мурманской области, Кислогубскую ПЭС и ПЭС пос. Полярные Зори. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов  на  Кольском полуострове. Большое значение имеет соединение Карельской энергосистемы с Ленинградской и Кольской энергосистемами линиями электропередачи напряжением 330 кВт. Следует сказать, что в комплексе мероприятий,  обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит ведущее  место как важнейшей предпосылке внедрения самых передовых технических решений сокращения  трудоемкости  производства и повышения уровня жизни населения.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района