Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной системы Северного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.
Задачи: рассмотреть обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны; изучить выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; проанализировать совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика экономического района………………………………...….6
1.1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………………………..7
1.2.Анализ экономико-географического положения Северного экономического района…………………………………………………….................................................................8
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………………………………12
2.1 Экономико-географическая характеристика топливно-энергитического комплекса……………………………………………………………………………………….13
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии…………………………………………………………………………………….14
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………………….15
2.4.Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………………………………………………….17
2.5.Экономико-географическая характеристика строительного комплекса……………………………………………………………………………………….18
2.6.Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности……..........................................................................18
2.7.Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса……………………………………………………………………………………….20
2.8.Внешнеторговые перевозки……………………………………………………………….21
3. Характеристика транспортной системы Северного экономического
района
3.1.Общая характеристика транспортной системы………………………………………… 23
3.2.Железнодорожный транспорт…………………………………………………………….24
3.3.Речной транспорт…………………………………………………………………………. 26
3.4.Морской транспорт……………………………………………………………………….. 26
3.5.Автомобильный транспорт……………………………………………………………… 26
3.6.Трубопроводный транспорт……………………………………………………………… 27
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 28
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

география.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Экономико – географическая характеристика

черной и цветной металлургии.

 

Черная металлургия  Северного района представлена  одной из четырех главных металлургических баз страны, включающей Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь» и его сырьевую  базу -  Оленегорское  и Ковдорское  месторождения железной руды. Топливной базой являются коксующиеся угли Печорского бассейна.  Завод введен в эксплуатацию в 1955 г. и последовательно наращивает мощности.

В 1982 г.  введен в действие Костомукшский горно-обогатительный комбинат,  построенный совместно  с  Финляндией. Его  продукция  -  железорудный концентрат и окатыши  – будет поставляться на Череповецкий завод и на экспорт.

Развита цветная металлургия, особенно медно-никелевая промышленность,  представленная объединением "Никель" г. Мончегорск в Мурманской области, использующим сырьевую базу в пределах района  и  лишь  частично перерабатывающим норильское сырье.  По масштабам производства оно занимает одно из ведущих  мест  в стране.  В  районе расположены также два алюминиевых завода, продукция которых вывозится в другие районы страны.

Территория  Северного  района обладает крупными ресурсами руд,  содержащих алюминий,  которые рассматриваются как наиболее эффективный источник перспективного развития глиноземного производства. Это Северо-Онежское и Вежаю-Ворыквинское  месторождения  бокситов  и апатит-нефелиновые руды Хибинского массива.  В настоящее время  частично  используются нефелины и североонежские бокситы.

В развитии металлургического комплекса наметился ряд негативных тенденций - разрушились сложившиеся хозяйственные связи, сократилось поступление сырья, недостаточны утилизация отходов и попутное извлечение полезных компонентов, медленно ведется техническое перевооружение и реконструкция предприятий, усиливается негативное влияние на окружающую среду, что ведет к повышению загрязнения воздушного, водного бассейнов, земельных ресурсов, уничтожению растительного покрова.

В перспективе развитие металлургии  связано с совершенствованием методов переработки сырья и утилизации отходов, а также решением экологических проблем.

Объемы производства черных металлов в 1997 г. сконцентрированы на Череповецком металлургическом комбинате АО «Север – сталь» приведены в таблице 2

 

Таблица 2. Объемы производства черных металлов

Наименование продукции

Объем производства, млн. т.

Чугун

Сталь

Прокат 

7,5

8,9

7,6


 

 

2.3. Экономико – географическая характеристика

машиностроительного комплекса.

 

Машиностроение  представлено рядом крупных  специализированных  предприятий,  обслуживающих  потребности народного хозяйства в машинах и оборудовании. К ним относится завод по производству бумагоделательных машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и завод трелевочных  тракторов в Петрозаводске,  предприятия судостроения и ремонта судов в Мурманске,  Архангельске, Котласе. Значительное развитие получили металлообработка и ремонт горной техники, тракторного парка лесозаготовительной промышленности. К основным видам продукции отрасли относятся: техника и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, различные плавсредства, подшипники, измерительные приборы, продукция радиоэлектроники и станкостроения, строительная и дорожная техника; производится ремонт судов. Ведущее место в производстве занимает судостроение, специализирующееся на постройке морских судов и ориентированное на потребности пароходства бассейна Северного Ледовитого океана.

Специализация машиностроения еще  не в полной мере соответствует региональным потребностям в его продукции. Наряду с тем, что некоторые виды машиностроительной продукции направляются в другие регионы, большое количество аналогичных необходимых региону машин и оборудования, в том числе и для ведущих отраслей, завозятся из европейских районов и с Урала. Особенности развития машиностроения во многом связаны со значительной долей оборонных производств, а также со специализацией многих гражданских предприятий на обслуживающих их функциях. К особенностям машиностроительного комплекса следует отнести и относительно высокую себестоимость изготовления продукции, а также слабую техническую оснащенность действующих предприятий, где довольно высок удельный вес морально и физически устаревшего оборудования.

Развитие машиностроительного  комплекса района в перспективе связано с переходом на рыночные отношения, осуществлением конверсии, что коренным образом изменит условия формирования спроса на продукцию машиностроения. Приоритет будет принадлежать переориентации машиностроительного комплекса на решение социальных проблем.  в частности, особое внимание будет обращено на развитие и укрепление связей машиностроения с непроизводственной сферой, увеличение производства оборудования для легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, сельского хозяйства. Наиболее целесообразным вариантом дополнительной загрузки производственных мощностей машиностроительного комплекса является освоение строительства морских буровых нефтегазодобывающих платформ для Арктического бассейна и для других районов Мирового океана. Производство и поставка на экспорт таких платформ могут дать изготовителю значительные валютные поступления, которые позволят успешно решать задачи социально-экономического развития района.

Резервы эффективного развития машиностроения связаны с адаптацией продукции машиностроения на международном рынке. В настоящее время существующая система унификации и стандартизации узлов и деталей не позволяет интегрировать продукцию машиностроения в мировую технологическую систему. Определенную роль в решении этих проблем могут сыграть создание совместных предприятий, а также предоставление самостоятельности предприятиям в вопросах международного сотрудничества. Осуществление данных мероприятий позволит подготовить предприятия машиностроения к переходу на рыночные отношения.

 

2.4. Экономико – географическая характеристика

химического и нефтехимического комплекса.

 

Химическая  промышленность включает крупнейшее в  стране предприятие по добычи фосфатных  руд  -  АО "Апатит" в Мурманской области, поставляющее около 70 процентов общероссийской добычи фосфатного сырья, направляемого во многие районы страны, включая Сибирь и Дальний Восток, а также на экспорт. Сырьевая база предприятия в настоящее  время  интенсивно используется.  Достаточно сказать, что с начала эксплуатации Хибинского месторождения выработано 300 млн.т.  апатитового концентрата. Отрасль представлена также крупным азотно-туковым комбинатом в Череповце, небольшими предприятиями по производству пластических масс и газоперерабатывающим заводом в Сосногорске. Благоприятными предпосылками для развития химической промышленности, прежде всего производства полимеров,  располагает республика  Коми  на основе полного использования попутного газа, а также конденсата.

Снижение эффективности работы химического комплекса в значительной мере обусловливается прогрессирующим ухудшением горно-геологических условий разработки месторождений и качества руды АО «Апатит», некомплексным использованием сырья, устаревшим оборудованием и технологиями, требующими замены. Дальнейшее повышение эффективности производства возможно за счет использования низкокачественного сырья, комплексного использования сырья из отвалов в хранилищах АО «Апатит», внедрения безотходного технологического процесса для переработки апатитонефелиновых руд и т.д.

Производство основных видов продукции  химического комплекса в 1997 г. характеризуется  данными, приведенными в таблице 3

 

 

Таблица 3. Производство основных видов продукции

Наименование продукции

Объем производств

Апатитовый концентрат

(Мурманская обл.)

8217

Минеральные удобрения 

(Вологодская обл.) в том числе

азотные удобрения

фосфорсодержащие удобрения

2030

 

362

1668


 

 

2.5. Экономико – географическая характеристика

строительного комплекса.

 

Северный экономический район обеспечен всеми видами минерально-строительных материалов. Во всех субъектах разведаны месторождения известняков, доломитов, кирпично-черепичных и керамзитовых, гранитно-мраморных материалов и песков, облицовочных и других строительных материалов.

 

2.6. Экономико – географическая характеристика лесной

деревообрабатывающей и целюлозне  – бумажной

промышленности.

 

Лесная, деревообрабатывающая  и   целлюлозно-бумажная отрасли  промышленности являются одними из важнейших  отраслей хозяйства района. Резервами их дальнейшего развития является вовлечение,  а эксплуатацию лесных нетронутых массивов на северо-востоке Архангельской области  и  в  центральной  части республики  Коми,  а  также  полное использование низкосортной лиственной хвойной древесины.

Северный район  -  основной район  целлюлозно-бумажной промышленности страны. На территории района расположен целый  ряд крупных предприятий отрасли.  Почти половину бумаги производит Карелия,  где наиболее крупными  центрами  целлюлозно-бумажной  промышленности  являются  Сегежа  и  Кондопога. Наиболее развит лесопромышленный, комплекс также в Архангельской области и республике Коми. Главные предприятия лесопиления размещены в Архангельске, Сыктывкаре, Котласе. Фанерное производство сосредоточено в Сортавале (Карелия). Основные центры мебельной промышленности расположены в крупнейших городах района - Архангельске, Петрозаводске, Вологде, Череповце, Сыктывкаре. Производство на стадии глубокой переработки древесины концентрируется на крупных целлюлозно-бумажных комбинатах в Архангельске и Новодвинске, а также в Кондопоге, Сегеже, Катласе, Сыктывкаре, Соколе. В составе комбинатов развивается гидрилизнодрожжевое производство, в г. Череповце находится спичечная фабрика.

  Дальнейшее развитие отрасли возможно за  счет  расширения  и реконструкции  действующих предприятий и строительства новых комбинатов. Важной задачей является расширение использования лиственной древесины и низкокачественных видов сырья, расширение деревообрабатывающих производств,  в том числе использующих древесные отходы.

Несмотря на истощение сырьевой базы и исчерпание возможностей экстенсивного  роста и в связи с этим замедление темпов развития лесопромышленного  комплекса (ЛПК) и снижение его доли в промышленном производстве, имеются  и позитивные тенденции в развитии ЛПК.  Так,  в результате внедрения ряда технологических новшеств в лесопилении и целлюлозно-бумажном производстве увеличилась доля отраслей по глубокой переработке древесины. В настоящее время существующий уровень производства ЛПК района не обеспечивает потребностей хозяйства района и страны в его продукции, в связи, с чем продолжает увеличиваться дефицит лесопродукции. Это связано с недостаточной активностью работы комплекса, высокой степенью ручного труда, медленным внедрением автоматизации производства, прогрессивной техники и технологии, нерешенностью вопросов охраны природы.

Преодоление кризиса в ЛПК и  дальнейшее развитие лесопромышленного  комплекса связано с внедрением рыночных отношений, проведением комплекса  мероприятий по лесоустройству, коренному техническому перевооружению отрасли и внедрению новых технологических процессов, повышению комплексности использования и воспроизводства лесных ресурсов, ускорению развития отраслей глубокой переработки сырья, в том числе отходов.

 

2.7. Экономико – географическая характеристика

агропромышленного комплекса.

 

Роль агропромышленного комплекса (АПК) в хозяйстве Северного экономического района невелика. Баланс важнейших  видов продовольственной продукции  по району складывается с отрицательным сальдо по всем её видам, кроме лова рыбы. Главные центры рыбной промышленности – Мурманск Архангельск.

Район отличается не высоким уровнем  распаханности территорий. Сельское хозяйство специализируется в основном на животноводстве в частности на молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, свиноводстве и птицеводстве.  Сельскохозяйственные угодья составляют менее 1/5 территории, в том числе пашня не превышает 1% площади района. 95% всех сельскохозяйственных угодий приходится на Вологодскую область и южную часть Архангельской. На остальной территории отрасль представлена преимущественно овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства.

На долю животноводства приходится более 2/3 производства валовой сельскохозяйственной продукции района. Основные направления молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. На долю района приходится почти 17% поголовья оленей страны. Оленеводство развито в Ненецком автономном округе Архангельской, Мурманской областях и республике Коми.

Основными районами – производителями продукции растениеводства остаются Архангельская, и Вологодская область, где выращивают кормовые и зерновые культуры лен картофель овощи.

Валовые обороты основных сельскохозяйственных структур в хозяйствах всех категорий  и показатели производства мяса тыс. т. приведены в таблице 4      

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. Валовые обороты основных сельскохозяйственных структур

Субъекты РФ

Зерно

вые

Льно

волокно

Карто

фель

Овощи

Мясо

(в уб.весе)

Северный район всего

в том числе

279,4

1,1

1443,3

257,7

103,6

1.Республика Карелия

4,4

-

111,7

18,9

6,7

2.Республика Коми

1,7

-

207,9

31,5

15,4

3.Архангельская область

27,8

-

356,4

76,3

23,8

4.Вологодская область

245,6

1,1

735,4

125,5

52,7

5.Мурманская область

-

-

31,9

5,6

5,0

Информация о работе Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района