Государственная поддержка экспорта цветной металлургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является обозначение и рассмотрение методов государственного стимулирования и поддержки экспорта в Российской Федерации и за рубежом. Основными задачами, способствующими реализации поставленной цели, являются: изучение сущности и понятий государственной поддержи экспорта, анализ российский программы стимулирования экспорта. Безусловно, необходимо рассмотреть и проанализировать зарубежный опыт оказания поддержки предприятиям-экспортерам.
Согласно цели и поставленным задачам работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Для написания курсовой работы были использованы монографии российских и зарубежных авторов, доклады всемирных организаций, периодические издания и сайты интернет.

Содержание работы

Введение 3
1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
цветной металлургии за рубежом 5
1.1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
цветной металлургии в развивающихся странах (на примере Китая) 5
1.2 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в
экономически развитых странах (на примере Швейцарии) 11
1.3 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
в странах бывшего социалистического лагеря (на примере Польши) 16
2 Развитие системы стимулирования экспорта в России 24
2.1 Законодательная база поддержки экспорта цветной
металлургии в России 24
2.2 Развитие экспорта цветной металлургии в России при введении
государственной поддержки 29
3 Государственная поддержка экспорта цветной металлургии 40
3.1 Перспективы развития экспорта металлов и металлопродукции 40
3.2 Меры господдержки при экспорте металлов и металлоконструкций 46
Заключение 52
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

Поддержка экспорта_курсовая.docx

— 117.07 Кб (Скачать файл)

Закон предусматривает, что внешнеэкономические интересы РФ в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также созданными на основе международных договоров РФ торговыми представительствами. Решения, связанные с учреждением торговых представительств РФ в иностранных государствах, принимаются Правительством РФ.

Важным этапом на пути создания системы стимулирования российского  экспорта стала долгосрочная Федеральная программа развития экспорта, принятая в 1996 г. и рассчитанная на 10 лет. Она определила инструментарий прямого и косвенного финансового стимулирования экспорта, меры бюджетного воздействия, особенно выделяя набор налогово-тарифных рычагов поддержки экспортеров и блок инструментов экспортной инфраструктуры. При этом упор делался на финансовый инструментарий как наиболее эффективное средство мобилизации экспортного потенциала страны.

Еще один важный инструмент экспортной поддержки — механизм использования бюджетных средств для финансирования конкретных экспортных проектов. Она жизненно необходима на начальном этапе для молодых экспортных отраслей. Напротив, финансовая поддержка государством зрелых экспортных производств ведет к нарушению условий свободной рыночной конкуренции. Кроме того, она противоречит правилам ВТО. Федеральная программа развития экспорта предусматривает, что доля государства в финансировании экспортных проектов может осуществляться в размере до 40% стоимости проекта. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов производится на основе конкурсов, проводимых Минэкономразвития. При этом предпочтение при отборе инвестиционных предложений должно отдаваться проектам, направленным на создание экспортных товаров и услуг, соответствующих лучшим мировым образцам.

Программа предусматривает  поддержку экспорта, в первую очередь  товаров высокой степени обработки  с помощью мер налогового регулирования, включая политику ускоренной амортизации.

Важную роль в системе  стимулирования экспорта играет его  долгосрочное кредитование, которое  в нашей стране возложено на Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк). Он выполняет одновременно функции поддержки экспорта и развития экспортного потенциала. В соответствии с этим он предоставляет экспортные кредиты (как от имени государства, так и от собственного), а. также осуществляет кредитование -производства экспортных отраслей.

Постановлением Правительства  РФ было создано Российское экспортно-импортное  страховое общество. По своему юридическому статусу оно представляет собой закрытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков, связанных с экспортными и импортными операциями, осуществляемыми в соответствии с международными соглашениями. Государственные ресурсы, которые раньше выделялись Росэксимбанку на страхование рисков, теперь направляются в распоряжение Российского экспортно-импортного страхового общества.

Важную роль в стимулировании российского экспорта, в первую очередь промышленной продукции, играют государственные гарантии при получении кредитов. Правила их предоставления утверждаются правительством. В соответствии с ними гарантии могут быть предоставлены как экспортерам, так и банкам-кредиторам.                                                                                 

Изложенные выше и  законодательно закрепленные методы стимулирования экспорта находятся в настоящее  время на стадии становления. Еще  только предстоит создать общенациональную систему поддержки экспорта, которая  будет включать в себя единую базу внешнеэкономической информации. Важным моментом в функционировании этой системы будет участие государства в покрытии части предконтрактных расходов отечественных компаний на освоение внешних рынков (в рамках участия в выставках и ярмарках, торговых делегациях, рекламных кампаниях и т.п.). Должны быть созданы государственные финансовые институты, оказывающие широкий комплекс современных экспортных услуг, опирающихся на фиксированные средства, выделяемые из государственного бюджета.

 

 

 

2.2. Развитие экспорта  цветной металлургии в России  при введении государственной  поддержки

 

Существенным ограничением развития металлургической промышленности является недостаточный уровень  конкурентоспособности ее продукции. Технологический уровень металлургических производств в России низок в сравнении с промышленно-развитыми странами. Средний износ активной части (машин и оборудования) основных производственных фондов в металлургической промышленности достиг 70%. Только 30% применяемых в металлургии технологических схем соответствуют современному мировому уровню, а 28% являются устаревшими и не имеют резервов для модернизации.

Недостаточно высокий  технологический уровень производств  обуславливает значительное отставание по ряду основных технико-экономических  показателей российской металлургии  от металлургии развитых стран (США, ЕС, Японии):

  • средняя энергоемкость выплавки стали и производства алюминия - выше на 20-30%;
  • количество отходов при производстве проката - выше в 2 раза;
  • средняя производительность труда - ниже в 2,5 - 3 раза;
  • суммарное удельное негативное воздействие на окружающую среду - выше в 2 раза.

В этих условиях задача государства - стимулирование прогрессивных  технологических сдвигов и создание условий для перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития. Решение этой задачи предполагает, с одной стороны, стимулирование внедрения ресурсосберегающих и  природоохранных технологий путем  разработки и утверждения прогрессивных  технологических нормативов выбросов и сбросов веществ в окружающую среду для металлургических предприятий. С другой стороны, учитывая нехватку у предприятий средств на инвестиционные цели (удельные инвестиции в российской металлургии в среднем в 2-3 раза меньше, чем у зарубежных конкурентов), необходимо создание благоприятных  условий для предприятий, осуществляющих техническое перевооружение. В этой связи, целесообразно отменить пошлины  на импортируемое технологическое  оборудование для металлургии, не производимое в России, а также разработать  механизм предоставления налоговых  и иных льгот, предусмотренных Федеральным  законом «Об охране окружающей среды» при внедрении технологий, обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации.

Инновационное развитие металлургии предполагает реализацию комплекса мер по реформированию и развитию отраслевой научной сферы, в частности, создание Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии, по концентрации бюджетного финансирования на важнейших  инновационных проектах с привлечением стороннего финансирования.

При этом целесообразно  осуществление точечных мер по поддержке, в том числе, в виде долевого участия  государства, проектов освоения и расширения производства высокотехнологичных  импортозамещающих видов металлопродукции. Положительным примером является участие государства в проекте по производству толстого листа и труб большого диаметра в Нижнем Тагиле, суммарные инвестиции в которой должны составить более 1 млрд. долл. Таким же направлением могло бы стать освоение производства железнодорожных рельсов нового поколения и другие социально значимые проекты.

Одной из причин недостаточной  конкурентоспособности отечественной  металлургии является сложное состояние  минерально-сырьевой базы. В целом  конкурентоспособность рудно-сырьевой базы отечественной металлургии  ниже чем у ведущих стран, формирующих мировой рынок. Это обусловлено более низким качеством добываемого минерального сырья по большинству металлов, а также более сложными горно-геологическими и экономико-географическими условиями разработки месторождений. По отдельным стратегическим металлам - марганец, хром, титан, цирконий - рудная база в России практически отсутствует, а осваивать большинство имеющихся месторождений в современных экономических условиях нецелесообразно. Не имеется достаточной рудной базы по бокситам, олову, вольфраму, редкоземельному сырью иттриевой группы, недостаточно обеспечены сырьем предприятия черной металлургии Урала и Западной Сибири. При этом, по оценкам международных организаций, налоговая нагрузка на горно-обогатительные предприятия в России не менее, чем в 1,5 раза выше, чем у основных зарубежных производителей.

Основной мерой поддержки  развития рудно-сырьевой базы металлургии  должно стать совершенствование  законодательной базы по недропользованию в направлении дифференциации ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в части руд черных и цветных металлов в зависимости от условий разработки, что предполагает внесение изменений в 26 Главу II части Налогового Кодекса, а также исключение из налогооблагаемой базы налога на имущество специфических неликвидных для горно-обогатительных предприятий объектов. Важным фактором развития металлургической промышленности с позиций ее ресурсного обеспечения является расширение использования вторичного сырья - лома и отходов черных и цветных металлов. Использование лома при производстве металлов приводит к экономии энергоресурсов, сырья, материалов, повышает эффективность использования технологических агрегатов, снижает вредное воздействие на окружающую среду. При выплавке 1т стали с применением металлолома экономится 180 квт/ч электроэнергии, 0,8 т угля, 175 куб м природного газа.

В России накоплен значительный металлофонд, превышающий 1,3 млрд.т, более половины которых приходится на машины и оборудование. Вследствие прогрессирующего износа основных производственных фондов количество образующегося амортизационного лома продолжает возрастать. Если в 1970 году производственного оборудования старше 10 лет было менее 30%, в 1990 году - 42%, то в 2001 году - более 80%. Образующиеся лом и отходы вторичных металлов собираются и используются не в полном объеме, - по оценке, лома и отходов вторичных черных металлов собирается в 1,5 раза меньше, чем образуется.

Наряду с этим, на рынке  вторичных металлов получили распространение  правонарушения, связанные с хищениями  готовой продукции и изделий  из металлов, приводящие к значительным потерям для предприятий энергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей экономики. В первую очередь  это относиться к дорогостоящим  цветным металлам. В настоящее время деятельность по обращению с ломом и отходами цветных и черных металлов регулируется, в первую очередь, утвержденными в 2001 году Положениями о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, в которые в настоящее время вносятся изменения и дополнения в связи с выходом нового федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения. Эти документы устанавливают жесткие требования к организациям, работающим в этой сфере. Установленные ставки вывозных таможенных пошлин на лом меди и алюминия в размере 50%, делают экспорт лома этих металлов экономически невыгодным -их экспорт практически прекратился, снизившись с 350 и 400 тыс. т в 1997 году до 9 и 5 тыс. т в 2001 году.

Таким образом, создана  нормативная правовая база, позволяющая  навести порядок в сфере оборота  металлолома, однако она используется не в полной мере (допускается выдача лицензий на отдельные элементы вида деятельности и прием в эксплуатацию объектов, не отвечающих установленным  требованиям, продолжают функционировать  территориально обособленные приемные пункты лома цветных металлов, продолжается прием от населения не бытового лома и т.д.). В целях совершенствования организации сбора и переработки лома и отходов черных и цветных необходимо широкое использование инструментов лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, внесение поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих усиление ответственности за нарушение правил обращения с ломом, организация постоянного контроля за соблюдением правил обращения с ломом и положений о лицензировании, а также введение государственного федерального статистического наблюдения за объемами заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Конкурентоспособность продукции металлургической промышленности во многом предопределяется стоимостью продукции и услуг отраслей-монополистов: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта. Доля затрат на услуги этих монополий в стоимости средней единицы продукции черной металлургии достигает 30-35%, цветной металлургии - 15-20%. Причем в ряде подотраслей, таких как железорудная, алюминиевая эта доля составляет около 40%. В начале 2002 года ситуация на значительной части металлургических предприятий в связи с ростом тарифов монополий и падением мировых цен приблизилась к критической. Экспорт примерно трети продукции черной металлургии нерентабелен, к пределу рентабельности приблизились предприятия ряда подотраслей цветной металлургии. В перспективе указанные отрасли-монополисты предполагают повысить цены на свою продукцию и услуги в 1,5-2 раза в сопоставимых ценах. В условиях, когда структурная перестройка металлургической отрасли не завершена и энерго- и ресурсоемкость производств остается более высокой, чем у зарубежных производителей, дальнейший опережающий рост цен и тарифов естественных монополий неизбежно превратит подавляющее большинство предприятий металлургической промышленности в убыточные. Это приведет к вынужденному резкому сокращению поставок металлопродукции на экспорт, значительному снижению объемов производства, увольнению десятков тысяч трудящихся и осложнению социальной обстановки.

В целях оптимизации  цен и тарифов на продукцию  и услуги отраслей-монополистов и  обеспечения роста производства на предприятиях металлургического  комплекса целесообразно установление пределов роста цен и тарифов  на продукцию и услуги естественных монополий на среднесрочную перспективу (3-4 года) на основе единой методики, а  также дифференциация тарифов естественных монополий для различных подотраслей металлургической промышленности на основании расчетов по ожидаемой конкурентоспособности их продукции, в частности установление экономически обоснованных железнодорожных тарифов на доставку металлопродукции на Дальний Восток.

Реализация основных направлений развития металлургической промышленности России и повышение  конкурентоспособности ее продукции  до 2010 года напрямую зависит от эффективности  государственных мер, касающихся деятельности предприятий отрасли.

1. В целях поддержки  экспорта металлопродукции и  защиты российских производителей  на внешних рынках необходимо:

  • установление экспортных пошлины на металлопродукцию с учетом изменения конъюнктуры внешних рынков, в частности, отмена экспортной пошлины на черные металлы и дифференциация экспортных пошлин на цветные металлы в соответствии с котировками на Лондонской бирже металлов;
  • до присоединения России к ВТО - активизация проведения переговоров по вопросам обеспечения недискриминационных условий доступа российской металлопродукции на внешние рынки (в первую очередь, на рынки США, ЕС и Китая), в частности, по вопросу закрепления за Россией безусловного статуса страны с рыночной экономикой при проведении антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований в отношении экспорта российской металлопродукции.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта цветной металлургии