Государственная поддержка экспорта цветной металлургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является обозначение и рассмотрение методов государственного стимулирования и поддержки экспорта в Российской Федерации и за рубежом. Основными задачами, способствующими реализации поставленной цели, являются: изучение сущности и понятий государственной поддержи экспорта, анализ российский программы стимулирования экспорта. Безусловно, необходимо рассмотреть и проанализировать зарубежный опыт оказания поддержки предприятиям-экспортерам.
Согласно цели и поставленным задачам работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Для написания курсовой работы были использованы монографии российских и зарубежных авторов, доклады всемирных организаций, периодические издания и сайты интернет.

Содержание работы

Введение 3
1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
цветной металлургии за рубежом 5
1.1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
цветной металлургии в развивающихся странах (на примере Китая) 5
1.2 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в
экономически развитых странах (на примере Швейцарии) 11
1.3 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта
в странах бывшего социалистического лагеря (на примере Польши) 16
2 Развитие системы стимулирования экспорта в России 24
2.1 Законодательная база поддержки экспорта цветной
металлургии в России 24
2.2 Развитие экспорта цветной металлургии в России при введении
государственной поддержки 29
3 Государственная поддержка экспорта цветной металлургии 40
3.1 Перспективы развития экспорта металлов и металлопродукции 40
3.2 Меры господдержки при экспорте металлов и металлоконструкций 46
Заключение 52
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

Поддержка экспорта_курсовая.docx

— 117.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение           3

1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта

 цветной металлургии  за рубежом       5

1.1 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта

 цветной металлургии  в развивающихся странах (на  примере Китая) 5

1.2 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в

экономически развитых странах (на примере Швейцарии)   11

1.3 Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта

в странах бывшего социалистического  лагеря (на примере Польши) 16

2 Развитие системы стимулирования экспорта в России   24

2.1 Законодательная база поддержки экспорта цветной

металлургии в России         24

2.2 Развитие экспорта цветной металлургии в России при введении

государственной поддержки        29

3 Государственная поддержка экспорта цветной металлургии  40

3.1 Перспективы развития экспорта металлов и металлопродукции 40

3.2 Меры господдержки при экспорте металлов и металлоконструкций 46

Заключение           52

Список использованных источников       54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях мировой глобализации, невозможно представить адекватное  развитие экономики страны без хорошо налаженных внешнеэкономических связей.   Развитие всех отраслей и всех аспектов человеческой жизни во многом зависит от интеграции в мировое хозяйство. Что касается экспорта,  то он играет одну из важнейших ролей в становлении внешнеторговых связей, а  его расширение влечет за собой  повышение занятости, увеличение поступлений в государственный бюджет, он является источником столько необходимых стране валютных поступлений, что имеет  важные социальные последствия. Именно поэтому, в современных условиях,  стимулирование экспорта является важным направлением торговой политики многих развитых стран, и в последние годы развивающихся стран, в которых развита государственная система поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказала свою эффективность.

Государство стратегически заинтересовано в оказании поддержки экспортерам  продукции с высокой степенью переработки, так как  это позволяет  усилить и укрепить их конкурентные позиции на внешнем рынке, что  в свою очередь обеспечивает повышение  устойчивости, снижение безработицы, увеличение доходов и бюджетов всех уровней. Известно, что наиболее высокие темпы  экономического развития характерны для  тех стран, где быстро расширяется  внешняя торговля, особенно экспорт. Как показывает практика, организации, экспортирующие готовую продукцию, создают финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального  поощрения персонала, а также  для неуклонного роста собственного капитала. Организации- экспортеры являются важнейшим источником формирования доходов бюджета. Наша страна, щедро  наделенная разнообразными природными ресурсами, является активным экспортером  нефти, газа, минеральных ресурсов, леса, черных и цветных металлов и давно уже считается »сырьевым  кладом» развитых капиталистических  стран.     

И поэтому для российских организаций  большое значение имеет именно торговля готовой продукцией на мировом рынке. В настоящее время все большее  значение приобретает экспорт высококачественных и конкурентно-способных товаров. Так как экспорт является одним  из основных источников пополнения государственного бюджета, то главная задача государства  – обеспечить предприятиям нормальные условия для осуществления внешнеэкономической  деятельности. На современном этапе  экономических преобразований необходимой  основой формирования устойчивого  и развивающегося внешнеэкономического комплекса является стабильная, реально  функционирующая законодательная  база, которая способствовала бы оптимальному развитию финансово- хозяйственной  деятельности предприятий – экспортеров. 

Целью данной курсовой работы  является обозначение и рассмотрение методов государственного стимулирования и поддержки экспорта  в Российской Федерации и за рубежом. Основными задачами, способствующими реализации поставленной цели, являются:  изучение сущности и понятий государственной поддержи экспорта, анализ российский программы стимулирования экспорта. Безусловно, необходимо рассмотреть и проанализировать  зарубежный опыт  оказания поддержки предприятиям-экспортерам.

Согласно цели и поставленным задачам работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Для написания курсовой работы были использованы монографии российских и  зарубежных авторов, доклады всемирных  организаций, периодические издания  и сайты интернет.

 

 

 

 

 

 

1. Формы и методы стимулирования и поддержки экспорта цветной металлургии за рубежом

 
1.1. Формы и методы стимулирования  и поддержки экспорта цветной  металлургии в развивающихся странах (на примере Китая)

 

Китайская экономика  не только одна из самых быстро развивающихся, но и наиболее устойчивая к негативным изменениям. Не в последнюю очередь  Китай достиг такого завидного положения  за счет своей суперагрессивной экспортной политики. В отличие от России, которая экспортирует в основном ресурсы или изделия начальной стадии производства и малой степени обработки, структура китайского экспорта представлена в основном потребительскими товарами и оборудованием.

В Китае за разработку и реализацию внешнеэкономической  и внешнеторговой политики отвечает министерство коммерции, созданное  в 2003 году на базе министерства внешнеэкономического сотрудничества и торговли. Канцелярии по делам коммерции, которые координируются минкоммерции, имеются также на провинциальном уровне.

Министерство коммерции  Китая работает в тесном взаимодействии с Госкомитетом по реформе и развитию (в его ведении находятся разработка и реализация макроэкономической политики), минфином, министерством промышленности и информатизации и рядом других ведомств Госсовета КНР (то есть правительства).

Главная задача министерство коммерции — увеличение объемов и диверсификация структуры экспорта. А вместе с тем ведомство представляет китайское правительство в многосторонних экономических организациях, вносит на утверждение Госсовета предложения по совершенствованию импортного таможенного тарифа и порядку возврата НДС при экспорте.

Важной функцией министерства коммерции является координация  деятельности отраслевых ассоциаций производителей и экспортеров, которые были созданы  на базе упраздненных отраслевых министерств. В первую очередь ассоциации отвечают за создание благоприятных условий  для доступа китайских товаров и услуг на зарубежные рынки. А также оказывают информационно-консультационные услуги и финансируют участие предприятий в выставочных мероприятиях.

Также минкоммерции осуществляет контроль за инвестициями китайских предприятий за рубежом (независимо от формы собственности), совместно с госкомитетом по реформе и развитию работает над оптимизацией отраслевой структуры и регионального размещения инвестиций. А кроме того, контролирует импорт передовой техники и оборудования — предоставляет льготы и даже финансовую поддержку для импорта важных с точки зрения развития промышленности и экономики в целом технологий.

Наличие в структуре  Госсовета КНР специального органа управления внешнеэкономической и  внешнеторговой деятельностью во многом обусловлено экспортно-ориентированным характером китайской экономики. И, как считают специалисты, министерство коммерции весьма эффективно содействует экономическому развитию страны, максимально используя внешние ресурсы: инвестиции, передовую технику и технологии, необходимое сырье.

Принято считать, что  успешное развитие китайского экспорта объясняется исключительно низкими  издержками производства, в первую очередь трудовыми. Безусловно, этот фактор крайне значим, но не является единственным. Все большую роль приобретает  планомерная государственная поддержка  экспорта. Основные институты, осуществляющие такого рода поддержку, – банковская система и страхование.

В Китае существует четыре разновидности банков: государственные  политические, государственные коммерческие, акционерные коммерческие и городские. С 2005 года разрешено открывать частные  банки, однако пока они существуют в  рамках экспериментального проекта. Большая  часть активов китайской банковской системы распределена между государственными коммерческими банками. Несмотря на то, что три банка из «большой четверки» – Банк Китая, Строительный банк Китая и Торгово-промышленный банк Китая – уже прошли процесс реформирования и превратились в акционерные общества, чьи акции котируются на биржах, государство по-прежнему сохраняет в них контрольный пакет (51% акций).

Народный банк Китая  – центральный банк, он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Головной офис банка расположен в Пекине. Основные функции Народного банка  Китая – осуществление денежной политики правительства; эмиссия юаня; управление государственными валютными  резервами и золотым фондом; распоряжение государственной казной; руководство  Государственным управлением валютного  контроля; руководство Комитетом  по надзору за банковской деятельностью. Хотя надзорные функции за банками  и переданы Комитету по надзору за банковской деятельностью, Народный банк Китая сохраняет за собой право  издавать все законы, касающиеся банковской сферы.

Чтобы стимулировать  развитие отдельных отраслей или  объектов, правительство выделяет средства через отраслевые банки (государственные  политические банки Китая). В настоящее  время в Китае существует три  банка развития: Банк развития Китая; Банк сельскохозяйственного развития итая; Экспортно-импортный банк Китая.

Банк развития Китая (China De-velopment Bank) учрежден в марте 1994 года. Уставный капитал – 50 млрд юаней. Это самый крупный банк развития; он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Основные функции банка – поддержка базовых отраслей промышленности; строительство инфраструктуры; поддержка политики развития отдельных территорий; выполнение обязательств по кредитам международных финансовых организаций.

Основной функцией Банка  сельскохозяйственного развития Китая (The Agriculture Develop-ment Bank of China) является поддержка развития сельского хозяйства через выдачу государственных кредитов предприятиям, занятым в сельскохозяйственной сфере. Он не имеет других функций и не занимается международными операциями.

С точки зрения государственной  поддержки экспорта наибольший интерес  представляет третий из Государственных  политических банков Китая – Экспортно-импортный  банк Китая (The Export-Import Bank of China), учрежденный в апреле 1994 года. Он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Головной офис расположен в Пекине. Банк в основном обслуживает кредиты для экспорта высокотехнологичного или крупногабаритного оборудования. Это основной банк, работающий с кредитами иностранных правительств, и единственный банк, предоставляющий льготные кредиты за границу (в основном для китайских компаний, осуществляющих инвестиции за рубежом). Экспортно-импортный банк Китая занимается кредитованием иностранных правительств; смешанным кредитованием; экспортными кредитами, переоформлением смешанных кредитов, а также ссудами китайского правительства, выделяемыми иностранным правительствам.

В январе 2007 году Экспортно-импортный  банк Китая объявил о начале реформы  и преобразовании из политического  банка в государственный коммерческий банк. Кроме того, было заявлено о  том, что помимо поддержки экспортеров  он будет выдавать льготные кредиты  для импортеров, а также для  экспортеров, занятых в сфере  экспорта продовольственной продукции. Все кредиты экспортерам, выдаваемые через Экспортно-импортный банк Китая, должны быть застрахованы Китайской  корпорацией страхования экспортного  кредитования (Sinosure), которая, в свою очередь, является вторым (после Экспортно-импортного банка) важнейшим элементом государственной поддержки экспорта.

Sinosure была основана 18 декабря 2001 года постановлением китайского правительства в результате объединения департаментов страхования экспортных кредитов при Народной страховой компании Китая (People’s Insurance Company of China, PICC) и Экспортно-импорт-ного банка Китая (The Export-Import Bank of China). Целью создания Sinosure стало обеспечение поддержки и развития экспорта китайских товаров (в первую очередь машинотехнической и высокотехнологичной продукции), а также зарубежных инвестиций китайских компаний через страхование экспортных кредитов и инвестиций, а также выпуск соответствующих гарантий.

Китайская корпорация страхования  экспортного кредитования является членом Бернского союза – международного объединения государственных, полугосударственных и частных агентств, гарантирующих платежи по экспорт-ным кредитам и прямым инвестициям. Sinosure активно сотрудничает со многими ведущими мировыми финансовыми институтами, в большей степени – по роду своей деятельности – с банками и кредитными страховщиками (частными и государственными). В России Sinosure активно сотрудничает с Внешэкономбанком, ВТБ, Сбербанком, Промсвязьбанком, а также с Газпромбанком.

Обладая статусом «политической» компании, Sinosure выполняет роль инструмента реализации государственной политики в области стимулирования национального экспорта изделий с высокой степенью добавленной стоимости. Источником ее капитала является Рисковый фонд страхования экспортных кредитов, который формируется за счет государственного бюджета.

Основные функции  Sinosure:

  • страхование краткосрочных, средне- и долгосрочных экспортных кредитов;
  • страхование китайских инвестиций за рубежом;
  • предоставление различного рода страховых гарантий участникам внешнеэкономической деятельности;
  • взыскание коммерческой задолженности с иностранных контрагентов китайских экспортеров;
  • оценка и анализ кредитоспособности иностранных контрагентов китайских экспортеров.

За время существования  Sinosure объем гарантий по экспортным кредитам, страхуемым этой организаций, составлял от 0,8% до 1,1% от ВВП Китая в год. Объем экспортных кредитов, выдаваемых Экспортно-импортным банком Китая, составлял стабильно около 0,5% от ВВП страны. Таким образом, в сумме государственное финансирование экспорта в стране составляет около 1,3%–1,6% от ВВП в год. Этот показатель представляется более чем впечатляющим, так как, по данным Бернского союза, на финансовую поддержку экспорта в развитых странах тратится в среднем 0,35% ВВП. В России этот показатель не превышает 0,15% от ВВП.

Необходимо заметить, что первое официальное экспортное кредитное агентство – британский Департамент гарантирования экспортных кредитов (ECGD) – было основано еще  в 1919 году, а Sinosure только в 2001 году. Несмотря на почти вековое отставание от так называемых развитых стран в вопросе создание механизмов государственной поддержки экспорта, Китай смог в сжатые сроки создать действительно эффективный механизм финансирования и страхования экспорта, а в настоящий момент активно использует опыт других стран, создавая своим производителям дополнительные конкурентные преимущества на глобальном рынке.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта цветной металлургии