Методы государственной поддержки инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Понятие инновационной деятельности
Современное положение инноваций в России
Регулирование и поддержка инновационной деятельности в России
Полезные примеры зарубежного опыта для Российской инновационной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность инноваций.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Воронежский Государственный Архитектурно-Строительный университет

Кафедра экономики  и  основ предпринимательства

 

 

 

                    

 

Реферат

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

На тему: «Методы государственной поддержки инноваций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студ. 832 гр.

Кораблина Ю.Д.

Проверила: доц.

Дьяконова С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

Содержание:

Введение

  1. Понятие инновационной деятельности
  2. Современное положение инноваций в России
  3. Регулирование и поддержка инновационной деятельности в России
  4. Полезные примеры зарубежного опыта для Российской инновационной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное регулирование и поддержка экономики  и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства  в условиях рыночных отношений –  защита свободы личности, собственности  и предпринимательства.

Однако  российское правительство не уделяет  достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса. Вследствие этого  Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.

Для создания программы по выходу государства  из кризиса, развитию научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие инновационной деятельности

Лучше всего  начать с определения основного  понятия темы – инновации. Французское  innovation восходит к латинскому innovatio (обновление, перемена). Еще в 80-е годы прошлого века абстрактного слова инновация не было в словарях русского литературного языка. Сам термин был введен в оборот австрийским и американским экономистом, социологом и историком экономической мысли Й. Шумпетером. Он трактовал это понятие как «изменение с целью внедрения или использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности».

Инновационная деятельность - это  деятельность по разработке и внедрению  инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной  деятельности является повышение эффективности  производства, получение преимуществ  в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли. Под инновационной деятельностью  понимается вид деятельности, связанный  с трансформацией идей (обычно результатов  научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в инновации

Выделяют несколько видов  инновационной деятельности:

1) Научные исследования  и разработки, которые определяются  как творческая деятельность, осуществляемая  на систематической основе с  целью увеличения объёма знаний, а также поиска новых областей  применения этих знаний.

2) Приобретение овеществленных  технологий - машин и оборудования, прочих основных средств, необходимых  для внедрения инноваций.

3) Приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов и бесплатных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищённых охранными документами, а также товарных знаков и других услуг технологического содержания.

4) Приобретение программных  средств, связанных с осуществлением  инноваций. Программные средства, помимо программ для ЭВМ, могут  включать офисные приложения, языки  программирования и средства  для разработки приложений, издательские  системы, коллекции изображений  и т.п.

5) Производственное проектирование, включая подготовку планов и  чертежей, предусмотренных для определения  производственных процедур, технических  спецификаций, эксплуатационных характеристик,  необходимых для создания концепции,  разработки, производства и маркетинга  новых продуктов.

6)Технологическая подготовка  и организация производства, охватывающие  приобретение средств технологической  оснастки, дополняющей производственное  оборудование для выполнения  определённой части технологического  процесса (инструмента, приспособлений  и т.п.).

7) Обучение, подготовка и  переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций.

 

  1.  Современное положение инноваций в России

Российская Федерация, встав  на путь рыночной экономики, должна интегрироваться  в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе  и в рынок инноваций. Научно-техническая  деятельность в Российской Федерации  характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом  сообществе. Вклад российской инновационной  продукции в мировую копилку  инноваций составляет всего 0,3% и  имеет тенденцию к дальнейшему  уменьшению. Если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает реальных программ с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правового поля для инноваций и механизмов его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть надолго, если не навсегда, в зависимость от зарубежных технологий.

В Российской Федерации можно  создать эффективный инновационный  механизм, способный обеспечить несырьевое развитие государства. Для этого целью государственной политики в области науки и технологий должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты должны определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий и опираться на имеющиеся в России достижения в научно-технической и образовательной сферах. Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Анализ государственной научно-технической политики этих и ряда других стран, проводящих активную инновационную политику, показывает, что одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса. РОСНАНО делает попытки по решению вопросов развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. В настоящее время в России функционируют более 50 бизнес-инкубаторов, около 70 научных и технологических парков, формируется сеть консалтинговых и инжиниринговых фирм. Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные (и весьма ограниченные) средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности. Сложившаяся ситуация требует активных действий государства, направленных на преодоление определенной деформации структуры российской экономики. Необходима целостная и комплексная инфраструктура, элементы которой были созданы за последние несколько лет и продемонстрировали свою эффективность. Создано 40 инновационно-технологических центров, где развернуто производство микро- и оптоэлектроники, программного продукта, научного приборостроения и т. д.; созданы первые научно-образовательные комплексы; разворачивается сеть венчурных фондов, ориентированных исключительно на сферу высоких технологий. Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.

Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и  техники, РОСНАНО провело отбор  и сформировало перечень инновационных  проектов, имеющих особо важное государственное  значение. Экспертным советом, куда были включены руководящие работники  министерств и ведомств, представители  крупных предпринимательских структур и ведущие ученые страны, выбраны  следующие направления:

  • информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
  • космические и авиационные технологии;
  • новые материалы и химические технологии;
  • новые транспортные технологи;
  • перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;
  • экология и рациональное природопользование;
  • энергосберегающие технологии.

Планируется, что финансовая поддержка со стороны государства  будет осуществляться при наличии  долевого финансирования со стороны  частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом  и технологическом эффектах национального  масштаба, но и в создании методологии  и возникновении «команд» исполнителей, способных далее самостоятельно организовать и вести подобные проекты. Представляется, что установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла «идея - технология - производство продукции, имеющей платежеспособный спрос, - занятие определенной ниши рынка» даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой России.

В сложившихся в России условиях переход на инновационную  модель промышленного развития является необходимым стратегическим выбором, который в среднесрочной перспективе (5 - 10 лет) может содействовать преодолению  кризиса производства, структурной  перестройке промышленности и насыщению  рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран. Учитывая долгосрочный стратегический характер инновационной политики, пока еще очень слабые рыночные мотивации, государство поддерживает проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Это позволяет не только создать задел для будущих достижений, но и сохранить уникальные научные и конструкторские школы, создать устойчивую мотивацию использования научных результатов, повысить престиж научного труда. Прежде всего, речь идет о разработках в сфере фундаментальной науки и ведущих конструкторских бюро национального значения. Для прикладных исследований доля государственных расходов ограничивается и выделяется через систему госзаказов на конкурсной основе. Наряду с этим государство, пока еще робко, пытается заместить ликвидированные в ходе реформ бюджетные схемы механизмами и мотивациями внебюджетного, рыночного самофинансирования инновационного процесса.

 

  1. Регулирование и поддержка инновационной деятельности в России

Чем больше инноваций в экономике, тем она  быстрее развивается и в меньшей  степени подвержена кризисным явлениям. Но инновации, а их сегодня понимают не как просто новые знания, а как коммерческий успех на основе новых знаний (Инновация - новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке. (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)), очень сложное и трудоемкое дело. Именно вследствие этого практически все развитые и быстро развивающиеся государство создают национальные программы и фонды, основная задача которых, - поддержка инновационной деятельности. При этом ряд фондов и программ поддерживают получение новых знаний, но большее внимание все-таки уделяется фондам и программам, которые обеспечивают поддержку инноваций в смысле определения ОЭСР.

Для успешности инноваций в этом смысле новые  знания должны быть направлены на создание конечной продукции: товаров, услуг, технологий.

Это не возможно без знания рынка, что необходимо чтобы понимать для кого делаются новые продукты и какие к ним требования у потребителей, кто основные потребители и конкуренты, поэтому очень важна работа по анализу рынка. Следующие крупные элементы работ в области инноваций – подготовка кадров, умеющих не только придумать новый продукт, но успешно его произвести с наивысшим качеством и минимальными издержками, продвинуть на рынок, продать и организовать обслуживание.

Необходимо  создать или модернизировать  производство, наладить кооперацию, организовать систему продвижения и распределения (продаж) продукта. Необходимо также  защитить результаты интеллектуальной деятельности, заключенной в продукте либо патентами, либо в виде коммерческой тайны (ноу-хау). При этом средства, необходимые  на разработку в среднем обычно составляют 25-30% от сумм, необходимых для реализации всего процесса инноваций. Разработчики новых продуктов часто не только крупные финансово состоятельные организации, но и малые предприятия, и просто отдельные люди и им действительно нужна государственной поддержка инновационной деятельности.

Поддержка инновационной деятельности в России осуществляется на федеральном уровне – более 50 организаций, межрегиональном уровне – около 10 организаций, региональном уровне – более 1000 организаций, муниципальном уровне – более 200 организаций

В чем  заключается государственная поддержка инновационной деятельности?

Информация о работе Методы государственной поддержки инноваций