Зарубежный опыт управления качеством. Управление качеством в США и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в экономически развитых странах наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.

Содержание работы

Введение 3
Зарубежный опыт управления качеством 4
Опыт управления качеством в США 5
Опыт управления качеством в Японии 9
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

3 Тема Зарубежный опыт упр качеством УГТУ.docx

— 46.25 Кб (Скачать файл)
  1. культивирование принципа: «Твой потребитель – исполнитель следующей производственной операции»

  1. полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем

  1. активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать»

Основная концепция «японского чуда» – совершенная технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы.

Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками.

Пути решения проблемы дальнейшего повышения качества руководители фирм видят только в сотрудничестве, взаимном доверии поставщиков, производителей и потребителей.

Главное они видят в обязательном установлении причин ненадлежащего качества, независимо от того, где они будут обнаружены у поставщика или потребителя, и реализации совместных мероприятий по устранению выявленных причин в максимально короткие сроки.

Заслуживает внимания практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, которая работает с заказчиком на долгосрочной основе. Японским фирмам удалось доказать, что даже в условиях свободной конкуренции подобный принцип оказывается более эффективным, чем практикуемый на Западе ежегодный конкурс субподрядчиков [2].

Создание собственной сети поставщиков накладывает на заказчика и серьезные обязательства. Они связаны с организацией на субподрядных предприятиях действенных подсистем обеспечения качества, оказанием финансового, технического и организационного содействия им в налаживании контроля качества продукции, в модернизации производственных мощностей и т. д.

С этой целью разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, разработку и реализацию других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции.

При наличии доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске путей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

Японские специалисты считают, что нужно начинать с фактов и с их анализа, а не с защиты логики обязанностей и ответственности. Нужны совместные усилия, коллективные решения [3].

Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала. Неоднократно подчеркивалось, что начинать процесс обучения следует с высшего руководящего звена. Целесообразнее это делать силами привлекаемых специалистов-консультантов по качеству. Общие сведения о деятельности по качеству, даваемые в процессе обучения, должны сочетаться с конкретными приемами и рекомендациями.

Считается, что каждой фирме лучше составить собственную программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение производительности, снижение уровня дефектности).

Лидерство во внедрении и распространении концепции комплексного управления качеством должно принадлежать высшему руководству компании. Это правило становится единой и универсальной основой успеха. В последние годы обучение ведется самыми современными методами. Разработаны программы деловых игр по качеству с использованием персональных ЭВМ. Обучающийся сам принимает решения и старается создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособности продукции.

Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными руководителями – мастерами, начальниками участков. Обучение мастеров, начальников участков и цехов состоит из 6-дневного теоретического курса и 4-месячной практической деятельности. В компании «Ниссан Мотор» в течение первых 10 лет работы учебе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальнейшем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вечерам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих – один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год. Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государственный экзамен. Например, на фирме «Табай Эспек» 75% работников прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах. Допускается аттестация до трех раз. Работник, не прошедший аттестацию в третий раз, считается профессионально непригодным для работы на данном рабочем месте.

У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по качеству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, сознательностью и только на 10% знаниями. Учебные программы могут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями [6].

Большое внимание уделяется кружкам качества. Формирование кружков – добровольное. Исследования показали, что имеется прямая зависимость посещаемости кружков и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков – единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: «Качество определяет судьбу предприятия»; «Что сегодня кажется прекрасным, завтра устареет»; «Думай о качестве ежеминутно».

Регулярно проводятся цеховые и заводские конференции кружков качества. Дважды в год конференции кружков качества проводятся на Уровне всей компании. Проводятся и всеяпонские съезды представители кружков качества. Кружок считается признанным официально, если он зарегистрирован Японским союзом ученых и инженеров и об этом было оповещение в журнале «Мастер и контроль качества».

На японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении качества, получившая название «пять нулей». Она сформулирована в виде коротких правил – заповедей [1]:

  1. не создавать условия для появления дефектов;

  1. не передавать дефектную продукцию на следующую стадию;

  1. не принимать дефектную продукцию с предыдущей стадии;

  1. не изменять технологические режимы;

  1. не повторять ошибок.

Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.

Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:

  • широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;

  • высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;

  • максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.

 

 

 

Заключение

 

По результатам контрольной получены следующие результаты и выводы.

Если не вдаваться в подробности, то основополагающие отличительные моменты западного (США) и восточного (Япония) подходов к качеству можно привести в таблице:

Западный подход

Восточный подход

Качество основывается на низком уровне цен

Качество основывается на низком уровне дефектов

Первая цель – прибыль; качество – категория случайная

Первая цель – качество; прибыль не замедлит последовать

По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика

Согласие с требованиями покупателей по вопросам качества

Общие идеи насчет качества

Строгая политика качества к каждому предмету


 

Управление качеством и его обеспечение начинается с отдела маркетинга, где определяются и разрабатываются все составляющие производимого товара. Наиболее полное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого товара, проявляющиеся на всех этапах его жизненного цикла: при разработке, производстве, транспортировке, хранении, применении, ремонте, техническом обслуживании.

Все процессы, связанные с производством высококачественного товара, стандартизированы, благодаря чему достигается стабильный уровень качества. Стандарты ИСО 9000 являются основополагающими в системе управления качеством продукции практически во всех странах мира.

Организации по управлению качеством существуют в Европе, США, Японии, Скандинавии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке. Основными из них являются СЕН, МЭК и ИСО.

Рассмотренные аспекты управления качеством продукции говорят о том, что качество – основная категория товара. Управление качеством в зарубежных странах широко развито и положено в основу производства товаров.

 

 

 

Список литературы

 

  1. С.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудина «Управление качеством»./М: ЮНИТИ, 1998г. – 287c.

  1. Г.Д. Крылова «Зарубежный опыт управления качества»./М: ЮНИТИ, 1998г. – 328c.

  1. Канне М.М., Системы, методы и инструменты менеджмента качества:   учебник/ М.М. Канне, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков. – СПб: Питер, 2009. – 560с.
  2. Мазур И.И., Управление качеством: учебное пособие/ И.И. Мазур, В.Д.Шапиро. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2010. – 400 с.
  3. Новицкий Н.И., Управление качеством продукции: учебное пособие/ Н.И. Новицкий, В.Н. Олексюк. – М.: Новое знание, 2009. – 367 с.
  4. Огвоздин В.Ю., Управление качеством: основы теории и практики: учебное пособие/ Огвоздин В.Ю. – 5-е изд. – М.: Дело и сервис, 2011. – 288 с.
  5. История международных стандартов ISO серии 9000 [Электронный ре   сурс]. -Режим доступа: www.gto.by. – Дата доступа: 04.08.2014
  6. Зарубежные организации по управлению качеством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qh.siteedit.ru. – Дата доступа: 10.08.2014

 


Информация о работе Зарубежный опыт управления качеством. Управление качеством в США и Японии