Управление качеством. Типичные этапы жизненного цикла продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной. Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении международных стандартов, залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.

Файлы: 1 файл

Стандартизация.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

Для реализации продукции РУП «МАЗ» необходимо обеспечить ее качество, приемлемую цену, включающую цену обслуживания, и сроки поставки продукции. В условиях рынка потребителей, каковым становится рынок сбыта МАЗов, на их конкурентоспособность все большее влияние

оказывает качество продаваемой автотехники. Техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий, тем более в том объеме, в каком может позволить себе осуществить в настоящее время предприятие, к сожалению, решают проблему улучшения качества лишь частично.

Полностью использовать внутренний потенциал завода, с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижению ее себестоимости, призваны системы качества производства автомобилей, автобусов и прицепной техники, разрабатываемые и внедряемые в настоящее время на предприятии и его филиалах «АМАЗ» и «Белавтоприцеп».

Основной целью системы менеджмента качества на основе требований стандартов серии ИСО 9000 (производство автомобилей и автобусов внедряют модель системы обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании в соответствии с СТБ ИСО 9001-96, «Белавтоприцеп» - модель системы обеспечения качества при производстве, монтаже, и обслуживании в соответствии с СТБ ИСО 9002-96, ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) «Системы менеджмента качества в автомобилестроении») является постоянное совершенствование методов и средств управления предприятием, ориентированных на обеспечение требуемого уровня качества, как основы успеха и развития предприятия.

Основной целью сертификации системы менеджмента качества на РУП «МАЗ» является официальное признание эффективности ее функционирования и соответствия требованиям, установленным, в частности, базовым стандартам серии ИСО 9000.

При этом достигается: повышение имиджа и маркетингового потенциала предприятия, получившего через сертификацию международное признание; облегчение интеграции в международную экономику и доступа к европейскому рынку; возможность успешного участия в международных тендерах на поставку продукции; повышение прибыльности предприятия за счет роста конкурентоспособности и, как следствие, реализация продукции, а также возможности повышения цены на продукцию гарантированного качества, повышенная защищенность от необоснованных претензий и требований о выплате компенсаций; снижение затрат, связанных со страхованием.

Программа, разработки, внедрения, сертификации и дальнейшего совершенствования системы качества модели СТБ ИСО 9001-96 производства автомобилей предусматривает:

- реализацию программы  многоуровневого обучения персонала  РУП «МАЗ» в области управления  качеством;

- реализацию программы  информационного обеспечения системы  качества производства автомобилей  модели СТБ ИСО 9001-96;

- компьютеризацию производств  и службы качества предприятия  с целью внедрения статистических  методов управления качества  продукции;

- разработку и внедрение  системы повышения личной ответственности  персонала РУП «МАЗ» за качество  результатов своей деятельности;

- разработка и внедрение  методов учета затрат на качество;

- формирование поощрительного  фонда РУП «МАЗ» в области  качества и учреждение «Премии  РУП «МАЗ» в области качества».

Многоуровневое обучение персонала РУП «МАЗ».

В настоящее время, когда большая часть работ по описанию процедур системы качества завершена, реализация программы многоуровневого обучения персонала РУП «МАЗ» требованиям МС ИСО серии 9000 позволит внедрение этих процедур на всех уровнях производства и, что не менее важно, начать формирование в сознании автозаводцев культуры качества, без которой невозможно ощутимое повышение качества выпускаемой продукции.

 Обучение в области  качества предполагает непрерывный  процесс в соответствии со  стратегическим курсом предприятия  на достижение целей, поставленных  перед персоналом в «Политике  РУП «МАЗ» в области качества», которые также рассматриваются  по мере их достижения. Обучение  проводится с привлечением организаций, таких ИНИ ЗАО «Белмашэксперт», БелГИСС, а также силами специалистов Управления системы качества и других подразделений завода, специально обученных для этих целей.

Фонд качества РУП «МАЗ» и учреждение «Премии РУП «МАЗ» в области качества» имеют мало общего с премиальным фондом в общепринятом понимании этих слов, так как основные средства этого фонда будут направлены на поддержание и совершенствование системы менеджмента качества и только при принятии решения об учреждении «Премии качества РУП «МАЗ» и разработке соответствующей процедуры небольшая часть этих средств будет направлена на поощрение персонала, добившегося показательных успехов в области качества».

Фонд качества на РУП «МАЗ», прежде всего, необходим для:

- постоянного субсидирования  программ обучения новым требованиям  совершенствующейся системы менеджмента  качества;

- доплаты внутренним аудиторам  по качеству, которых, учитывая размеры  и сложность предприятия, необходимо  иметь не менее 100 человек (подготовка  внутренних аудиторов, присвоение  обученному персоналу этого статуса  и оценка деятельности аудиторов  описана в соответствующей процедуре  системы качества);

- доплаты уполномоченным  по качеству подразделений РУП  «МАЗ», которые согласно «Положению  об уполномоченном по качеству  структурного подразделения РУП  «МАЗ» имеют массу разнообразных  функций, в соответствии с которыми  успешно организовать работу  сможет только дополнительно  мотивированный работник, так как, к сожалению, в квалифицированном  справочнике Министерства труда  РБ такой должности нет, а обязанностей  этим работникам, учитывая ужесточающиеся требования систем менеджмента качества, будет только прибавляться;

- пропаганды культуры  качества, что предусматривает развитие  сети заводского радио, использование  возможностей кабельного телевидения  МАЗ, газеты «Автозаводец», широкое  использование оформительских средств;

- информационного обеспечения  службы качества, а именно - обеспечения  возможности приобретения всех  необходимых для работы периодических  изданий, справочников, учебной литературы;

- постоянного обмена опытом  по поддержанию и совершенствованию  системы качества с передовыми  предприятиями Республики Беларусь  и за рубежом.

Информационное обеспечение системы менеджмента качества.

В соответствии с подпрограммой Министерства промышленности РБ «Качество в автомобилестроении» совершенствование системы управления качеством должно предусматривать «Создание интегрированной системы, включающей инфраструктуры локальных и глобальных автоматизированных систем как непосредственного, так и удаленного доступа к информационным ресурсам».

В настоящее время сравнительно эффективно используются и развиваются автоматизированные системы управления проектированием (АСУП) с компьютерным центром коллективного пользования, позволяющая решать по мере своего совершенствования все больше и больше конструкторских проблем и несомненно повышающие качество конструкторских разработок. Это такие системы, как ACAD, UNI-GRAPHICS, CATIA.

Но сегодня на РУП «МАЗ» назрела насущная необходимость автоматизации системы обеспечения качества выпускаемой продукции, которая позволит решить многие существующие в настоящее время вопросы организационно-технического плана, такие как:

- контроль функционирования  системы качества и оперативное  управление качеством;

- контроль исполнительной  дисциплины;

- оперативное доведение  до подразделений любой информации, включая организационно- распорядительную  и контроль ее прохождения;

- обеспечения доступа  к международным информационным  фондам по вопросам качества  в автомобилестроении;

- создание мощной нормативной  базы и подключение ее к  государственному нормативному  банку;

- «безбумажную» организацию  работ и т.д., и которая наряду  с АСУП не замедлит сказаться  на повышении качества выпускаемой  продукции.

Программа информационного обеспечения системы качества, к сожалению, не имеет ничего общего с вышесказанным, так как разработана с учетом реалий завода на сегодняшний день и задействует возможности заводского узла, газеты «Автозаводец» и Управления системы качества. Целью программы является общее ознакомление персонала предприятия с требованиями системы качества, внедряемой на заводе и приобщение работников предприятия к культуре качества. Но даже эта программа требует для своей реализации необходимое организационно-техническое обеспечение, а именно: наличие действующих радиоточек во всех подразделениях завода и их надежное функционирование; обеспечение газетой «Автозаводец» всех подразделений РУП «МАЗ»; обеспечение множительной техникой Управления системы качества.

Компьютеризация производств и службы качества предприятия с целью внедрения статистических методов управления качеством продукции.

В настоящее время системы менеджмента качества не имеет перспективы развития и совершенствования без повсеместного внедрения статистических методов управления качеством, а это, в свою очередь, невозможно, без хотя бы минимального оснащения производств и службы качества компьютерной техникой, которая необходима для составления и оперативной обработки баз данных, отражающих качество работы подразделений, а также возможности их наглядного (графического) отображения для последующего анализа со стороны руководства и своевременной разработки корректирующих и предупреждающих действий.

Разработка и внедрение системы повышения личной ответственности персонала РУП «МАЗ» за качество результатов своей деятельности и соблюдение исполнительной дисциплины.

Мощным и объективным фактором, влияющим на доход предприятия является объем продаж, который зависит от конкурентоспособности качества и конкурентоспособности цены продукции, и в современных условиях конкурентной борьбы необходимо обеспечить не только конкурентоспособность качества поставляемой потребителю автотехники, но и конкурентоспособность ее себестоимости, позволяющей получить прибыль из реального дохода.

Главное направление усилий по повышению конкурентоспособности продукции Минского автомобильного завода - сертификация производства в соответствии со стандартом ISO-9000. На заводе разрабатывается комплексная программа для обеспечения соответствия технического уровня, качества и конкурентоспособности всей продукции требованиям МС ISO-9001. Основными требованиями вновь создаваемой системы качества будет являться материальная ответственность за качество выполнения своей работы, приоритет качества перед количеством.

При достаточно развитой инфраструктуре отечественных производителей техники и при правильно выбранной стратегии производства и реализации, продукция Минского автомобильного завода может быть вполне конкурентоспособной.

Сертификация производства и внедрение системы менеджмента качества требует значительных денежных средств. Так, для методологической помощи по приведению системы качества МАЗ к ИСО-9000 был составлен договор с БелГИСом на сумму 3676,3 тыс. руб., а для обучения руководителей, специалистов и служащих системе ИСО-9000 на 3620 тыс. руб. был подписан договор с Белмашэкспертом. Планируется на Минском автомобильном заводе, в связи с дефицитом денежных средств, использовать средства инновационного фонда Министерства промышленности РБ.

Процессы СМК, их владельцы, ответственные исполнители и требования к документации, содержащей описание процессов приведены в таблице 1.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с СТБ ИСО 9001 на республиканском унитарном предприятии «Минский автомобильный завод» при проектировании и производстве автотехники является стратегическим решением руководства, направленном на улучшение качества продукции, повышение удовлетворенности потребителей.

Проектируемая СМК должна быть составной частью системы менеджмента предприятия, направленной на достижение результатов в соответствии с целями в области качества для удовлетворения потребностей потребителей при проектировании и производстве продукции.

Высшее руководство для внедрения и функционирования СМК осуществляет следующие меры:

- разработку Политики  и стратегических целей, соответствующих  назначению предприятия;

- демонстрацию на собственном  примере приверженности Политике  предприятия в области качества;

- доведение до сведения  персонала направления деятельности  предприятия, ценностей, связанных  с качеством и СМК;

- определение процессов  жизненного цикла продукции, добавляющих  ценность в интересах предприятия;

- обеспечение организационной  структуры и ресурсов, необходимых  для разработки, внедрения и совершенствования  СМК.

Первый шаг в построении новой СМК - формулирование Политика высшего руководства в области качества.

Он сделан: 31 мая 2003 года введена в действие Политика высшего руководства в области качества РУП «МАЗ» и доведена до сведения персонала.

На основании Политики в области качества были сформулированы цели и задачи предприятия в области качества.

Информация о работе Управление качеством. Типичные этапы жизненного цикла продукции