Управление качеством. Типичные этапы жизненного цикла продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной. Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении международных стандартов, залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.

Файлы: 1 файл

Стандартизация.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

10. Управление качеством

Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной.

Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении  международных стандартов, залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.

Типичные этапы жизненного цикла продукции

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции (принцип петли качества), сочетание обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.

Система качества должна:

- обеспечивать управление  качеством на всех этапах жизненного  цикла продукции;

- обеспечивать участие  в направлении качеством всех  работников предприятия;

- устанавливать ответственность  на всех этапах управления;

- обеспечивать непрерывность  деятельности по качеству с  деятельностью снижения на трат;

- обеспечивать проведение  профилактических проверок по  предупреждению несоответствии  и дефектов;

- обеспечивать обязательность  выявления дефектов и препятствовать  их допуск в производство и  к потребителю;

- устанавливать порядок  проведения периодических проверок, анализов и совершенствования  системы;

- в соответствии с ГОСТом  управление качеством продукции  – это установление, обеспечение  и поддержание необходимого уровня  качества продукции при ее  разработке, производстве, обращении  или эксплуатации или потреблении  путем систематического контроля  качества и целенаправленного  воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Управление качеством продукции на отечественных предприятиях осуществлялось в рамках Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), КСУКП имела ряд особенностей:

- система являлась объектом организационного проектирования;

- в своей основе она  базировалась на разработке технологических  карт управления организационно-регламентированных  стандартов предприятия (СТП);

- система была создана  на основе обобщения и анализа  передового опыта по управлению  качеством продукции;

- в системе четко определялись  цели, принципы и функции управления качеством;

КСУКП, внедряемая на предприятиях по четырем стадиям жизненного цикла изделия (проектирование, изготовление, реализация и эксплуатация), предусматривала выполнение следующих функции.

1. Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества  продукции.

2. Планирование повышения  качества продукции.

3. Аттестация качества  продукции.

4. Разработка и постановка  продукции на производство.

5. Технологическая подготовка  производства.

6. Материально-технологическое  обеспечение.

7. Метрологическое обеспечение  качества продукции.

8. Подбор, расстановка, воспитание  и обучение кадров.

9. Обеспечение стабильного  уровня качества продукции.

10. Организация хранения, транспортировки, эксплуатации, ремонта.

11. Стимулирование повышения  качества продукции.

12. Ведомственный контроль  качества продукции.

13. Государственный надзор  за соблюдением стандартов и  ТУ.

14. Правовое обеспечение  управления качеством продукции.

Однако более чем двадцатилетний опыт функционирования КСУКП не дал каких-либо значительных результатов. Это объясняется, во-первых, тем, что система была ориентирована только на творческий потенциал управленческого персонала и игнорировались коллективные творческие возможности непосредственных исполнителей. Создание соответствующих  служб управления качеством сформировало мощный стереотип представления о том, что «борьба за качество» есть удел только специализированных служб. Кроме того, система охватывала большое разнообразие функций управления качеством, в то время как в структуре стандартов недостаточно четко были выделены иерархические уровни управления по функциям.

Во-вторых, разработанная на большинстве предприятий нормативная документация (положения, инструкции) была направлена не на стимулы за добросовестную работу и качественную продукцию, а на санкции за недостаточный уровень качества работы. Исследования показали, что соотношение стимулов и санкций составляет 10:90. Это создавало атмосферу подозрительности, неуверенности человека в своих способностях. Неуважение к человеческой личности, се достоинству, порожденное административно-командной системой, так и не привело к желаемым результатам.

В-третьих, создаваемые системы управления качеством продукции на предприятиях были жестко привязаны к условиям производства конкретной продукции и не обладали требуемым свойством гибкости. Смена продукции требует подчас полной замены системы управления ее качеством. Это ведет к большим затратам и, как следствие, побуждает производственников продолжать выпуск устаревшей продукции.

В-четвертых, при создании системы управления качеством на многих предприятиях нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе, и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого - экономическая незаинтересованность предприятий в улучшении качества продукции, внедрение системы управления качества на предприятии излишне административными методами.

При переходе к рыночным отношениям исчезали директивные методы управления, повышалась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.

Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению качеством, как составной части системы управления предприятием, привета к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали разрабатываться стандарты на системы управления качеством. Основные цели данных документов - содействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем.

Координатором работы в этой области является Технический комитет 176 Международной организации по стандартизации (ИСО), который в 1987 году подготовил и опубликовал пять международных стандартов на системы качества, получивших в ИСО индекс 9000. Первый из них, ИСО 9000. представляет собой руководство по выбору и применению стандартов этой серии. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 содержат нормативные требования к системам качества для различных этапов жизненного цикла продукции. Назначение указанных стандартов - быть сравнительными моделями при оценке системы качества производителя в контрактных отношениях, при сертификации или иных ситуациях. Стандарт ИСО 9004 представляет собой руководящие указания, устанавливающие требования к системе качества, и предназначен для использования предприятием-изготовителем при разработке и внедрении системы.

За годы, прошедшие со времени публикации этих стандартов, они получили широкое признание и распространение. Начался процесс их широкого применения при сертификации систем качества. В свою очередь это потребовало выработки определенных правил самой процедуры сертификации, а также требований к экспертам, осуществляющим проверку систем. С этой целью ИСО/ТК 176 подготовил и опубликовал в 1990 году стандарт ИСО 10011. Одновременно с разработкой новых стандартов: ИСО 14000 - система управления окружающей средой. ИСО 18000 - система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, осуществлялся пересмотр основополагающих стандартов, принятых в 1987 году. Пересмотр проводился в два этапа: первый - в 1994 году, второй - в 2000 году.

В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 году ИСО/ТК 176 ориентировался на достижение следующих целей: обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения; содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

Изменения, внесенные в стандарты на первом этане пересмотра, не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 года. Количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось. В 2000-м году принята новая версия стандартов ИСО серии 9000:2000 г. Стандарты новой версии разработаны с учетом использования элементов TQM (всеобщее управление качеством) и международных премий по качеству.

В международных стандартах ИСО серии 9000:2000 включены следующие новые требования:

- ориентация на потребителя;

- необходимость применения  законодательных и нормативных  требований;

- установление целей, которые  могут быть измерены (оценены):

- мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности  потребителя;

- определение и оценка  выделяемых ресурсов для достижения  целей;

- определение эффективности  подготовки персонала:

- проведение измерений, относящихся  к системе, процессам и продукции;

- проведение анализа данных, свидетельствующих о степени  выполнения системой менеджмента  качества своих функций.

При построении системы управления предприятием используется комплексное понятие качества, включающее качество самого выпускаемого продукта или предоставляемой услуги, качество процессов производства продукта или услуги, а также качество организации управления бизнес-процессами предприятия.

Качество, согласно МС ИСО 9000:2000 - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

Требования - потребность пли ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Логическая связь понятий контроля качества, управления качеством, обеспечения качества и всеобщею менеджмента качества представлена на рисунке 2.

Менеджмент качества скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Взаимосвязь контроля качества, управления качеством, обеспечения качества и всеобщего менеджмента качества

Управление качеством часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная па создание уверенности, что требования к качеству будет выполнены.

Улучшение качества часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Постоянное улучшение повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

Система менеджмента качества система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Внедрение эффективной системы управления качеством (Quality Management System - QM-системы) дает предприятию следующие преимущества:

- расширение рынков сбыта;

- наглядность управления  процессами;

- снижение затрат и  сокращение сроков освоения новых  видов продукции, благодаря четкой  организации структур и процессов;

- рост коллективизма;

- повышение гибкости перестройки  процессов при изменяющихся требованиях  и ожиданиях заказчика;

- снижение риска ответственности  за продукции.

Последняя редакция Стандарта ИСО 9000:2000 обеспечивает процессно-ориентированный подход к проектированию ОМ-систем.

Проводник Менеджмента Качества (QM-Scont) - программное решение, которое поддерживает процессную модель и помогает предприятиям в процедуре внедрения Стандартов ИСО 9000 и получения сертификата, а также адаптирует уже реализованные процессы к новой редакции Стандартов ИСО 9000:2000.

2. Управление качеством  продукции и стандарты качества  на РУП «МАЗ»

За эффективное функционирование системы качества на РУП «МАЗ» несет ответственность заместитель генерального директора по качеству - начальник Управления качества - Полномочный представитель руководства по качеству. Он наделен полномочиями для выделения приоритетных направлений в решении проблем в области качества, организации разработки и выполнения мероприятий по качеству специалистами и подразделениями предприятия, контроля деятельности подразделений предприятия в области качества.

Организационная структура Управления качества продукции РУП «МАЗ» представлены. Организационная структура Управления качества продукции РУП «МАЗ»

В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за организацию документов и методик по анализу и управлению качеством продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля состояния системы качества, действующей на заводе и ее эффективности.

Информация о работе Управление качеством. Типичные этапы жизненного цикла продукции