Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:50, контрольная работа
Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной. Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении международных стандартов, залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.
10. Управление качеством
Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. В большинстве случаев при заключении внешнеэкономических контрактов оговариваются требования наличия и документированного оформления положений системы качества у поставщика, а также право ее контроля в любое время потребителем или третьей стороной.
Наличие у поставщика сертификационной системы качества, основанной на применении международных стандартов, залог обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара и успеха в конкурентной борьбе.
Типичные этапы жизненного цикла продукции
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции (принцип петли качества), сочетание обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.
Система качества должна:
- обеспечивать управление
качеством на всех этапах
- обеспечивать участие в направлении качеством всех работников предприятия;
- устанавливать ответственность на всех этапах управления;
- обеспечивать непрерывность
деятельности по качеству с
деятельностью снижения на
- обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствии и дефектов;
- обеспечивать обязательность
выявления дефектов и
- устанавливать порядок
проведения периодических
- в соответствии с ГОСТом
управление качеством
Управление качеством продукции на отечественных предприятиях осуществлялось в рамках Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП), КСУКП имела ряд особенностей:
- система являлась объектом организационного проектирования;
- в своей основе она
базировалась на разработке
- система была создана
на основе обобщения и анализа
передового опыта по
- в системе четко определялись цели, принципы и функции управления качеством;
КСУКП, внедряемая на предприятиях по четырем стадиям жизненного цикла изделия (проектирование, изготовление, реализация и эксплуатация), предусматривала выполнение следующих функции.
1. Прогнозирование потребностей,
технического уровня и
2. Планирование повышения качества продукции.
3. Аттестация качества продукции.
4. Разработка и постановка продукции на производство.
5. Технологическая подготовка производства.
6. Материально-технологическое обеспечение.
7. Метрологическое обеспечение качества продукции.
8. Подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров.
9. Обеспечение стабильного уровня качества продукции.
10. Организация хранения, транспортировки, эксплуатации, ремонта.
11. Стимулирование повышения качества продукции.
12. Ведомственный контроль качества продукции.
13. Государственный надзор за соблюдением стандартов и ТУ.
14. Правовое обеспечение
управления качеством
Однако более чем двадцатилетний опыт функционирования КСУКП не дал каких-либо значительных результатов. Это объясняется, во-первых, тем, что система была ориентирована только на творческий потенциал управленческого персонала и игнорировались коллективные творческие возможности непосредственных исполнителей. Создание соответствующих служб управления качеством сформировало мощный стереотип представления о том, что «борьба за качество» есть удел только специализированных служб. Кроме того, система охватывала большое разнообразие функций управления качеством, в то время как в структуре стандартов недостаточно четко были выделены иерархические уровни управления по функциям.
Во-вторых, разработанная на большинстве предприятий нормативная документация (положения, инструкции) была направлена не на стимулы за добросовестную работу и качественную продукцию, а на санкции за недостаточный уровень качества работы. Исследования показали, что соотношение стимулов и санкций составляет 10:90. Это создавало атмосферу подозрительности, неуверенности человека в своих способностях. Неуважение к человеческой личности, се достоинству, порожденное административно-командной системой, так и не привело к желаемым результатам.
В-третьих, создаваемые системы управления качеством продукции на предприятиях были жестко привязаны к условиям производства конкретной продукции и не обладали требуемым свойством гибкости. Смена продукции требует подчас полной замены системы управления ее качеством. Это ведет к большим затратам и, как следствие, побуждает производственников продолжать выпуск устаревшей продукции.
В-четвертых, при создании системы управления качеством на многих предприятиях нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе, и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого - экономическая незаинтересованность предприятий в улучшении качества продукции, внедрение системы управления качества на предприятии излишне административными методами.
При переходе к рыночным отношениям исчезали директивные методы управления, повышалась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.
Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению качеством, как составной части системы управления предприятием, привета к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали разрабатываться стандарты на системы управления качеством. Основные цели данных документов - содействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем.
Координатором работы в этой области является Технический комитет 176 Международной организации по стандартизации (ИСО), который в 1987 году подготовил и опубликовал пять международных стандартов на системы качества, получивших в ИСО индекс 9000. Первый из них, ИСО 9000. представляет собой руководство по выбору и применению стандартов этой серии. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 содержат нормативные требования к системам качества для различных этапов жизненного цикла продукции. Назначение указанных стандартов - быть сравнительными моделями при оценке системы качества производителя в контрактных отношениях, при сертификации или иных ситуациях. Стандарт ИСО 9004 представляет собой руководящие указания, устанавливающие требования к системе качества, и предназначен для использования предприятием-изготовителем при разработке и внедрении системы.
За годы, прошедшие со времени публикации этих стандартов, они получили широкое признание и распространение. Начался процесс их широкого применения при сертификации систем качества. В свою очередь это потребовало выработки определенных правил самой процедуры сертификации, а также требований к экспертам, осуществляющим проверку систем. С этой целью ИСО/ТК 176 подготовил и опубликовал в 1990 году стандарт ИСО 10011. Одновременно с разработкой новых стандартов: ИСО 14000 - система управления окружающей средой. ИСО 18000 - система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, осуществлялся пересмотр основополагающих стандартов, принятых в 1987 году. Пересмотр проводился в два этапа: первый - в 1994 году, второй - в 2000 году.
В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 году ИСО/ТК 176 ориентировался на достижение следующих целей: обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения; содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.
Изменения, внесенные в стандарты на первом этане пересмотра, не противоречили основным подходам и структуре стандартов 1987 года. Количество стандартов ИСО серии 9000 значительно расширилось. В 2000-м году принята новая версия стандартов ИСО серии 9000:2000 г. Стандарты новой версии разработаны с учетом использования элементов TQM (всеобщее управление качеством) и международных премий по качеству.
В международных стандартах ИСО серии 9000:2000 включены следующие новые требования:
- ориентация на потребителя;
- необходимость применения законодательных и нормативных требований;
- установление целей, которые могут быть измерены (оценены):
- мониторинг информации,
свидетельствующей об
- определение и оценка
выделяемых ресурсов для
- определение эффективности подготовки персонала:
- проведение измерений, относящихся к системе, процессам и продукции;
- проведение анализа данных,
свидетельствующих о степени
выполнения системой
При построении системы управления предприятием используется комплексное понятие качества, включающее качество самого выпускаемого продукта или предоставляемой услуги, качество процессов производства продукта или услуги, а также качество организации управления бизнес-процессами предприятия.
Качество, согласно МС ИСО 9000:2000 - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
Требования - потребность пли ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Логическая связь понятий контроля качества, управления качеством, обеспечения качества и всеобщею менеджмента качества представлена на рисунке 2.
Менеджмент качества скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Взаимосвязь контроля качества, управления качеством, обеспечения качества и всеобщего менеджмента качества
Управление качеством часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная па создание уверенности, что требования к качеству будет выполнены.
Улучшение качества часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Постоянное улучшение повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.
Система менеджмента качества система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Внедрение эффективной системы управления качеством (Quality Management System - QM-системы) дает предприятию следующие преимущества:
- расширение рынков сбыта;
- наглядность управления процессами;
- снижение затрат и
сокращение сроков освоения
- рост коллективизма;
- повышение гибкости
- снижение риска
Последняя редакция Стандарта ИСО 9000:2000 обеспечивает процессно-ориентированный подход к проектированию ОМ-систем.
Проводник Менеджмента Качества (QM-Scont) - программное решение, которое поддерживает процессную модель и помогает предприятиям в процедуре внедрения Стандартов ИСО 9000 и получения сертификата, а также адаптирует уже реализованные процессы к новой редакции Стандартов ИСО 9000:2000.
2. Управление качеством
продукции и стандарты
За эффективное функционирование системы качества на РУП «МАЗ» несет ответственность заместитель генерального директора по качеству - начальник Управления качества - Полномочный представитель руководства по качеству. Он наделен полномочиями для выделения приоритетных направлений в решении проблем в области качества, организации разработки и выполнения мероприятий по качеству специалистами и подразделениями предприятия, контроля деятельности подразделений предприятия в области качества.
Организационная структура Управления качества продукции РУП «МАЗ» представлены. Организационная структура Управления качества продукции РУП «МАЗ»
В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за организацию документов и методик по анализу и управлению качеством продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля состояния системы качества, действующей на заводе и ее эффективности.
Информация о работе Управление качеством. Типичные этапы жизненного цикла продукции