Управление качеством производства молока в СПК "Маяк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Предъявляются следующие требования к молоку: молоко должно быть натуральным, белого или слабо-кремового цвета, без осадка и хлопьев, не допускается замораживание молока, ингибирующие вещества (антибиотики, формалин) и нейтрализующие вещества (сода, аммиак), содержание в молоке тяжелых металлов, мышьяка и остаточных количеств пестицидов не должно превышать максимально допустимого уровня,

Файлы: 1 файл

Управление качеством производства молока в СПК.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших требований является то, что молоко должно быть получено от здоровых животных в хозяйствах, благополучных по инфекционным болезням в соответствии с правилами ветеринарного законодательства, и по качеству соответствовать требованиям настоящего стандарта.

Хотелось бы отметить, что Костромская область вошла в число наиболее благополучных регионов в сфере ветеринарии. Основными направлениями в работе управления ветеринарии является предупреждение, возникновения и распространения инфекционных болезней животных. В минувшем году область сохранила стабильное эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие.

Не было зарегистрировано массовых случаев заболеваний людей пищевыми токсико-инфекциями и иными заболеваниями, связанными с употреблением в пищу продуктов животноводства и растениеводства.

Контроль за качеством и безопасностью молочных продуктов должен осуществляться на постоянной основе, обеспечивая безопасность их потребления для жизни и здоровья людей и предотвращая экономический ущерб, наносимый употреблением некачественной продукции.

При приемке молока на завод качество его оценивают по органолептическим показателям, содержанию жира, кислотности и температуре. Для производства пастеризованного молока применяемое натуральное молоко должно быть не ниже 2-го сорта. Молоко после дойки должно быть охлаждено в хозяйстве не позднее чем через 2 ч после дойки. Молоко сырое при сдаче-приемке на предприятиях молочной промышленности должно иметь температуру не выше плюс 80?С, а при сдаче-приемке в хозяйстве - не выше плюс 6°С. [11]

Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.

Таким образом, основные пути повышения качества производства молока следующие:

совершенствование структуры рациона;

хорошее охлаждение;

совершенствование материальной и моральной заинтересованности работников;

улучшения качества кормов;

соблюдение чистоты на ферме и молочной посуды;

хорошая обеспеченность моющими и дезинфицирующими средствами.

Качественная продукция, обладающая высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного спроса.

Поскольку показатели качества затрагивают интересы как производителей так и ее потребителей, которые могут и не совпадать, но качество должно оцениваться с точки зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителями.

Именно поэтому на многих предприятиях необходимо применение системного подхода к управлению качеством производства продукции, ориентированное на потребителя.

1.3 Основы формирования  и реализации системного подхода  к управлению качеством продукции

Высокое качество продукции можно достичь только путём системного комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий.

Объективной необходимостью в условиях рыночных отношений становится внедрение на каждом предприятии единой функциональной системы управления качеством продукции. [21]

В общем виде эта система включает факторы, определяющие качество и условия полного использования каждого из них, технологию и систему машин, подготовку кадров, анализ, планирование, организацию производства и труда, меры материального стимулирования и управление системой.

Политика в области качества - это цели и задачи, направленные на достижение высокого качества товаров и услуг, сформулированные руководством предприятия. [18]

Политика в области качества задает направление развития организации. В этом документе руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.).

Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467-79). Управлять качеством - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса). [11]

Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений - это управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством. Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. [8]

Создание подобной системы требует тщательной подготовки, постоянного внимания руководства, обучение персонала системному подходу, и очень часто технического перевооружения предприятия.

Отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.

Комплексное управление качеством в нашей стране начало интенсивно развиваться в середине ХХ века - были разработаны и внедрены следующие системы качества: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ). [25]

Первой отечественной системой управления качества стала система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее ОТК и заказчикам с первого предъявления, внедрённая в 1955 г. на Саратовском самолётостроительном заводе.

Цель этой системы - создание условий производства без отступлений от технической документации. В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Внедрение системы БИП позволило обеспечить строгое выполнение технологических операций, повысить профессиональную ответственность за качественные результаты своего труда, более эффективно использовать моральные и материальные стимулирования работников за качество труда. Хотя система БИП подняла контроль качества продукции на более высокий уровень, но её недостатком стало то, что распространялась она только на основных производственных рабочих и не учитывала многих факторов и степень их влияния на качество продукции.

В 1958 г. на промышленных предприятиях г. Горького была создана и внедрена одна из лучших - систем КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Характерным для системы КАНАРСПИ является то, что она выходит за рамки стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. Внедрение этой системы позволило сократить сроки изготовления изделий заданного уровня качества в 2-3 раза; повысить надёжность изделий в 1,5-2 раза; увеличить ресурс в 2 раза; снизить трудоёмкость монтажно-сборочных работ в 1,3-2 раза.

В 1961 г. на Львовском заводе телеграфной аппаратуры была разработана система бездефектного труда - СБТ. Цель системы - обеспечить выпуск продукции высокого качества, высокой надёжности и долговечности при помощи повышения ответственности, стимулирования и наказания каждого работника или коллектива предприятия. Внедрение СБТ позволило количественно оценить качество труда каждого работника за качество своего труда, повысить трудовую дисциплину всех работников предприятия.

В 1964 г. на Ярославском моторном заводе разработана и внедрена система НОРМ - научная организация работ по повышению моторесурса. Она обеспечивала комплексный подход к управлению качеством на стадиях проектирования, изготовления и эксплуатации двигателей. Система НОРМ была направлена на планомерное и систематическое увеличение уровня моторесурса, а основой этой системы был анализ влияния составных частей изделия на его параметры в период эксплуатации. Эта система позволила увеличить моторесурс ярославских двигателей в 2,5 раза, а гарантийный срок на двигатель - на 70% и снизить потребность в запасных частях на 20%.

В 1975 г. появились комплексные системы управления качеством труда и продукции КСУКП, в основу которых были положены единые принципы государственной системы стандартизации. Появление данной системы было направлено на обеспечение создания продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям научно-технического прогресса. Некоторые элементы этой системы не потеряли свою актуальность и сегодня. Изменились цели, которые сегодня ориентируются на конкурентоспособность на мировом рынке, соответственно изменились и некоторые показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий по качеству. Между тем суть и содержание системы остаются прежними, поскольку они опираются на научные принципы, законы управления в социально-экономических системах.

КС УКП дала развитие программ качества, аттестации продукции и стандартизации. С помощью КСУКП удалось сократить потери от брака и рекламаций, повысить удельный вес продукции высшего качества в 2-3 раза и уменьшить сроки разработки новой продукции в 1,5-2 раза.

Комплексная система управления качеством труда и продукции на сельскохозяйственных предприятиях предполагала участие в работе по качеству всех подразделений и служб. В Совет по качеству должны были входить руководители и специалисты предприятий. Система управления качества предусматривала проведение дней качества с целью анализа состояния и определения путей достижения запланированного уровня качества продукции, выполняемых работ, гласной оценки результатов труда, проверки выполнения решений, принятых ранее, выработки мероприятий по повышению эффективности производства, выявлению и использованию внутренних резервов. [8]

В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.

Дальнейшее развитие российского менеджмента качества связано с активными процессами интеграции нашей экономики в мировую систему. В начале 1990-х гг. в связи с расширением внешнеэкономических связей России требовалось изготавливать не просто качественные, но ещё и конкурентоспособные изделия, соответствующие мировому уровню качества. Это дало начало новому этапу совершенствования систем менеджмента качества, при котором использовался зарубежный опыт, разработки, стандарты и правила в области качества продукции.

В 80-е годы начался переход от тотального контроля качества TQC к тотальному менеджменту качества TQM. В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества - стандарта ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.

TQM (Tolal Quality Management - комплексное  управление качеством) - комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку продукции точно в срок. представляет собой форму управления предприятием, которая сосредотачивает свое внимание на качестве и сотрудничестве всего персонала для достижения прибыли, вытекающей из удовлетворения запросов клиентов. TQM из-за сложности и долгого внедрения является наименее популярным как в молочной, так и в других отраслях пищевой промышленности. [17]

В соответствии с мировыми тенденциями для молочной отрасли наиболее актуальными и все более широко используемыми системами управления качеством являются: GMP (хорошая производственная практика), ХАССП (анализ рисков и управление (контроль) в критических точках).

GMP (Good Manufacturing Practice - хорошая производственная практика) содержит директивы по реализации производственных действии согласно с определенными требованиями, в основном со строительными, техническими, технологическими, оснащением, операционными работами и производственными методами, которые являются необходимыми для выпуска молочных продуктов, отвечающих высоким санитарным требованиям.

Важнейшим этапом реализации GMP является правильное выделение на предприятии зон риска с целью максимального снижения возможного микробиологического, химического и физического загрязнения продукта. Это достигается, прежде всего, за счет ограничения свободного перемещения персонала по территории предприятия, определение и обустройство гигиенических и технических барьеров между разными зонами, наглядного обозначения зон максимального снижения движения транспортных средств между ними. Внедрение GMP на предприятии предполагает также строгое соблюдение технологических регламентов и параметров процессов, постоянный контроль за их соблюдением, а также четкое разграничение полномочий и ответственности персонала.

ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критических точек управления) является методом, обеспечивающим пищевую безопасность пищи. Его сущность заключается в постоянной проверке отдельных этапов производственного процесса в местах, наиболее опасных для выпуска готового продукта. В странах - членах ЕС и собирающихся вступать в ЕС, как и в других государствах, система обеспечения качества продовольственных продуктов является обязательной. [18]

При использовании ХАССП в системе контролинга на предприятии проводится анализ всех этапов технологического процесса позиции санитарного благополучия и контроля качества, по результатам которого выявляются «узкие места» производства, где возможен риск снижения безопасности производства продуктов питания. После оценки степени риска определяются способы его снижения, а также методы контроля качества в точках риска.

Информация о работе Управление качеством производства молока в СПК "Маяк"