Управление качеством продукции в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Обеспечение качества продукции и управление этим процессом



Понятие качества и управление качеством.
Понятие показателей качества продукции.
1.2 Системный подход к проблеме качества продукции
1.3 Политика качества
Глава 2. Сертификация продукции
2.1 Системы обязательной сертификации
2.2 Системы добровольной сертификации
Глава 3. Управление качеством продукции в современных условиях
3.1 Организация управления качеством на предприятии

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Итак, мы определили цели сертификации, ее объект и субъект, а также некоторые нормативные документы. Теперь рассмотрим подробнее сам процесс сертификации продукции.

Проведение работ по сертификации продукции должно регламентироваться специальным документом, например, “Положением о сертификации продукции  на предприятии” или каким-либо стандартом предприятия. В общем виде все работы по подготовке и проведению сертификации можно сгруппировать в 3 этапа:

I - Подготовительный этап. Предприятие определяет конкретные, более узкие цели сертификации данной продукции, а также необходимые для этого документы. Проводится анализ и доработка этой документации, подготовка продукции, системы качества и всего производства к выпуску продукции стабильного качества в соответствии с требованиями стандартов. После этого заключается договор на проведение сертификации.

На II этапе (сертификационном) органом по сертификации проводится проверка и оценка производства и системы качества, производятся сертификационные испытания продукции и выдается сертификат соответствия в случае положительного решения.

III этап (послесертификационный) включает в себя обеспечение предприятием надлежащего состояния системы качества и всего производства, а также надзор национальным органом по сертификации за качеством сертифицированной продукции и системой качества.

Не случайно работы по сертификации продукции тесно связаны с изучением системы качества. Раньше предприятия ориентировались на сертификацию продукции, а теперь все чаще и чаще появляется необходимость в сертификации всей системы качества.

Наличие такого сертификата  позволяет оценить способность фирмы не только изготовить продукт с требуемыми характеристиками, но и обеспечить стабильное его изготовление на протяжении необходимого промежутка времени. Потребитель рассматривает этот сертификат как гарантию того, что у производителя существует система качества, обеспечивающая выпуск продукции такого уровня качества, который уже подтвержден сертификатом на сам продукт. Зачастую потребитель, убедившись в наличии сертификата на систему качества, не требует сертификата на продукцию, доверяясь контрольным службам изготовителя.

Поэтому за рубежом в  большинстве случаев именно наличие  сертификата на систему качества является решающим фактором при выборе поставщика и необходимым условием при заключении контракта. Таким  образом, сертифицированная система качества - значительное преимущество в конкурентной борьбе.

Рассмотрим процесс  проведения сертификации системы качества  (Табл. 1).

 

Состав работ

Исполнитель

1. Этап предварительной  проверки и оценки системы  качества.

 

1.1. Подготовка системы качества и документации к сертификации

Предприятие

1.2. Заявка на проведение  сертификации системы качества 

Предприятие

1.3. Предварительная проверка  и оценка системы качества 

Орган по сертификации

1.4. Заключение договора  на проведение сертификации системы качества

Предприятие, Орган по сертификации

2. Этап окончательной  проверки и оценки системы  качества 

 

2.1. Подготовка системы  качества к окончательной проверке

Предприятие

2.2. Разработка программы  проведения окончательной проверки  системы качества

Орган по сертификации

2.3. Предварительное совещание  по организации проверки системы  качества 

Предприятие, Орган по сертификации

2.4. Проведение проверки  системы качества 

Предприятие, Орган по сертификации

2.5. Подготовка предварительных  выводов по результатам проверки системы качества для заключительного совещания

Орган по сертификации

2.6. Проведение заключительного  совещания

Предприятие, Орган по сертификации

2.7. Составление и рассылка  отчета о проведении на предприятии  проверки системы качества

Орган по сертификации

2.8. Оформление, регистрация  и выдача (при положительном решении)  сертификата системы качества 

Орган по сертификации


 

Предприятие, желающее сертифицировать  свою систему качества, направляет в орган по сертификации заявку и сопроводительное письмо, анкету-вопросник для проведения предварительной проверки системы качества, а также общее руководство по качеству, информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака и прочие) и документы, касающиеся заключения договора на проведение сертификации. При необходимости предприятие предоставляет также другие сведения о продукции и системе качества.

По результатам первого  этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается  готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа, либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения дальнейших работ по сертификации. При положительном заключении проводятся работы по сертификации. Если при этом обнаруживаются какие-либо несоответствия стандартам, работы прекращаются и продолжаются, лишь после доработки предприятием системы качества. При положительном исходе проверки выдается сертификат обычно сроком до 3 лет. По истечении этого срока система качества вновь должна пройти сертификацию.

Проведение работ по сертификации требует от производителя  определенных затрат (за рубежом они  составляют 1-2% всех затрат предприятия). Но эти затраты оправдываются, поскольку  сертификация, как сказано выше, дает фирме много преимуществ.

 

 

2.1 Системы  обязательной сертификации

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:

 
  • потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных товаров, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;
 
  • торговые организации получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;
  • изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;
 
  • таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе товаров на территорию РФ;
 
  • сертификационные органы вместе с номенклатурой товаров получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;
 
  • контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;
   

На основании Закона "О защите прав потребителей" Госстандарт  РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника. В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.  Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение Закона "О защите прав потребителей", организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке. Официальный язык Системы ГОСТ Р русский, но по согласованию сторон допускается оформление документации и на другом языке.

Период существования  в России обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р слишком мал  для того, чтобы были практически  отработаны и усовершенствованы  ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие проблемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования правил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной продукции "Правилам по проведению сертификации в РФ" и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные  в Системе, в силу неравномерности  географии их расположения не могут  обеспечить полностью потребности  в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров.

Существуют также кадровые проблемы, которые касаются не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического характера. И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Госстандарта по надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией. Во многом проблемы связаны с тем, что формирование сертификации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование сертификации по мере становления российского рынка товаров и услуг.


 

 

2.2 Системы добровольной сертификации

В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских  товаров и услуг. Системы добровольной сертификации отмечаются некоторыми характерными чертами:

  • активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;
   
 
  • открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;
 
  • самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность системы (если они не являются ее организаторами).

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации. В этом случае необходимо:

 
    1. зарегистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия,
 
  1. предусмотреть в правилах проведения сертификации наряду с обязательной и добровольную сертификацию.

Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регистрации  в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 "Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия". Срок действия сертификата соответствия по правилам добровольной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сертификация. Знаки соответствия в системах добровольной сертификации подтверждают соответствие товара (услуги):

 
  • всем требования нормативного документа,
 
  • отдельным требованиям нормативного документа.

В последнем случае к  знаку соответствия должна добавляться  ограничительная оговорка (маркировка). Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию  сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако, в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона.

Более трудной проблемой  считается признание российских систем добровольной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертификации при их организации должны быть гармонизованы с международными правилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для заинтересованных сторон. Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертификата, публикует Госстандарт РФ на основе данных Государственного реестра систем сертификации. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации, и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим принципам относят следующие положения:

 
    • в системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители;
 
  • объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная Система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации;
 
  • процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно для случаев апелляций;
 
  • любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. Сертификат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак - обладать патентной чистотой;
 
  • вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) должен быть отражен в правилах системы.

Одной из первых, наиболее известной и авторитетной, можно  считать введенную в действие в 1993 г. Систему добровольной сертификации СовАсК. Объектами сертификации в ней являются многие виды продукции, услуги, процессы, системы обеспечения качества, системы производства. Кроме того, СовАсК имеет право на проведение аккредитации испытательных лабораторий, а также аудиторов по оценке систем качества и аттестации производств. В основу создания Системы были положены разработки ИСО, руководства ИСО/МЭК, европейские стандарты EN 45000, в силу чего Система СовАсК гармонизована не только с Системой обязательной сертификации ГОСТ Р, но и с международными правилами и нормами. В отличие от ГОСТ Р, где проверки проводят эксперты-аудиторы, Система СовАсК разграничивает обязанности эксперта и аудитора. В качестве экспертов приглашаются высококвалифицированные специалисты, работающие в определенной отрасли и обладающие знаниями по сертификации. В реестре Системы СовАсК аккредитовано несколько десятков аудиторов. Аудитор - это специалист по проведению проверок систем качества и аттестации производства. Эксперты же приглашаются по мере необходимости и включаются в состав аудиторских групп. СовАсК по-особому подходит к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, считая целесообразным проводить одновременную аккредитацию и в Системе ГОСТ Р. Это необходимо для придания большей весомости как самой аккредитация, так и результатам испытаний, обеспечивает их сопоставимость, а также усиливает признаваемость сертификата и знака соответствия.

Информация о работе Управление качеством продукции в современных условиях