Управление качеством продукции в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.
Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Обеспечение качества продукции и управление этим процессом



Понятие качества и управление качеством.
Понятие показателей качества продукции.
1.2 Системный подход к проблеме качества продукции
1.3 Политика качества
Глава 2. Сертификация продукции
2.1 Системы обязательной сертификации
2.2 Системы добровольной сертификации
Глава 3. Управление качеством продукции в современных условиях
3.1 Организация управления качеством на предприятии

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

Глава 1. Обеспечение качества продукции и управление этим      процессом

 
 

 

  1. Понятие качества и управление качеством.
  2. Понятие показателей качества продукции.

1.2 Системный подход  к проблеме качества продукции

1.3 Политика качества

Глава 2.  Сертификация продукции

2.1 Системы обязательной  сертификации

2.2 Системы добровольной  сертификации

Глава 3. Управление качеством  продукции в современных условиях

   3.1 Организация  управления качеством  на предприятии

 

Заключение

Литература


 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Обеспечение  качества продукции и управление этим      процессом

1.1.Понятие  качества и управления качеством.

 

Качество – емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Научное  обоснование термина о качестве дается в философии:

Качество как философская  категория выражает неотделимое  от бытия предмета его существенную определенность, благодаря чему он является именно данным, а не иным предметом.

Качество продукции (услуги) – определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Проблема качества продукции и  услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Решение любой крупной  проблемы невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на основном направлении. Поэтому,

Управление качеством продукции (услуги) – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом.

Для управления качеством  продукции и его повышения  необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

В общем виде оценка уровня качества может быть представлена этапами, отраженными на рис.1. Содержание этапов и объем работ на каждом из них существенным образом зависят от цели оценки качества продукции.


 


 


 


 



 


 


 



 

 

 

Рис.1 Этапы оценки уровня качества продукции

 

Целью оценки обусловливается: какие  показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять значения этих показателей, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Понятие показателей  качества продукции.

 

Для объективной оценки качества продукции её свойства необходимо охарактеризовать количественно и качественно. Качественные характеристики – это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.

Количественная характеристика  одного или нескольких свойств   продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изделия и т.п.), называется  показателем качества продукции.

Для эффективного функционирования системы  управления качеством продукции, необходимо определить иерархическую систему  показателей качества продукции.


 

 

 

 



 

 

 

 


 


 

 

 



 

 

 


 


1.3 Системный подход к проблеме качества продукции.

               Системный подход к проблеме качества предполагает управление исходя из основополагающего принципа, который исключает концентрацию усилий только на одной области деятельности предприятия (проектирование, обучение персонала, контроль качества или другие). Чтобы выпускать качественную продукцию, необходима четкая и слаженная организация деятельности, как подразделений фирмы, так и отдельных людей на всех этапах жизненного цикла изделия.

                На 1 этапе развития системного подхода все обеспечение качества сводилось к контролю. Хотя сегодня полностью полагаться только на контроль было бы абсурдом, но, тем не менее роль его в современной экономике по-прежнему важна. Контроль качества продукции существует, и будет существовать до тех пор, пока не будут найдены принципиально новые подходы, позволяющие контролировать качество изделий.

                 Контроль продукции предусматривает проверку продукции в самом начале, в течение производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонений от регламентированных требований качества принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя. Контроль бывает различных видов, которые можно объединить в целевые группы. 

                Системный подход к управлению качеством продукции в промышленности начал формироваться в нашей стране в конце 50-х годов, его развитие проходило по включению в систему новых объектов управления.

               Началом 2 этапа можно считать появление в 1956 году саратовской системы бездефектного изготовления продукции (СБИП). Ее функционирование основывалось на идее стимулирования труда работников на сдачу продукции с  первого  предъявления.  При  этом  процент  такой  сдачи служит основой  оценки  качества  труда  отдельных  работников  и  всего предприятия в целом. В саратовской системе важная роль отводится самоконтролю работников. Важно также и доверие администрации предприятия. Например, если рабочий сам забраковал часть деталей, то ему засчитывается 100% сдача с первого предъявления, и за испорченные материалы он ответственности не несет. Здесь меняются также и функции контролеров качества, главной из которых теперь является профилактика дефектов и брака. В результате резко повышается моральная  ответственность и заинтересованность работников в результате своего труда.

 

 

Контроль качества продукции

По объему

 контролируемой  продукции

 

 

 

 

сплошной

 

выборочный

 



По цели

контроля

 

 

 

приемочный;

статистические методы регулирования техпроцесса




По возможности  использования проконтролированной  продукции

 

 

разрушающий

 

неразрушающий




По стадиям производственного  процесса

 

входной;

операционный;

готовой продукции;

транспортировки; хранения





 

По характеру контроля

 

 

 

инспекционный

 

летучий




 

 

По средствам контроля

 

 

визуальный;

органолептический;

инструментальный




По характеру поступления  продукции на контроль

 

партиями

 

непрерывный




По принимаемым  решениям

 

 

 

активный

 

пассивный




 

 

 

По контролируемому  параметру

 

по количественному  признаку;

по качественному признаку;

по альтернативному  признаку




 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Таким образом, саратовская система создала один из важнейших элементов комплексной системы управления качеством продукции  (КС УКП), а именно - эффективный механизм обратной связи, что позволило превратить разомкнутый (с точки зрения управления качеством) до этого процесс в единую систему. Однако применение СБИП показало, что стимулирование труда работников не гарантирует изготовления качественной продукции, если в самом проекте наблюдались какие-то недоработки. Поэтому в 1958 году на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия), а в 1963 году ярославские и кременчугские машиностроители разработали систему НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса двигателей).

             В системе КАНАРСПИ, наряду с элементами СБИП, внимание уделялось вопросам качественного проектирования и обеспечения качества в период запуска изделия в производство. В системе же НОРМ был введен еще один важный элемент - изучение качества продукции на стадии ее эксплуатации.

             Внедрение саратовской системы показало, что качество конечной продукции зависит не только от производственных рабочих, но и всех остальных работников предприятия. Это привело к разработке в 1964 году на Львовском производственном объединении им. В.И. Ленина нового варианта СБИП - системы бездефектного труда (СБТ). С ее созданием начинается новый, 3 этап развития системного подхода к управлению качеством продукции.

           СБТ предполагала регламентацию труда всех работников предприятия с учетом характера и содержания выполняемых ими функций. Критерием оценки труда служил коэффициент качества труда:

Кт=1 - åУ , где

1   -  исходное  максимальное значение коэффициента

åУ - суммарное значение весомостей нарушения техпроцесса или функциональных обязанностей в долях единицы.

Новая система оценки качества труда всех работников позволила улучшить моральное и материальное стимулирование работников повысить результативность применения СБИП.

         Таким образом, на 2 и 3 этапах сложились все предпосылки для создания действительно единой комплексной системы управления качеством продукции. Были разработаны и внедрены все ее составляющие элементы, оставлялось соединить их в одно целое.

          Целенаправленная работа в этом направлении привела к созданию системы, предусматривающей управление качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции. В 1973 году на львовских предприятиях была  разработана  КС УКП.  Она  предполагает  взаимосвязь  технических, экономических, социальных и организационных мероприятий при проектировании, производстве, эксплуатации изделий, что должно оказать комплексное воздействие на условия и факторы и обеспечить изготовление продукции, полностью соответствующей документации.

 

1 этап                            Контроль качества продукции                     Годная 


                                                                                                              Брак


 

2 этап                            Контроль качества продукции                     Годная


 

Система                                                                                               Первый

   БИП                                                                                                       дефект



                                              Стимулирование               Определение процента


                                                 исполнителей                сдачи с 1 предъявления

 

3 этап                            Контроль качества продукции                     Годная 


 

Система                                                                                               Первый

Информация о работе Управление качеством продукции в современных условиях