Управление качеством продукции и контроль за её обеспечением на примере ООО «Городецкая золотная вышивка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 6
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 6
1.2 Современная концепция менеджмента качества 11
1.3 Сертификация продукции и систем качества 17
2. Анализ управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.1 Краткая характеристика ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.2 Организация управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 28
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 30
3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ООО «Городецкая золотная вышивка» 37
3.1 Создание системы менеджмента качества 38
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

курсовик у.к..doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Основной задачей фирмы «ГОРОДЕЦКАЯ  ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА» является сохранение и развитие народного промысла, осуществление  коммерческой деятельности с увеличением  прибыли.

Самым серьезным конкурентом для ООО «Городецкая золотная вышивка» является ООО «Торжские золотошвеи». Это предприятие производит аналогичную продукцию и также реализует ее в основном на тех же ярмарках и экспоцентрах в Москве.

Предприятие состоит  из следующих отделов: экспериментальная группа, основной вышивальный цех, отдел сбыта, отдел главного механика, отдел главного энергетика, торговый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, планово-экономический отдел.

Штатное расписание рабочих  основного производства отражается в плане по труду. Численность  рабочих-сдельщиков устанавливается  опытным путем, исходя из объема работ.

Цены на продукцию  обычно указываются предприятием в  прайс-листе. В данном списке предоставлена  продукция, как реально выпускающаяся, так и выпускавшаяся. Цены основываются на себестоимости продукции, которая  складывается из нескольких составляющих. Кроме того, в цену продукции включаются налоги с имущества и НДС.

Маркетинговый отдел  отсутствует как самостоятельное  подразделение, его функции выполняет  один специалист из экономического отдела. Цели: продвижение товара, содействие сбыту. Задачами отдела являются изучение рынка и продукции конкурентов, поиск новых решений для содействия увеличению продаж.

Рынок предприятия – представлен продуктами как первой необходимости и товарами повседневного спроса, так и изделиями, более относящимся к предметам роскоши и покупаемым случайно. Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на потребителей широкого круга.

Вывод о размере предприятия  можно сделать на анализе показателей, приведенных в таблице 3.

 

Таблица 3 - Основные показатели деятельности ОАО «Хлебозавод №2»

 

Показатели, млн. руб.

Годы

2010

2011

2012

1. Выручка (нетто) от  реализации товаров и услуг

145390,2

139233,3

142311,2

2. Себестоимость продукции

20400

40143

44108

3. Товарооборот

42734,1

50330,3

46128,4

4. Прибыль

33552

40944

50531

5. Затраты на 1 руб. товарной продукции

0,14

0,29

0,31

6. Стоимость чистых  активов

34084

38617

49296

7. Среднегодовая стоимость  ОПФ

24378

25933

23541

8. ФОТ

28712

39078

33060

9. Среднесписочная численность  работников

789

669

723


2.2 Организация  управления качеством продукции в ООО « Городецкая золотная вышивка»

 

В ООО  «Городецкая  золотная вышивка» нет специального органа, занимающегося управлением качеством продукции, как и самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако в ближайшее время на предприятии планируется создать отдел маркетинга, в составе которого будет предусмотрена должностная единица специалиста по управлению качеством продукции.

При определении органов  управления качеством продукции  нужно исходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.

На уровне предприятия, объединения управление качеством  организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации  и создание специального органа –  отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Каждый из этих двух вариантов  имеет свои преимущества и свои недостатки.

Так, преимущества первого  варианта заключается в том, что  все участники производственного  процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит а том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Второй вариант лишен  указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает  чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и  должны решать все проблемы, связанные с качеством.

В любом варианте общее  руководство системой управления качеством  должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия  и за экономические результаты, которые  в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

 

 

2.3 Анализ планирования  и контроля качества продукции

 

Планирование повышения качества продукции на ООО «Городецкая золотная вышивка» основывается, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками.

Планы повышения качества учитывают результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.

Планируемые задания  и обязательства по повышению  качества продукции согласовываются с другими разделами планов ООО «Городецкая золотная вышивка», а также обеспечиваются необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение  качества собственной продукции  и услуг, предприятие требует  от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции.

Как самостоятельные  направления планирования повышения качества продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» обычно выделяют:

  • внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование качества продукции;
  • планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
  • планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
  • планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
  • планирование качества продукции в договорах и контрактах.

В последние годы одним  из важнейших направлений планирования повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

Планирование повышения  качества продукции на предприятии  дополняется внутрипроизводственным планированием. При этом используются обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по видам (перспективное, текущее) и по уровням (предприятие, цех, отдел).

При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению в ООО «Городецкая золотная вышивка»

исходят из утвержденного  в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики устанавливаются конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы.

Наряду с планами  повышения качества продукции для  цехов и участков составляются соответствующие  планы для функциональных отделов  и служб.

Следует отметить, что  объектом внутрипроизводственного  планирования может быть качество изготовления продукции и качество работы.

Необходимый уровень  качества продукции совместно устанавливается ООО «Городецкая зхолотная вышивка» и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы современным законодательством нашей страны.

Требуемый уровень качества продукции в договорах и контрактах можно определять следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проспектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.

На исследуемом предприятии  качество продукции обозначают по стандартам и образцу. При этом в соответствующей  статье договора указывают: «качество  соответствует стандартам, установленным  в "Российской Федерации».

При определении качества по образцу поставщик предоставляет  потребителю образец продукции. Если потребителя удовлетворяет  качество данного образца, он становится эталоном. При этом в контракт, как  правило, вносят сведения о количестве отобранных образцов и порядке их сравнения с поставляемым товаром.

Гарантии качества товара обычно выделяют в отдельной статье договора или вносят в раздел о  приемке-сдаче товара. Сторонами  договора, как правило, согласуются  сроки гарантий, обязанности сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций, а также все случаи, на которые гарантия не распространяется.

Однако, в ООО «Городецкая  золотная вышивка» отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.

Сами планы повышения  качества продукции вытекают из заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому в ООО «Городецкая золотная вышивка» имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции.

Субъектами контроля качества в ООО «Городецкая золотная вышивка» различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, заместитель директора по производству, начальники цехов, инженеры по сбыту и снабжению, менеджер по кадрам, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики, а также заказчики и потребители продукции.

Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями  предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством.

Операции контроля качества, осуществляемые персоналом предприятия, являются неотъемлемой составной частью технологического процесса производства изделий, а также их последующей  упаковки, транспортировки, хранения и  отгрузки потребителям. Без проведения работниками предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль контроля качества в процессах реализации изготовленной продукций и формировании прибыли ООО «Городецкая золотная вышивка».

Сущность самоконтроля как одной из функций управления качеством продукции на рабочем  месте исполнителя заключается в осуществлении им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.

Необходимость существенного  повышения качества выпускаемых  изделий в современных рыночных условиях предопределила основные направления дальнейшего развития принципов бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции, нашедшие свое выражение в увеличении масштабов использования, углублении и совершенствовании различных форм самоконтроля в ООО «Городецкая золотная вышивка».

При правильной организации  самоконтроля в производстве основная масса контрольных операций переносится  на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Одно из главных преимуществ самоконтроля основных производственных рабочих ООО «Городецкая золотная вышивка» заключается, таким образом, в возможности повсеместного внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака.

На предприятии при  работе бригады по методу самоконтроля формируется коллективная ответственность  за качество изделий, что способствует своевременному выявлению брака  и усилению взаимного контроля членов бригады. Необходимыми предпосылками внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая квалификация всех рабочих бригады; коллективная ответственность членов бригады за качество изготовления и достоверность контроля выпускаемых изделий.

Информация о работе Управление качеством продукции и контроль за её обеспечением на примере ООО «Городецкая золотная вышивка»