Управление качеством продукции и контроль за её обеспечением на примере ООО «Городецкая золотная вышивка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 6
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 6
1.2 Современная концепция менеджмента качества 11
1.3 Сертификация продукции и систем качества 17
2. Анализ управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.1 Краткая характеристика ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.2 Организация управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 28
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 30
3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ООО «Городецкая золотная вышивка» 37
3.1 Создание системы менеджмента качества 38
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

курсовик у.к..doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении принципа управления качеством определен  следующий состав функций: политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация  работ по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений руководством предприятия, внедрение мероприятий в производственный процесс, взаимодействие с внешней средой по вопросам качества.

Информация о качестве складывается из внутренней и внешней. Внутренняя получается по результатам контроля проектирования и производства и показывает, какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе, сведений с объектов эксплуатации.

В науке управления рассматриваются  различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение  понимается как выбор альтернативы. Однако решение – это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и  принятие оптимального варианта между альтернативами, нахождение приемлемого компромисса.

Реализация мероприятий  может осуществляться применением  корректирующих действий для оперативного устранения выявленных несоответствий, а также предупреждающих или  профилактических мер – в зависимости от характера разработанных мероприятий. Реализация мероприятий – заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде приказов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также – в службу качества для контроля и учета их выполнения.

1.2 Современная  концепция менеджмента качества

 

Ключевой задачей менеджмента  компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин – «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).

Управление качеством является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем управления качеством:

  • качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
  • качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
  • ответственность за качество должна быть адресной;
  • для реального повышения качества нужны новые технологии;
  • повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
  • контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
  • политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в  основе наиболее популярного и методологически  сильного направления в управлении качеством – Всеобщего управления качеством – Total Management.

Рассмотрим общую теорию управления качеством.

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:

  1. наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;
  2. неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;
  3. наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;
  4. наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Механизм управления, согласно общей  теории управления представлен на рисунке 2.



 

 

 

 прямая связь


 обратная связь


Рисунок 2 – Механизм управления, согласно общей теории управления

Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему  механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.

Программы качества с  установлением значений показателей  могут входить составной частью во все возможные государственные  планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством  удовлетворяется.

Обратимся ко второму  условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится  моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

 Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями  заданных параметров, имеет случайный  характер. Время их появления  можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и  изменчивость потребностей. Параметры  продукции могут строго соответствовать  нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что  качество продукции находится в  постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию  общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают  эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

  1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);
  2. Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);
  3. Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;
  4. Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

При таком взгляде  на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно  важное значение для всей философии  работ по качеству. Это наличие  единства и органического сочетания  прямых и обратных связей во всех действиях  людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

Универсальная схема  управления качеством представляется состоящей из шести блоков (см. рисунок 3).

К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной  части схемы) относятся:

  • станки, машины, другое производственное оборудование;
  • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  прямая связь


 обратная связь


Рисунок 3 – Универсальная  схема управления качеством

 

Обрамляющие прямоугольник  факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

  • характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
  • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
  • интерьер и производственный дизайн;
  • характер материальных и моральных стимулов;
  • морально–психологический климат в производственном коллективе;
  • формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
  • состояние социально материальной среды работающих.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые  обнаруживаются в блоке сравнения  и принятия решения, блок сил воздействия  для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

По универсальной схеме  работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.

В данном случае универсальная  схема управления качеством выступает  в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной  работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

1.3 Сертификация  продукции и систем качества

 

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда  всем предприятиям и организациям предоставлено  право самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой  оценки качества и надежности своей  продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать.

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация – это  документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции  представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения  посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

Сертификация появилась  в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной  к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды  заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Информация о работе Управление качеством продукции и контроль за её обеспечением на примере ООО «Городецкая золотная вышивка»