Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 22:21, лекция

Описание работы

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
- определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
- конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Файлы: 1 файл

Материал по управлению качеством (лекции).docx

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Рис.3.5. Цикл Деминга

В круговом цикле, который  мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций  управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного  ее использования.

Таблица 3.1

 

 

планирование

осуществление

контроль

управление воздействием

Маркетинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектирование и разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

МТС

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль и испытание

 

 

 

 

 

 

 

 

Упаковка и хранение

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение и реализация

 

 

 

 

 

 

 

 

Монтаж

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксплуатация

 

 

 

 

 

 

 

 

Техпомощь и обслуживание

 

 

 

 

 

 

 

 

Утилизация

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга (табл.3.1), что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля.

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Механизм управления качеством

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:

прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и 
качества продукции; 
планирование повышения качества продукции; 
нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; 
разработка и постановка продукции на производство; 
технологическая подготовка производства; 
организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; 
обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; 
контроль качества и испытания продукции; 
профилактика брака в производстве; 
внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.; 
сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств; 
стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества; 
внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции; 
технико-экономический анализ изменения качества продукции; 
правовое обеспечение управления качеством продукции; 
информационное обеспечение управления качеством продукции; 
материально-техническое обеспечение качества продукции; 
метрологическое обеспечение качества продукции; 
специальная подготовка и повышение квалификации кадров; 
организационное обеспечение управления качеством продукции; 
технологическое обеспечение управления качеством продукции; 
финансовое обеспечение управления качеством продукции.

Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (рис. 3.6). К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

Рис. 3.6. Состав механизма управления качеством

Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой (прогнозом, планом) управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые

отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; 
удовлетворяют требованиям потребителя; 
соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; 
отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; 
предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; 
направлены на получение прибыли.

3.4 Существующие системы управления качеством

3.4.1 Система тотального управления качеством

В круг мероприятий, определенных концепцией качества, наряду с требованиями потребителей поэтапно были введены требования таких групп по интересам предприятия, как инвесторы, сотрудники, поставщики, общественные объединения и общество в целом. Параллельно с этим были предприняты серьезные усилия по интеграции отдельных подходов и методов менеджмента в общую концепцию интегрированного менеджмента. В связи с этим повысилось значение руководства предприятием, ориентированного на процесс. Понятия «Всеобщ<span dir="LTR" class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" style=" f


Информация о работе Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе