Управление качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести анализ управления качеством на предприятии, разработать рекомендации.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретическую сторону понятия “управление качеством”;
2. Провести анализ системы управления качеством на предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3»;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ООО «ЧелябТрансАвто-3».
Объект работы – предприятие ООО «ЧелябТрансАвто-3».

Файлы: 1 файл

upravlenie_kachestvom_na_predpriyatii.doc

— 585.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: маркетинг

на тему: «Управление качеством на предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила: студентка

    3 курса группы //////////////

/////////////////

   Проверила:

  ////////////////////////.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. ///////////////

2008

Реферат

 

В первом параграфе данной курсовой работы были рассмотрены вопросы  управления качеством на предприятии, его свойства, показатели и концепции.

Во втором параграфе были проанализированы статистические данные по управлению качеством на ООО «ЧелябТрансАвто-3» и разработаны рекомендации.

Курсовая работа содержит 33 страницы, 6 таблиц, 4 рисунка и 13 литературных источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения  творческого потенциала и практического  опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции  – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях  возрастает значение комплексного управления  качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

Цель: провести анализ управления качеством на предприятии, разработать рекомендации.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретическую  сторону понятия “управление качеством”;

  • 2. Провести анализ системы управления качеством на предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3»;
  • 3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ООО «ЧелябТрансАвто-3».

Объект работы – предприятие ООО «ЧелябТрансАвто-3».

Предмет исследования – Управление качеством на предприятии.

 

 

1. Управление качеством

1.1 Сущность  понятия «качество»

Категория «качество» издавна  привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель, определивший ее как видовое отличие сущности. Словарь русского языка в четырех томах дает несколько толкований понятия «качество»: существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого; степень достоинства, ценности, при годности вещи, действия и т. п., соответствия тому, какими они должны быть; существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу, которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом.

Качество продукции  — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами.

Качество продукции — понятие, регламентированное ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов. [1,264c]

 

 

Таблица.1 Последствия недостаточного уровня качества продукции.

1.Экономические

2.Социальные

3.Экологические

1.1.Потеря материальных  и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

1.2.Потери в производственной  инфраструктуре (плохой битум — 
плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

1.3.Дополнительные затраты  на ремонт техники.

1.4.Дополнительные затраты времени у населения на ремонт 
бытовой техники.

1.5.Потери природных  ресурсов в результате использования  низкокачественных машин, используемых  для добычи этих ресурсов.

1.6.Недополученная валютная  выручка из-за низкой доли экспорта  готовой продукции.

1.7.Дополнительная потеря  валютных средств для импорта 
техники и товаров народного потребления.

1.8.Дополнительные затраты  материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2.1.Дефицитность отечественной  продукции.

2.2.Падение престижа  продукции, изготовляемой на национальных  предприятиях.

2.3.Недостаточное удовлетворение  потребностей производственно-технического и личного плана.

2.4.Снижение темпов  роста благосостояния населения.

2.5.Нерациональная трата  свободного времени населения  на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

2.6.Ухудшение морального  климата в коллективе.

2.7.Уменьшение прибыли  предприятия.

3.1.Дополнительные затраты  на очистку: воздушного бассейна, 
водного бассейна, земельных ресурсов.

3.2.Дополнительные затраты  на меры по оздоровлению населения.

3.3.Потеря продуктивности  продукции сельского хозяйства  из-за 
недостаточного качества воздуха, воды и почвы.

3.4.Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды.


 

1.2 Качество: свойства  и показатели

 

С понятием качества тесно  связано и понятие технического уровня продукции — относительной  характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции  не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.

Показатели экономного использования  сырья, материалов, топлива, и энергии  характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.

Показатели надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения транспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.

Долговечность - свойство изделия  сохранять работоспособное состояние  до наступления предельного состояния  при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность –  свойство  изделия, заключающееся  в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения  отказов, повреждений и поддержанию  и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять значения показателей  безотказности, долговечности и  ремонтопригодности в течение и  после хранения или транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования».

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также  уровень унификации с другими изделиями.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.  Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.

Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия. [3,73c]

Под экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:                                                   


                                           Копт = —  , где

                                                      C

          Копт — экономически оптимальное качество;

          Q   — качество изделия;

          C — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

 

Определить знаменатель  формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты  по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные  показатели. Этим занимается целая  наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции. [4,53c]

Итак, качество продукции  в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

1.3 Концепции  управления качеством

До 80-х годов общее  управление предприятием стремились приспособить к системе управления качеством. Однако оперативное руководство входило в противоречие с концепцией управления качеством.

Г. Сегецци выдвинул новую концепцию менеджмента, построенную на взаимосвязи общего управления организацией с управлением качеством, которая действует во всех подразделениях и оказывает влияние на все показатели. То есть происходит адаптация всеобщего управления качеством к общему управлению предприятием.

Новая концепция менеджмента  представляет собой трехмерную модель, имеющую три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный; три аспекта: структуру, деятельность и поведение; три составляющие: затраты, качество, время. Качество оказывается тем комплексным фактором, который увязывает одномерные процессы в многомерные, обеспечивает устойчивое положение предприятия на рынке. Проблема качества осознается как стратегическая. Разрабатывая программу повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо сформулировать целевую установку:

  • соответствие качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя;
  • сокращение трансакционных затрат;
  • формирование имиджа предприятия как надежного партнера.

Сегодня можно выделить три уровня систем управления качеством, имеющих некоторые концептуальные различия:

Информация о работе Управление качеством на предприятии