Сущность управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Управление качеством – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467-79). Управлять качеством – значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса).

Содержание работы

Сущность управления качеством……………………………………………3
12. Конкурсы и премии по качеству……………………………………………9
20. Учет затрат на контроль и управление качеством

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

Содержание:

3. Сущность управления качеством……………………………………………3

12. Конкурсы и премии  по качеству……………………………………………9

20. Учет затрат на контроль  и управление качеством………………………..13

Список использованной литературы………………………………………….16 

3. Сущность управления  качеством.

Управление качеством  – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня  качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него (ГОСТ 15467-79). Управлять качеством – значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса).

В современном понимании  деятельность по управлению качеством  не может быть эффективной после  того, как продукция уже произведена; она должна осуществляться непрерывно в ходе производства продукции, а  также предшествовать самому процессу производства.

Управление качеством  строится на следующих принципах:

  • Целенаправленность – необходимо иметь четкую цель в отношении качества;
  • Плановость – планируется совокупность мероприятий в области качества, которые подлежат осуществлению;
  • Непрерывность;
  • Интенсивность – повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики;
  • Системный подход;
  • Комплексность – решение проблем качества с учетом всех аспектов, от которых оно зависит;
  • Оптимальность – стремление к точному соответствию качества запросам потребителей;
  • Постоянное совершенствование – способствует конкурентоспособности предприятия.

Управление качеством  продукции – составная часть  управления производством в целом, одна из его ветвей, функций. Поэтому  она развивается и выполняется  в рамках действующей системы  управления и заключается в выработке  политики в области качества, четкой и хорошо организованной работе по выявлению спроса, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции. Эта отрасль  науки в соответствии с общей  теорией управления оперирует понятиями  «система», «среда», «программа» и  др.

На качество кроме основных факторов и условий производства влияют многие случайные, местные и  субъективные факторы. Чтобы воздействовать на все эти факторы, поддерживать соответствующий уровень качества, необходима система управления, то есть совокупность мер постоянного  воздействия на процесс создания продукта.

Различают управляющую и  управляемую систему. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией, фирмой, другими структурами; управляющая – создает и обеспечивает менеджмент качества.

Рассмотрим основные категории  управления качеством продукции. Система  управления качеством продукции  опирается на следующие взаимосвязанные  категории: объект, субъект, цель, методы, средства, функции, характер управленческих отношений и др.

Объект управления – качество продукции, совокупность ее свойств или какая – то их часть, группа, отдельное свойство. Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы не только был выделен объект управления, но и четко определены другие категории, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

Субъект управления – управляющие органы всех ступеней и лица, призванные обеспечить достижение и поддержание планируемого уровня качества продукции.

Цель управления – определенные уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности; совокупность свойств и уровень качества, которые следует задать, достичь и обеспечить, чтобы они соответствовали характеру потребности и при этом обеспечивали эффективность производства и потребления, доступность цены для потребителя, нормальная себестоимость и достаточная прибыльность продукции.

Методы управления качеством – пути, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции.

Методы управления качеством  можно разделить на 4 группы: организационные, социально-психологические, экономические организационно-технологические.

Организационные методы – совокупность методов, способствующих такой организации управляемой подсистемы, которая обеспечит требуемое качество. К данной группе методов относят распределительные (приказы, директивы, постановления, указания, распоряжения), дисциплинарные, обеспечивающие мотивацию (установление ответственности и форм поощрения), стабилизирующие, основанные на общеорганизационном и линейно-функциональном регламентировании на основе норм, нормативов, объяснений, консультаций, ознакомлений, предостережений.

Социально-психологические  методы – совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. К таким методам относятся: воспитание и пропаганда преданности предприятию, уважения к себе как работнику данного предприятия, гордости за его достижения, формы морального стимулирования.

Экономические методы управления качеством – способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества. В группу экономических методов также включают: финансирование деятельности в области управления качеством; экономическое стимулирование производства, предоставления потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям; планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг; ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества; образование фондов экономического стимулирования качества, применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и системы управления качеством в целом; использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемых ими продукции и оказываемых услуг.

Организационно-технологические  методы подразделяются на методы контроля качества процесса и продукции и методы регулирования качества процесса и продукции. Основное место в организационно-технологических методах занимают статистические методы управления качеством.

Средства управления качеством включают:

  • Оргтехнику, средства связи, которые используют органы управления и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством;
  • Банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций по управлению качеством;
  • Метрологические средства, включающие государственные эталоны, средства измерений;
  • Регламентирующие документы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ);
  • Базу государственной службы стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Функции, выполняемые предприятием в отношении качества как объекта управления, следующие:

  • Нормирование (стандартизация, сертификация, аттестация);
  • Технологическая подготовка производства (достаточное метериально-техническое снабжение, сортовые семена растений, элитные породы животных, высокий уровень обслуживания и др.);
  • Повышение квалификации кадров, стимулирование, усиление ответственности за качество;
  • Контроль за ходом производственных процессов с помощью информационного и метрологического обеспечения.

Управленческие  отношения в области качества – это отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).

Отношения субординации характеризуется вертикальными связями руководителей с подчиненными и определяются степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации строятся в зависимости от его производственной структуры и структуры системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, стимулирования инициативы членов трудового коллектива,

использовании экономических, моральных и материальных стимулов.

Отношения координации строятся с помощью горизонтальных связей между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его повышения.

На уровне предприятия  управление качеством продукции  может быть организовано путем распределения  функций и задач между подразделениями  и работниками или создания специального отдела управления качеством. В организационной  структуре могут быть предусмотрены  подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение  функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности предприятия. В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен осуществлять глава предприятия, отвечающий за всю его деятельность и экономические результаты, которые не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

 

12. Конкурсы и  премии по качеству.

В настоящее время одной  из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы  качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система  качества важна при проведении переговоров  с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у  производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим  органом. Система качества должна учитывать  особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

В теории и практике управления качеством выделены 2 проблемы: качество продукции и менеджмент качества.

Обеспечение качества требует  немалых затрат. До недавнего времени  основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального  труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров.

Большую роль в обеспечении  качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых  рынках призваны сыграть специальные  конкурсы.

Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используются в мировой  практике.

В России функционирует Совет  по присуждению премий Правительства  в области качества продукции. Премии Правительства РФ в области качества присуждаются за достижение значительных результатов в области качества продукции (услуг) и внедрение высокоэффективных  методов управления качеством. Ежегодно проводятся конкурсы «100 лучших товаров России: продовольственные, промышленные товары». Учрежден приз за качество. Он состоит из диплома, словесного поощрения правительства и права изобразить символ качества на продукции.

Основная цель премий – помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.

Следует отметить, что конкурсы, имеющие целью повышение качества, имеют в России уже некоторую  историю. Так, в 1992 Санкт-Петербургским  Клубом менеджеров по качеству (Клуб – 9000), малым научно-производственным и сервисным предприятием «Конфлакс» и журналом «Стандарты и качество» учрежден конкурс на звание «Лучший менеджер по качеству года». В 1995 г. его учредителями стали также Союз потребителей России и Администрация Санкт-Петербурга, в 1997 г. – Центр испытаний и сертификации «Тест – С.-Петербург» и АО «ТБК Интерсертифика».

Конкурс имеет  целью:

  • Расширить круг предприятий, обеспечивающих качество на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и концепции ТQМ;
  • Повысить профессиональный уровень специалистов в области качества;
  • Распространить опыт наиболее эффективно работающих менеджеров по качеству;
  • Пропагандировать в стране и за ее пределами достижения российских менеджеров по качеству.

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность  товара. Повышение качества сопряжено  с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные

средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

Информация о работе Сущность управления качеством