Специфика понятия «цель» в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Современный менеджмент – группа лиц, осуществляющих в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции. Практическая реализация этих функций рассматривается в двух аспектах. Во-первых, управление предприятием, действующее в условиях рынка при полной самостоятельности и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых внештатных ситуациях. Во-вторых, управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными.
Цель курсовой работы: выявить сущность понятия «цель» в структуре управления предприятием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………….……………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретическая часть. Специфика понятия «цель» в управлении организацией………………………………..……………………………………..6
1.1. Понятие «цели» и их роль в управлении организацией…….……….6
1.2. Сущность понятия «цели управления» как экономического явления………………………………………………………..…………………..11
ГЛАВА 2. Аналитическая часть. Характеристика целей ОАО АПЗ «Ротор»…………………………………………………………………………...19
2.1. Характеристика ОАО АПЗ «Ротор»……………….…………………19
2.2. Анализ показателей деятельности ОАО АПЗ «Ротор», влияющие на формирование целей организации………………..…………………………….26
ГЛАВА 3. Рекомендательная часть. Характеристика модели управленческой деятельности как фактор достижения целей……………….31
3.1. Цель как важнейшая характеристика управления ОАО АПЗ «Ротор»……………………………………..…………………………………….31
3.2. Модель управленческой деятельности менеджеров как фактор эффективности функционирования в достижении поставленных целей……39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………...46

Файлы: 1 файл

исс сис упр.docx

— 234.12 Кб (Скачать файл)

- своевременное  обеспечение подразделений предприятия  необходимыми видами ресурсов  требуемого количества и качества;

- улучшение  использования ресурсов: повышение  производительности труда, фондоотдачи,  сокращение длительности производственных  циклов изготовления продукции,  обеспечение ритмичности процесса, сокращение оборачиваемости оборотных  средств, полное использование  вторичных ресурсов, повышение эффективности  и других показателей;

- анализ  организационно-технического уровня  производства и качества выпускаемой  продукции у конкретного поставщика  и подготовка предложении по  повышению конкурентоспособности  выпускаемых конкурентами ресурсов  или смене поставщика конкретного  вида ресурса.

Для достижения перечисленных целей, предприятие  выполняет следующие виды работ:

1.Проведение  маркетинговых исследований рынка  поставщиков по конкретным видам  материалов;

2.Нормирование  потребности в конкретных видах  материалов;

3.Разработка  организационно-технических мероприятий  по снижению норм и нормативов  расхода материалов;

4.Посик  каналов и форм обеспечения  материалов производства;

5.Планирование  обеспечение производства ресурсами;

6.Разработка  материальных балансов;

7.Организация  доставки, хранения и подготовки  материалов к производству;

8.Организация  обеспечения материалами рабочих  мест;

9.Учет  и контроль использования материалов;

10.Организация  сбора и переработки отходов  производства;

11. Анализ  эффективности использования материалов.

Формирование  запасов материалов на предприятии  опирается на их годовую потребность  и связан с финансовым планом, так  как прирост или уменьшение оборотных  средств зависит от изменения  запасов материалов и влияет на финансовое состояние предприятия. Расчет годовой  потребности в материальных ресурсах по каждому виду ведется исходя из норм расхода данного вида ресурса  и объемов выпуска продукции  в натуральных измерителях. Следовательно, менеджер, обеспечивающий и отвечающий за производственный запас, должен иметь  финансовый план, сформированную производственную программу, план закупок материальных ресурсов, потребность каждого вида материалов, а также нормы расхода.

Дерево  цели представляет собой структурное  отображение распределения целей  по уровням управления. Такое дерево целей строится для каждого уровня управления, а затем производится объединение дерева целей каждого  уровня в общее дерево целей предприятия.

Следующий этап – это доведение цели до конкретного исполнителя. Выясняется возможность реализации сформулированной ранее цели конкретным исполнителем. В ряде случаев для понимания  необходимой деятельности потребуется  выбранные цели детализировать. Только после установления согласованности  системы целей и конкретной деятельности утверждается факт, что выбранные цели доведены до каждого конкретного исполнителя.

Настоящая работа в этом направлении предполагает широкое обсуждение всех целей на производственных собраниях. Особое значение имеет этап реализации целей, который  включает:

- закрепление  целей за каждым исполнителем;

- выявление  наличия всех ресурсов, необходимых  для реализации целей;

- установление  графика выполнения работ;

- контроль  выполнения целей во всей системе  управления сверху вниз;

- своевременное  регулирование процесса на любом  уровне управления.

Оценка  достигнутых результатов должна производиться снизу вверх с  выходом на глобальные цели. Обсуждение производится с учетом мнения сотрудников  предприятия. Иногда для этой цели разрабатываются  специальные анкеты, которые обрабатываются с точки зрения теории экспертных оценок.

Метод экспертных оценок определяется как «процедура, учитывающая  субъективное мнение с  целью определения количественных соотношений между переменными, когда эти соотношения нельзя установить из теоретических соображений  или на основании накопленных  статистических данных»[3, 137]. Следовательно, задача формулирования целей функционирования предприятия с помощью экспертных оценок – это задача получения  объективного результата на основании  индивидуальных субъективных мнений группы экспертов.

Ценность  результата, полученного с помощью  метода экспертных оценок, во многом зависит  от компетентности вовлеченных в  эксперимент специалистов. Опытный  специалист еще до проведения эксперимента имеет представление о различных  его исходах. Значение для получения  объективного результата имеют формирование групп экспертов, их состав. Несмотря на наличие рациональных критериев  компетентности, формирование групп  экспертов вызывает затруднения, так  как способность к правильному и вероятному прогнозу или оценке цели – специфическая черта человека. В менеджменте не все принадлежит формализации, поэтому объективность и научность выполняемых исследований требует использования опыта, интуиции специалистов.

Корректировка цели происходит после выявления  степени прогресса в реализации поставленных целей, т.е. выбранные  ранее цели корректируются. Это означает окончание цикла формирования целей.

Эффективность деятельности определяется полностью  или частично достигнутыми целями. Потенциальная эффективность может  быть определена до начала деятельности, реальная – определяется степенью достижения целей, т.е. от полученных на практике результатов.

От эффективности  деятельности необходимо отличать ее выгодность и экономичность. Первая заключается в получении определенного  положительного результата, например, прибыли; вторая показывает цену, которую  за этот результат пришлось заплатить, соотнося его с величиной затрат. Чем в большей степени результат  превышает затраты, тем экономичнее  деятельность.

Эффективная экономическая деятельность характеризуется  такими признаками как высокая результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов, работников), высокое качество процессов  и их результатов, соответствие целям  предприятия, предприимчивость, высокая  активность усердие трудолюбие, настойчивость  участников.

Цель  поставить легче, чем достичь. Поэтому  поведение человека «эффективного  в постановке целей, характеризует  тщательное изучение возможных обстоятельств  и реальности их выполнения, прежде чем он возьмет их на себя»[12, 26]. Такая  категория людей ответственно относится  к своим обязательствам и к  усилиям, требуемым для достижения целей, несмотря на встречающиеся трудности.

Эффективная деятельность сегодня невозможна без  свободы маневра, которая предотвращает  возможность попадания в тупиковую  ситуацию. Свобода идей, взглядов, предложений  для предприятия обеспечивается постоянной готовностью к поиску резервов, созданием условий для  полного использования предоставляющихся  возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Модель  управленческой деятельности менеджеров 

как фактор  эффективности функционирования в  достижении поставленных целей.

Вместе  с расширением масштабов российского  бизнеса увеличивается и сложность  управления, перед организациями  возникают новые задачи. В связи  с этим возрастают и «требования  к профессионализму персонала, особенно к менеджерам, которые являются как  исполнителями, так и генераторами идей»[12, 4].

Для предприятия, «менеджмент» употребляется в трех значениях: генеральных менеджмент, менеджмент на уровне отдела, процесс  менеджмента. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры, занимающие высшие должности, отвечающие за сформулированные цели, стратегии, задачи, политику и  все вопросы, связанные с планированием, контролем и управлением предприятия. Деятельность менеджеров многогранна  и носит многоцелевой характер. Менеджеры  наряду с ключевыми целями и задачами решают текущие и оперативные.

Основные  функции генерального менеджмента  сводятся к следующим видам.

Стратегическая  функция:

- разработка  концепции развития, цели стратегии,  задач предприятия;

- разработка  приемлемой организационной структуры  управления в соответствии с  целью и стратегической деятельностью,  создание системы управления;

- распределение  стратегических ресурсов предприятия.

Экспертно-инновационная  функция:

- привлечение  коллектива к инновационным разработкам  и внедрению новых видов продукции,  услуг;

- создание  условий для соответствующей  перестройки системы управления;

- использование  специфического стимулирования  инновационной активности персонала.

Административная  функция:

- контроль  качества и количеством проделанной  работы, оценка промежуточных и  конечных результатов деятельности  предприятия;

- координация  выполнения бюджета, программ, проектов, планов;

- организация  и развитие системы связи между  подразделениями, должностями, отдельными  лицами;

- проведение  регулярных совещаний, заседаний;

- распределение  обязанностей для среднего звена  управления;

- применение  новых методов стимулирования  за качество выполняемых работ;

- совершенствования  стиля руководства.

В юридическую  функцию входит заключение и расторжение  хозяйственных договоров, открытие счета в банке, распоряжение имуществом и прибылью.

Менеджмент  на уровне отдела предусматривает разработку цели, стратегии и задач на уровне отдела в соответствии с общими стратегическими  задачами и выработанной концепции  управления предприятием. В управление на уровне отдела заключена ответственность  за выполнение порученных заданий и  сохранность имущества. Менеджером осуществляется распределение заданий  между исполнителями и текущий  контроль выполнения поручений.  Также  на уровне отдела реализуется совершенствование  организации и технологии производства, обеспечиваются нормальные условия  труда, контролируется соблюдение производственной, технологической дисциплины, санитарных норм.

В процессе менеджмента все функции могут  выполняться любым работником предприятия  в пределах своей компетенции. К  ним относятся руководители бригад, участков, групп, а также служащие и инспектора. Эти руководители работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия и результат труда.

В их обязанности  входит организация и координация  труда подчиненных; обеспечение  условий для выполнения ими качественных и в установленный срок производственных заданий; контроль соблюдения графика  работ, рационального использования  оборудования, материальных и других ресурсов, производственной дисциплины, техники безопасности; содействие рационализации, изобретательству, нововведениям; внедрение  прогрессивных методов работы.

В обязанности  руководителя входит немало элементов: выслушивание, чтение, диктовка, телефонные разговоры, подготовка приказов и распоряжений, оформление документации, распределение  заданий, принятие решений, проведение совещаний и др. Следовательно, главное  в достижении целей – научиться  планировать действия. Это очень  важный момент, поскольку «из нескольких возможностей, всегда приходится выбирать одну». Благодаря планированию будет  возможно «контролировать результаты своей работы»[12,4]. 

Руководители  генерального менеджмента на предприятиях 70-90% - рабочего уделяют руководству  и 30-10% - исполнению. У руководителя менеджмента  на уровне отдела рабочее время на руководство и исполнение распределяется поровну 50/50. Рабочее время на руководство  и исполнение руководитель процесса менеджмента распределяет 30/70 соответственно.

Соотношение цели и достигнутых результатов  позволяет определить такое свойство как измеримость. При сравнении  поставленной цели и конечных результатов  возможны три варианта:

1.Конечный  результат не только близок, но  и превосходит поставленную цель.

2.Конечный  результат не соответствует поставленной  цели.

3.Конечный  результат противоречит поставленной  цели.

В первом варианте предприятие выиграет от полученного  результата, поэтому менеджерам необходимо в дальнейшем стремиться к более  точным предварительным расчетам.

Во втором варианте важно проанализировать причины, так как отрицательный результат  также является результатом, и сделать  верные выводы. В некоторых ситуациях  конечный результат оказывается  хуже из-за слабой требовательности менеджеров, непродуманной и нечеткой системы  управления предприятием, в других случаях – из-за несбалансированности оценок при постановке цели. Важным аспектом решения вопросов, касающихся конечного результата, является выявление  причин недостигнутых планируемых  результатов.

Информация о работе Специфика понятия «цель» в управлении организацией