Современные тенденции в области управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.
На себестоимость товара – важнейший фактор конкурентоспособности оказывают прямое влияние затраты на качество. Систематический анализ этих затрат с целью их оптимизации – неотъемлемая часть программ качества на фирмах. И международные стандарты на системы обеспечения качества включают этот элемент. Бесспорна роль высшего руководства фирм в создании такого климата в коллективе, когда принцип «качество, прежде всего» перестает быть только лозунгом.

Содержание работы

Введение.
1. Формирование научных основ управления качеством.
2. Сущность этапов эволюционного развития научных подходов к управлению качеством.
3. Современные тенденции в области управления качеством.
4. Задание – охарактеризовать подходы и существующие методы работы в области управления качеством на современном предприятии.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение.

1. Формирование научных  основ управления качеством.

2. Сущность этапов  эволюционного развития научных  подходов к управлению качеством.

3. Современные тенденции  в области управления качеством.

4. Задание – охарактеризовать  подходы и существующие методы работы в области управления качеством на современном предприятии.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   

Управление качеством  на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции.

Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований.

Мировой опыт управления качеством продукции показал, что  обеспечить стабильное качество изделия  невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

На себестоимость товара – важнейший фактор конкурентоспособности оказывают прямое влияние затраты на качество. Систематический анализ этих затрат с целью их оптимизации – неотъемлемая часть программ качества на фирмах. И международные стандарты на системы обеспечения качества включают этот элемент. Бесспорна роль высшего руководства фирм в создании такого климата в коллективе, когда принцип «качество, прежде всего» перестает быть только лозунгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование научных основ управления качеством.

 

В начале XX столетия стало  формироваться новое направление  прикладной науки, связанное с развитием  философии и практики управления качеством.

Для того чтобы получить наиболее полное представление о  том, каким образом на протяжении многовековой истории развивались  и совершенствовались формы и  методы деятельности в области качества, необходимы определение и оценка основных этапов их эволюции. Попытки систематизации исторического развития работ по качеству предпринимались многими учеными. Наиболее удачным является подход А.В. Гличева, который выделил четыре этапа их эволюции:

- индивидуальная форма организации работ по качеству;

- цеховая форма;

- индустриальный этап;

- системная организация работ по качеству.

Необходимо отметить, что на каждом последующем этапе  эволюции форм и методов работ  по качеству, хотя он и является более  совершенным по сравнению с предыдущим, не наблюдается полной новизны. Во всех случаях в большей или меньшей степени существует преемственность ранее использовавшихся способов улучшения качества. Сочетание элементов предшествующего этапа с элементами нового приводит к некоторой трансформации и тех и других. В итоге образуется система работ по качеству более высокого уровня.

  Первый этап характерен для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда. Его содержание определяется тем, что работник решает самостоятельно все вопросы создания, изготовления и реализации продукции, неся при этом всю ответственность за качество, ни с кем не разделяя ее. Работник, как правило, непосредственно взаимодействует с покупателем, поэтому ему присуще чувство гордости за мастерское исполнение работы.

Уже в этой начальной  форме работ по качеству при внимательном рассмотрении можно обнаружить практически  все элементы современного процесса управления качеством: выявление потребности; определение того, какой должна быть продукция и как это будет достигнуто; установление последовательности и точности выполнения операций по изготовлению задуманной продукции; периодический контроль своей работы; внесение корректировок в процесс, чтобы изделие получилось таким, каким его задумал мастер (обратные связи), и т.д.

  Второй этап - цеховая форма организации работ по качеству - исторически связан с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество. Мастер организовывал производство, устанавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера, за которым закреплялась функция надзора и контроля. Мастер нес общую ответственность, а рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции.

По мере развития цеховой  формы функция контроля стала  усиливаться, дифференцироваться, оснащаться специальными техническими средствами и методами. С ростом масштабов производства формируется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий.

Под влиянием развития контрольной  функции стало казаться, что контроль – главное, едва ли не единственное средство достижения высокого качества продукции. Данная точка зрения нашла отражение в систематизации работ по качеству, предложенной А. Фейгенбаумом.

Цеховая форма управления качеством существует и в наше время. Она встречается на предприятиях малого бизнеса.

  Третий этап – индустриальный, связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для индустриального этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем данные направления деятельности еще не рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. В то же время на третьем этапе формируется более тесное и четкое взаимодействие всех факторов, влияющих на качество продукции, как внутри предприятия, так и вне его. Усиливаются контакты с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. В работу по качеству включается все большее число служб и участников. Однако часто наблюдались несогласованность, нечеткое взаимодействие между различными службами, что служило причиной большого количества недоразумений при обеспечении качества, нередко ухудшая его, замедляя темпы создания и освоения новых видов продукции, снижая эффективность работ по качеству. В этот период вопросы качества стали чаще обсуждаться в цехах с рабочими, контролерами, мастерами. Такое положение вещей было характерно для многих стран и большинства отраслей производства.

За рубежом с середины 1960-х годов под влиянием усиливающейся  конкуренции на рынке проблемы качества стали обсуждать не только в производственных подразделениях. Все чаще это происходит на заседаниях правлений фирм. Проблема качества попадает в сферу интересов высших звеньев управления, специалистов по менеджменту. Руководство фирм начинает привлекать ученых-аналитиков для поиска способов улучшения качества.

Развитие производства и возрастающая роль качества продукции  требовали сделать следующий  шаг в совершенствовании форм организации работ по качеству с целью усиления взаимодействия всех обеспечивающих его подразделений и служб.

  Четвертый этап называется этапом системной организации работ по качеству. С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества, объективно была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать работы по качеству со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Данный этап характеризуется формированием систем качества как в России, так и за рубежом.

Эволюция форм и методов  организации работ по качеству взаимосвязана  с изменением научных подходов к  управлению им. Эволюция ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлена расширением степени охвата этапов жизненного цикла продукции. Введение понятия жизненного цикла продукции (услуг) явилось одним из фундаментальных достижений в эволюции науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и маркетинговых исследований до его выпуска, послепродажного обслуживания, эксплуатации и утилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность  этапов эволюционного развития  научных подходов к управлению качеством.

 

Одной из  первых  форм управления  качеством была проверка изделий методом сортировки и  разбраковка на годные и негодные. Управление качеством на раннем этапе  своего развития в большей степени  является проблемой технологической и сугубо производственной, а трактовка понятия «качество» применительно к продукции соотносится с аристотелевским определением качества как различия предметов по признаку «хороший – плохой». В 50-60-х гг. прошлого  века  в промышленно развитых  странах мира начал складываться новый технологический  уклад, ядро которого составили микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации и связи. Эти процессы вызвали существенные изменения в  энергопотреблении,  проектировании  и  управлении транспортными и другими системами жизнеобеспечения. В этот момент происходит переход к новым принципам организации производства, основанным на оптимизации работы оборудования по всей технологической цепочке. Наблюдаются динамичные процессы интеллектуализации производства, поэтому качество продукции в большей степени стало зависеть от качества рабочей силы.

В целом же с этого  времени в мировой практике эволюция форм и методов организации работ по качеству стала вплотную зависеть от научных подходов к управлению им. Так, эволюция ключевых научных подходов к управлению качеством, заключающаяся в расширении степени охвата этапов производства продукции, позволила, в частности, ввести  понятие жизненного цикла продукции  (товаров, услуг), что явилось одним из фундаментальных достижений науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и  маркетинговых  исследований  до  его  выпуска,  послепродажного обслуживания,  эксплуатации и  утилизации.

В этих условиях происходит переход к инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Именно эти изменения обеспечивают необходимое качество производимой продукции и услуг. Таким образом, под влиянием технологических изменений меняется социальный аспект процесса производства качественной продукции. Сущность этапов эволюционного развития научных подходов к управлению качеством представлена в таблице.

 

«Этапы эволюционного развития научных подходов к управлению качеством»

 

Этап

Охват стадий жизненного цикла

Содержание  этапа

Разбраковка на «хорошую»  и «плохую» продукцию

Охватывает действия, проводимые после изготовления продукции

Включает методы, позволяющие  контролировать качество   изготовленной продукции

Контроль качества (QC)

Охватывает действия, осуществляемые в ходе и после  изготовления продукции

Включает методы, позволяющие  управлять качеством в процессе изготовлении продукции

Обеспечение качества (TQC)

Охватывает действия проводимые перед изготовлением, в  ходе и после изготовления продукции

Включает меры, позволяющие  гарантировать качество

«Всеобщее управление качеством» (TQM)

Охватывает все стадии жизненного цикла изделия

Включает мероприятия, позволяющие постоянно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителей


 

3. Современные  тенденции в области управления  качеством.

 

Реальные  системы  управления  качеством – как отечественные,  так  и зарубежные,  должны  создаваться  в  соответствии  с  действующей  в  настоящий  период времени концепцией. Отличительными особенностями современного подхода к решению проблем качества при этом являются:

1) наличие четкой законодательной  основы для проведения всех работ;

2) гармонизация требований  национальных  стандартов,  правил  и  процедур сертификации;

3) создание национальных (региональных)  инфраструктур,  уполномоченных проводить  работы  по  сертификации  продукции  и  систем  качества,  аккредитации лабораторий, сертификации специалистов по качеству.

Информация о работе Современные тенденции в области управления качеством