Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать систему управления ОАО “Газпром”. Выявить недостатки в управлении, выработать решения для усовершенствования системы управления.
Задачи:
- дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),
- оценить экономический потенциал предприятия,

Содержание работы

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………
1.1 Методология и научно-категориальный аппарат исследований систем управления………………………………………………………………………...
1.2 Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем
управления. Исследование функциональных подсистем управления………...
1.3 Процесс управления…………………………………………………………..
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……...
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности…………
2.2 Анализ функций управления ……………………………………………….
2.3 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………
2.4 Причинно-следственный анализ……………………………………………
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………
3.1 Дерево целей ОАО Газпром-нефть………………………………………...
3.2 Рекомендации по решению проблем ОАО Газпром-нефть………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение……………

Файлы: 1 файл

наебалово финальное.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

 

Фаза

Содержание  фазы

1. Сбор информации  о  
возможных проблемах

1.1. Наблюдение  за внутренней средой фирмы 
1.2. Наблюдение за внешней средой

2. Выявление  и определение  
причин возникновения проблемы

2.1. Описание  проблемной ситуации 
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 
2.3. Формулировка проблемы 
2.4. Оценка ее важности 
2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование  целей  
решения проблемы

3.1. Определение целей фирмы 
3.2. Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование  стратегии  
решения проблемы

4.1. Детальное  описание объекта 
4.2. Определение области изменения переменных факторов 
4.3. Определение требований к решению 
4.4. Определение критериев эффективности решения 
4.5. Определение ограничений

5. Разработка  вариантов  
решения

5.1. Расчленение  задачи на подзадачи 
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 
5.3. Построение моделей и проведение расчетов 
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего  варианта 

6.1. Анализ эффективности  вариантов решения 
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

7. Корректировка  и  
согласование решения

7.1. Проработка  решения с исполнителями 
7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами 
7.3. Утверждение решения

8. Реализация  решения 

8.1. Подготовка  рабочего плана реализации 
8.2. Его реализация 
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации


На практике, разумеется, все проходит не так  гладко:

- под этапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;

- процесс принятия  решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;

- ограниченный  объем информации ограничивает  рациональность решения, растет роль интуиции;

- предварительные  установки по альтернативам влияют на выбор решения;

- нет стремления  к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;

- участие нескольких  лиц и организационные условия  изменяют порядок прохождения под этапов.

- менеджеры  различным образом вмешиваются  в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество. Наиболее часто встречаются следующие случаи:

- априорное  определение лица, принимающего  решение к исполнению;

- определение  круга лиц, участвующих в решении;

- участие ЛПР  в его исполнении;

- определение момента решения и его места;

- определение методики и калькуляции решения;

- задание целей и их относительной важности;

- ограничение числа альтернатив;

- привлечение лиц определенной компетентности;

- контроль хода решения;

- предоставление или ограничение информации;

- ссылки на аналогичные решения;

- моральное и материальное воздействие;

- расширение свободы в решениях;

- возложение ответственности за решения.

В заключении стоит отметить, что руководителю необходимо применять в управление предприятия или организации несколько стилей управления. В каждой ситуации высококвалифицированный руководитель должен делать выбор, какой стиль управления применить, так как не каждый стиль будет соответствовать сложившейся ситуации.

Поэтому те руководители, которые начали компоновать разные стили управления, уже имеют преимущества перед конкурирующими управляющими, которые используют только один метод управления.

 

2. ИСЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»

2.1 Общая характеристика и основные направления деятельности

 

ОАО «Газпро́м» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России, крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли.

Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Газпром»; предыдущее название — Российское акционерное общество «Газпром». Зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания — Газпром (ГАЗПРОМ) и Gazprom (GAZPROM). Штаб-квартира — в Москве.

Первые газовые  фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 г. История «большого газа» в Советском Союзе началась в 1946 г. с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва». В 1989 г. на основе Министерства газовой промышленности СССР был образован Государственный газовый концерн «Газпром». На его базе в 1993 г. создано Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром».

Высшим органом управления Открытого акционерного общества «Газпром» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно. Проводимые помимо годового Общие собрания акционеров являются внеочередными.

Правом голоса на Общем собрании акционеров обладают акционеры — владельцы обыкновенных акций. Любой акционер лично или через своего представителя имеет право на участие в Общем собрании акционеров. Собрание является правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов.

В компетенцию Общего собрания акционеров, в частности, входит внесение изменений в Устав Общества, утверждение годовых отчетов и аудитора Общества, распределение прибыли, избрание членов Совета директоров и Ревизионной комиссии, принятие решений о реорганизации или ликвидации Общества, а также об увеличении или уменьшении его уставного капитала.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью  Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Члены Совета директоров Общества избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров.

Совет директоров, в частности, определяет приоритетные направления деятельности Общества, утверждает годовой бюджет и инвестиционные программы, принимает решения о созыве Общих собраний акционеров, об образовании исполнительных органов Общества, дает рекомендации по размеру дивиденда по акциям.

Председатель Правления (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган) осуществляют руководство текущей деятельностью Общества. Они организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и подотчетны им.

Председатель Правления и члены Правления избираются Советом директоров на 5 лет. Правление, в частности, разрабатывает годовой бюджет, инвестиционные программы, перспективные и текущие планы деятельности Общества, готовит отчеты, организует управление потоками газа, осуществляет контроль за функционированием Единой системы газоснабжения России.

В Администрацию ОАО «Газпром» входят следующие департаменты:

– Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами

– Департамент бухгалтерского учета

– Департамент внешнеэкономической деятельности

–Департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций

– Департамент инвестиций и строительства

– Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов

– Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефти

– Департамент по информационной политике

– Департамент по работе с регионами Российской Федерации

–Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа

–Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям

– Департамент по управлению делами

– Департамент по управлению персоналом

– Департамент по управлению проектами

– Департамент стратегического развития

– Департамент экономической экспертизы и ценообразования

– Финансово-экономический департамент

– Центральный производственно-диспетчерский департамент

– Юридический департамент

Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

При планировании и реализации своих проектов «Газпром» уделяет особое внимание инновационной деятельности. Кроме того, успех работы компании невозможен без развития долгосрочных отношений с субъектами Российской Федерации. На страницах этого раздела вы найдете информацию о региональной политике «Газпрома».

ОАО «Газпром» владеет  крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» превышает 160,4 тыс. км.

«Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки. В 2009 г. Группой переработано 30,4 млрд. куб. м газа и 44,3 млн. т нефти и конденсата.

Развитие электроэнергетического направления деятельности Группы «Газпром»  предусматривает, в частности, приобретение долей в генерирующих компаниях, строительство новых генерирующих мощностей, а также развитие энергосбытового и электросетевого видов деятельности. Основные генерирующие активы Группы в электроэнергетике России: ОАО «Мосэнерго» (53,47%), ОАО «ТГК-1» (28,7%), ОАО «ОГК-2» (56,6%), ОАО «ОГК-6» (60%).

В Российской Федерации «Газпром» занимает лидирующее место в распределении газа. Поэтому газификация регионов России является одной из главных задач Группы. В 2009 г. программа газификации реализовывалась в 69 субъектах Российской Федерации, а в 2010 г. предусмотрены инвестиции для реализации проектов газификации в 65 регионах России.

На страницах данного раздела вы также найдете информацию о наиболее значимых проектах, реализуемых «Газпромом». [20]

 

 

Рисунок 3 Объемы продаж газа в России Группой «Газпром», млрд куб. м

 

2.2 Анализ функций управления

 

После определения  целей, которые будут соответствовать  интересам организации, следует  определить функции управления, реализующие  эти цели. Планирование – набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Кадровое планирование ОАО «Газпром» включает применение базисного процесса планирования к решению потребностей человеческого ресурса в организации. Чтобы быть эффективным, любой план человеческого ресурса должен быть основан на долговременных планах организации. В сущности, успех кадрового планирования зависит в значительной степени от того, насколько тесно отдел кадров в состоянии объединить эффективное планирование персонала с плановым процессом организации.

Процесс планирования организации обеспечивает:

- определение  цели организации;

- определение  предположений, допущений;

- план действия  в свете имеющихся ресурсов, включая обученный персонал.

 Кадровое  планирование способно оказать  значительную поддержку стратегическому  процессу планирования при обеспечении  средствами для достижения желаемых  результатов.

При организации  материального стимулирования труда  работников Газпрома учитываются следующие факторы:

- уровень оплаты  труда на аналогичных работах  других организаций;

- система оплаты  труда на аналогичных работах  других организаций;

- уровень квалификации  на работах

- фактор времени  выполнения поставленных задач;

- фактор бесперебойной  работы оборудования и техники,  обеспечивающей производственный  процесс.

Премирование  производится при условии выполнения плана поставленной задачи, а также в зависимости от качества труда, определяемого путем расчета коэффициента качества труда.

Для каждого  отдела определены показатели по категориям работников и видам работ, при  выполнении которых производится премирование.

Работник может  быть лишен премии полностью или частично за организационные упущения или нарушения, определенные в специальном перечне.

Проблеме мотивации  в нашей стране всегда традиционно  уделяли мало внимания, но при этом ответственные за это люди исходили из двух взаимно противоположных предпосылок. Одна из них, идеологическая, рецидивы которой практически постоянно встречаются в реальной практике предприятий, заключается в том, что все работники, как сознательные и ответственные члены общества, должны трудиться с максимальной отдачей сил. Вторая, силовая, которая также до сих пор популярна в умах руководителей, заключается в том, что если сотрудники не работают как надо, то их можно заставить силой.

Информация о работе Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»