Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать систему управления ОАО “Газпром”. Выявить недостатки в управлении, выработать решения для усовершенствования системы управления.
Задачи:
- дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),
- оценить экономический потенциал предприятия,

Содержание работы

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………
1.1 Методология и научно-категориальный аппарат исследований систем управления………………………………………………………………………...
1.2 Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем
управления. Исследование функциональных подсистем управления………...
1.3 Процесс управления…………………………………………………………..
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……...
2.1 Краткая характеристика и основные направления деятельности…………
2.2 Анализ функций управления ……………………………………………….
2.3 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………
2.4 Причинно-следственный анализ……………………………………………
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………
3.1 Дерево целей ОАО Газпром-нефть………………………………………...
3.2 Рекомендации по решению проблем ОАО Газпром-нефть………………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение……………

Файлы: 1 файл

наебалово финальное.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………

1.1 Методология  и научно-категориальный аппарат  исследований систем управления………………………………………………………………………...

1.2 Общенаучные  и частнонаучные методы исследования систем

управления. Исследование функциональных подсистем управления………...

1.3 Процесс управления…………………………………………………………..

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……...

2.1 Краткая характеристика  и основные направления деятельности…………

2.2 Анализ функций  управления ……………………………………………….

2.3 Анализ внутренней  и внешней среды………………………………………

2.4 Причинно-следственный  анализ……………………………………………

3. МЕРОПРИЯТИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………

3.1 Дерево целей ОАО Газпром-нефть………………………………………...

3.2 Рекомендации по решению проблем ОАО Газпром-нефть………………

Заключение………………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………..

Введение

 

Для проведения научного исследования в менеджменте значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов.

Несмотря  на разносторонний анализ теоретических основ  управления, до сих  пор нет общепринятого понятия "управление", отсутствует единая система методологических принципов исследования управленческой деятельности, единые критерии оценки систем управления. Теоретические разработки различных авторов раскрывают лишь частные аспекты управления, определяющие решение проблем в отдельной области знаний, описывающих и регламентирующих отдельную сферу управления. Разнообразные концептуальные модели, составляющие достижения современной теории управления, и требования, которые крайне сложно совместить в практической деятельности определяют потребность исследований подходов к анализу систем управления в наработках консультантов по проблемам управления. В отличие от теоретиков менеджмента, управленческое консультирование является своего рода "пограничной" деятельностью, где раскрывается возможность практического использования тех или иных подходов к анализу систем управления, нарабатываются и формализуются конкретные технологии анализа. Теоретической областью, наработки которой очень активно используются при анализе систем управления, являются подходы к изменениям.

Актуальность  темы. С каждым годом Россия все  больше вливается в цивилизованную мировую экономику. Четче становятся «правила игры» на российском рынке  и «прозрачнее» – механизмы взаимодействия. Но, наряду с возрастающей упорядоченностью, все более ожесточается конкуренция, причем как со стороны отечественных компаний, так и со стороны зарубежных, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя на российском рынке. Чтобы не просто удержаться «на плаву», но и успешно развиваться в нынешних условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвесторов, компаниям волей-неволей приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек.

Цель работы исследовать систему управления ОАО “Газпром”. Выявить недостатки в управлении, выработать решения для усовершенствования системы управления.

Задачи:

- дать характеристику исследуемого объекта (предприятия),

- оценить экономический потенциал предприятия,

- анализ исторического развития основных типов структуры системы управления организациями;

- анализ сущности основных типов и видов структур управления организацией,

- анализ основных  принципов и методов проектирования  организационных структур;

Объектом исследования является система управления организацией.

В качестве объекта  исследования выберем систему управления ОАО «Газпром» что обусловлено несколькими причинами:

- предприятие  давно ведет свою работу, как  в РФ, так и за рубежом и  довольно успешно;

-  является  одним из крупнейших предприятий в мире, в России лидер в своей деятельности;

- имеет сложную и интересную систему управления, которая будет исследована.

Субъектом является юридическое или физическое лицо.

Информация  берется как из учебной литературы, так и из документов опубликованных самой организацией. Вывод будет проводится на основе теоретических знаний из курса дисциплины «Теория управления».

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Методология и научно - категориальный аппарат исследований систем управления

Анализируя  теоретические основы исследования, менеджер рассматривает научные  подходы, теории, концепции, парадигмы, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе теоретического анализа формируется собственное  видение проблемы и возможные пути ее разрешения. Из всей группы анализируемых методов, необходимо выбрать те, которые будут адекватны ситуации, сложившейся на предприятии. Исследование в любой из функциональных подсистем менеджмента должно сопровождаться расчетами, анализом количественных и качественных параметров. Значительное место в организации исследования на предприятиях занимает работа с информацией, ее анализ, идентификация, классификация и обработка данных. Банк данных предприятий включает большую группу документов, которые могут являться информационной основой исследования. Это СТП предприятия, устав, баланс и другие документы финансовой отчетности, структура, приказы, отчеты функциональных служб, планы, протоколы, нормативные документы, рекламации и т.д.

Получение данных экспертной оценки и социологические  опросы существенно расширят проблемное поле исследования, позволят восполнить недостаток информации, полученной из других источников.

Система управления — совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:

– датчики информации о состоянии объекта управления,

– подсистема сбора и передачи этой информации,

– подсистема обработки и отображения этой информации,

– подсистема выработки управляющих воздействий,

– подсистема передачи управляющих воздействий.

– исполнительные устройства.

Реализация  механизма управления проявляется в выполнении ряда функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координирование. Сложная система разбивается на функциональные подсистемы по следующим составляющим: персонал, финансы, сбыт, производство, инновации, качество, логистика, стратегия. В каждой функциональной подсистеме менеджмента используются свои квалификационные навыки, способы, методы, приемы, инфраструктура, материалы, оборудование, знания, и требуется определенный набор исследовательских приемов и процедур для изучения возникающих проблем.

В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Научное исследование — это один из видов познавательной деятельности, процесс выработки новых научных знаний, характеризуется полнотой, достоверностью, объективностью, воспроизводством, доказательностью, точностью и определенной степенью новизны. Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. Научное исследование, как правило, проводится в предметных рамках определенного научного подхода с использованием группы научных методов. Теория и практика в научном исследовании неразрывны. Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов. Теория, полученные знания, научные достижения вновь и вновь апробируется практикой. [12, c.640]

Методологический подход — система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.

Общими методологическими  подходами, используемыми для анализа  подсистем управления, можно считать:

– рационалистический;

– поведенческий;

– системный;

– ситуационный;

– процессный;

– кибернетический;

– синергетический;

Метод исследования — это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы.

Объектом исследования в менеджменте является: предприятие, организация, система управления, процессы, т.е. непосредственно измеряемый качественными и количественными показателями реальный физический объект.

Предмет исследования — это система знаний, умений, навыков, методы, способы, факторы внешней и внутренней среды и процессы, происходящие в организации. Собственно, на предмет исследования и нацелен взгляд исследователя, ставящего перед собой задачу решения проблемы или изучения того или иного объекта с целью получения истинного знания о нем.

Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента.

Системный подход - это направление научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», товары или услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), изучается организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды, параметры процесса. Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления.

Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено трудоемкостью проектных работ по разработке и внедрению выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной ее целесообразности.

Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:

– выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;

– установление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений;

– выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;

– сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

– использование передового опыта других предприятий;

– изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие  характеристики:

1. роль и место данного предприятия в отрасли;

2.состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

3. производственная структура предприятия;

4. система управления и ее организационная структура;

5.особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;

6. инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7. формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

Системный анализ начинается с уточнения или формулировки целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).

Первостепенной  задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих целей. [18, c.2]

1.2 Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем управления. Исследование функциональных подсистем управления

 

Исследование систем управления в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач  исследования может носить глобальный или локальный характер. Глобальные проблемы как правило, носят системный, междисциплинарный характер, исследуются с использованием общенаучных методов. Проблемы, ограниченные по своим масштабам, имеющие ярко выраженную специфику исследуют в основном с применением частнонаучных методов.

Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частнонаучных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий.

Информация о работе Совершенствование системы управления ОАО «Газпром»