Реализация принципов стандартизации, сертификации и контроля качества продукции на предприятии ОАО «Завод «Сарансккабель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ стандартизации, сертификации и контроля качества продукции в целом по России и на ОАО "Завод "Сарансккабель" с целью выработки предложений по их совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты осуществления стандартизации, сертификации и контроля качества;
проанализировать процесс прохождения стандартизации, сертификации и контроля качества продукции на ОАО "Завод "Сарансккабель".

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы стандартизации, сертификации и качества продукции
1.1 Сущность и содержание стандартизации ……………………………5
1.2 Сертификация: основные положения, понятия и определения…….11
1.3 Качество продукции: основные показатели и методы оценки…….15
Глава 2. Реализация принципов стандартизации, сертификации и контроля качества продукции на предприятии ОАО «Завод «Сарансккабель»
2.1 Организация и стандартизации на предприятии сертификации продукции на предприятии……………..................…………………..21
2.2 Контроль качества выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Завод «Сарансккабель»………………………………………………………26
Глава 3. Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации, сертификации и контроля качества на предприятии ОАО «Завод «Сарансккабель»…………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников………………………………………….40
Приложение А Порядок проведения сертификации в системе сертификации ГОСТ Р…………………………………………………………………………..43
Приложение Б Формы заключения о качестве материала и разрешения на его применения после входного контроля…………………………………………44
Приложение В Форма акта периодических испытаний……………………..45

Файлы: 1 файл

курсовая11111111111.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

Социальная функция стандартизации нацелена на то, чтобы включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и обеспечивают возможности экологической утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизированные термины, трактовки понятий, символы, единые правила и т. п.

Опираясь на национальный опыт в  области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим  комитет ИСО/ТК176 (ИСО – Международная  организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем  стандартизации.

ИСО ввела  в практику проведение пересмотра стандартов каждые 4-6 лет и в 1994 году издала новые  версии стандартов. Затем в 2000 году была использована возможность замены системы, которая была основана на процессном подходе и представляла более  обобщенную модель, согласующуюся с  организационными методами работы - система  менеджмента качества (СМК). По экспертной оценке ВНИИС различия в системах качества по стандартам ИСО серии 9000 в версиях 2000 г. и 1994 г. могут составлять от 40 до 50%.

В связи  с серьезными изменениями в концепции  и содержании стандартов 2000 г. (по сравнению с предыдущей версией), для организаций, внедривших системы качества в соответствии с требованиями ИСО серии 9000 версии 1994 г. (ГОСТ Р ИСО серии 9000 версии 1996 г.), разработаны рекомендации ИСО и Госстандарта России по стратегии переходного периода.

 На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года, который ввелся в действие 13 ноября 2009. C 10 сентября 2009 года введен в действие национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.

 

1.2 Сертификация: основные положения,  понятия и определения

Сертификация  в переводе с латыни означает “сделано верно”. Для того, чтобы убедиться  в том, что продукт “сделан  верно”, надо знать, каким требованиям  он должен соответствовать и каким  образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия.

До принятия Федерального закона «О техническом  регулировании» понятия «сертификация» и «подтверждение соответствия»  были идентичны. В соответствии с  Федеральным законом сертификацию и декларирование рассматривают  как две равноправные формы подтверждения  соответствия.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение  соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. [12, c.425]

Сертификация  – форма осуществляемого органом  по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических  регламентов, положениям стандартов или  условиям договоров. [12, c.425]

Сертификация направлена на достижение следующих целей: [2, c.360,361]

1) создание условий для деятельности  предприятия, учреждений, организаций  и предпринимателей на едином  товарном рынке Российской Федерации,  а также для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле;

2) защита отечественного рынка  и интересов потребителей от  поступления зарубежной продукции  низкого качества;

3) содействие потребителям в  компетентном выборе продукции;

4) содействие экспорту и повышение  конкурентоспособности продукции;

5) защита потребителя от недобросовестности  изготовителя (продавца, исполнителя);

6) контроль безопасности продукции  для окружающей среды, жизни,  здоровья и имущества;

7) подтверждение  показателей качества продукции,  заявленных изготовителями.

Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Схема порядка проведения сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р представлена в Приложении А.

 По  отдельным видам продукции организацию  и проведение работ по обязательной  сертификации осуществляют другие  государственные органы управления  РФ, если это предусмотрено ее  законодательными актами. Этот вид  сертификации является средством  государственного контроля безопасности  продукции.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольную сертификацию могут  проводить юридические лица, взявшие  на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации, и знаки  соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации (в пределах их области аккредитации).

Организационная система сертификации включает: аккредитирующие органы, консультирующие и сертифицирующие организации. Обязательным условием сертификации является организационная независимость перечисленных организаций.

Международная сертификация указанными компаниями включает два этапа: подготовку к сертификации и непосредственно процесс сертификации. Эти два этапа выполняются различными организациями (в ряде случаев — разными дочерними фирмами внутри одной материнской компании), так как в противном случае возникает «конфликт интересов», что запрещено действующими международными требованиями.

Выбор, доработка и принятие нормативно-технических  документов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране:

1) системе стандартизации и фонде  нормативно-технической документации

2) системе  сертификации систем качества;

 

3) системе аккредитации испытательных  лабораторий и сети таких лабораторий.

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и признанных Госстандартом РФ. Структура норм и стандартов приведена на рис. 1.2

Рис. 1.2— Организационная структура системы сертификации

Расходы по проведению обязательной сертификации оплачивают изготовители или поставщики продукции (при импорте), добровольной — заявители. Оплата проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке, или, при их отсутствии — по договорам[20,c.35].

Организационную структуру государственной  системы сертификации образуют:

1) национальный орган РФ по  сертификации (Госстандарт РФ);

2) органы  по сертификации конкретной продукции  и (или) в регионах;

3) аккредитованные  испытательные лаборатории (центры);

4) изготовители  и (или) поставщики продукции.

На основании результатов испытаний  и оценки состояния производства производится выдача сертификатов соответствия и регистрация сертифицированной продукции.

За сертифицированной  продукцией, сертифицированным производством или системами качества, в зависимости от принятых схем сертификации, ведется последующий инспекционный контроль.

В работах  по сертификации участвуют предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности (в том числе  других стран), признающие и выполняющие  ее правила. При проведении сертификации они осуществляют взаимодействие с  международными, региональными и  национальными системами сертификации других стран. Она включает определенный набор работ в соответствии со своими целями (рис.1.3).

Рис. 1.3— Виды работ при проведении сертификации

1.3 Качество продукции: основные  показатели и методы оценки

Сегодня российские производители продукции, работ и услуг во всех сферах деятельности должны понять, что в рыночной экономике  путь их выживания и благополучия — это, в первую очередь, высокое  качество.

Понятие качества продукции имеет очень  важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. То есть, качество это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Для поддержания  необходимого уровня качества необходима система управления качеством.

Управление качеством продукции  — это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания.

Большую роль при этом играют экономические методы, которые охватывают такие системы производственной деятельности, как планирование, стимулирование, ценообразование.

Планирование  повышения качества, предмет установление обоснованных заданий на выпуск продукции с определенными значениями показателей, которые должны быть достигнуты к заданному моменту или на заданный период времени.

Показатели, применяемые при оценке качества продукции, классифицируются по следующим  признакам. [12, c.357]

По числу  характеризуемых свойств объекта  показатели подразделяются на единичные  и комплексные, которые, в свою очередь, подразделяются на групповые, интегральные и обобщенные.

По стадии определения различаются прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.

По способу  выражения показатели могут быть в натуральных единицах, в стоимостных  единицах и безразмерные.

По применению для оценки показатели делятся на базовые и относительные.

По значимости в оценке объекта показатели делятся  на основные и дополнительные.

Качество продукции зависит от:

1) качества сырья и материалов;

2) уровня развития науки и техники;

3) прогрессивности применяемой технологии;

4) организации труда и производства;

5) квалификации кадров.

Показатели, характеризующие качество изделия, подразделяются на:

1) показатели качества самой продукции;

2) показатели качества изготовления продукции;

3) показатели эксплуатационных качеств  продукции.

Задания и мероприятия по повышению качества продукции разрабатываются с учетом результатов анализа качества выпускаемой продукции исходя из:

1) потребностей платежеспособного рынка в продукции определенного качества;

2) основных направлений развития отрасли;

3) прогнозов технического прогресса;

4) требований прогрессивных стандартов.

Требования  к качеству продукции включены в  систему государственных стандартов Российской Федерации и включают:

1) стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции;

2) стандарты технических условий, которые содержат требования к конкретной продукции.

Понятие «качество» является многогранным. Оно  включает качество организации, экономических расчетов, технологического оборудования и технологии производства, экологических параметров, социально-психологических отношений, этических норм, правовых, политических отношений. Каждая составляющая качества вносит свой вклад в общее качество продукции

Под уровнем  качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, то есть изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и тому подобное.

Критерием оптимального уровня качества продукции может служить комплексный  интегральный показатель, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию.

Уровень качества продукции в эксплуатации характеризуется следующими показателями:

1) коэффициент дефектности;

2) затраты на устранение и переделку брака, обнаруженного во время технического контроля;

3) расходы на удовлетворение претензий потребителей в связи с выявлением   дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товаров.

При оценке уровня качества продукции  используются как технические, так и экономические данные. Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:

Информация о работе Реализация принципов стандартизации, сертификации и контроля качества продукции на предприятии ОАО «Завод «Сарансккабель»