Разработка программы финансово-экономического роста муниципального предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработать программу финансово-экономического развития МО.
В рамках курсовой работы перед исследованием будут поставлены следующие задачи:
Определить роль и значение муниципального образования для стабилизации ситуации во всем государстве в кризисную эпоху;
Определить особенности финансово-экономической политики муниципального образования;
Местный бюджет как источник финансирования целевых программ и процессы, связанные с ним;
Наметить проблемы развития МО в сфере финансов;
Разработать эффективные меры финансово-экономического роста муниципального образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………....3
1. Муниципальное образование как универсальный пример управления денежными потоками………………………………………………………………...6
1.1. Сущность и особенности финансово-экономической политики муниципального образования……………………………………………………….6
1.2. Бюджетный процесс и бюджет муниципального образования в настоящее время…………………………………………………………………………………11
1.3. Межбюджетные отношения…………………………………………………...19
2. Программа финансово-экономического развития местного самоуправления……………………………………………………………………..22
2.1. Этапы разработки программы финансово-экономического роста муниципального образования……………………………………………………...22
2.2. Пути совершенствования разработки и реализации программы финансово-экономического роста МО………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая мит.docx

— 76.69 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем укрепление и  развития финансово-экономических  основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Органам местного самоуправления предоставляется право формировать муниципальные бюджеты за счет собственных источников доходов, прежде всего - за счет поступлений от местных налогов и сборов. Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях они в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.:

- регулируют  законами порядок передачи объектов  государственной собственности в муниципальную собственность;

- передают  органам местного самоуправления  материальные и финансовые

средства, необходимые им для осуществления  отдельных государственных

полномочий, которыми могут наделяться законом  данные органы;

- разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

- регулируют  отношения между федеральным  бюджетом и местными бюджетами,  между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

- обеспечивают  сбалансированность минимальных  местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

- обеспечивают  гарантии финансовой самостоятельности  местного самоуправления;

- компенсируют  местному самоуправлению дополнительные  расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;

- участвуют  в решении местных задач через  целевые федеральные и региональные программы.

Таким образом, муниципальные финансы  — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для экономического и социального развития территории муниципального образования.

В состав муниципальных финансов входят:

1.   Муниципальные бюджеты;

2. Средства субъектов хозяйствования, находящихся в муниципальной собственности;

3.  Ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

4.  Территориальные внебюджетные фонды, на основе добровольных взносов физических и юридических лиц, специальных сборов и т.д.

1.2.  Бюджетный процесс и бюджет  муниципального образования 

в настоящее  время

 

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных  образований) составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации.

Наличие бюджета укрепляет экономическую  самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации  хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать  как совокупность экономических  отношений, способствующих территориальному перераспределению национального  дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов  власти.5

Так правовая категория местный  бюджет представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и  функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты характеризуются:

1.широкой сферой влияния, так  как бюджетные отношения пронизывают  все стороны территориального  воспроизводственного процесса;

2.высокой степенью действенности,  обусловленной перераспределительной  природой данной экономической  категории;

3.гибкостью, поскольку система  бюджетных методов управления  формируется не как заданная  раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости  от целей и задач территориального  развития.

Местный бюджет имеет доходную и  расходную части.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов  и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в  себя финансовую помощь в различных  формах (дотации, субвенции, средства фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований), средства по взаимным расчетам.

В Бюджетном кодексе РФ доходы муниципальных  бюджетов подразделяются на собственные  и регулирующие (ст. 60), налоговые  и неналоговые (ст. 61, 62).

К собственным доходам бюджетов относятся:

· налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

·  неналоговые доходы, предусмотренные в абз.2-5 п.4 ст. 41 БК РФ, а также иные неналоговые доходы;

·  безвозмездные перечисления (ст. 45 БК РФ).

Регулирующие доходы бюджетов - это  федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных  образований составляют:

· собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

·  отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ в порядке, установленном ст. 52, 58 и 63 БК РФ;

· государственная пошлина, за исключением зачисляемой в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

К местным налогам и сборам относятся  налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в  соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том  числе за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых  правовыми актами органов местного самоуправления.

Муниципальные бюджеты также пополняются  за счет доходов от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.

Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого  уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме  дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

В Бюджетном кодексе выделены две  группы расходов бюджетов муниципальных  образований:

· расходы, совместно финансируемые  из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных  образований (ст. 85);

·   расходы, финансируемые  исключительно из местных бюджетов (ст. 87).

Следует отметить, что расходы местных  бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).

Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной  деятельности, а также затрат, связанных  с воспроизводством, расходов, при  осуществлении которых увеличивается  или создается имущество, находящееся  в собственности муниципальных  образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы  в соответствии с экономической  классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в  бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов.

Различаются обязательные, добровольные (факультативные) и запрещенные расходы  местных бюджетов.

В соответствии с законодательством  обязательными для местных сообществ  являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.

Добровольными являются расходы, которые  местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они  не входят в перечень запрещенных, а  все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом  поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные  с деятельностью в экономической  сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный  расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с  законом обеспечивают муниципальным  органам минимальные местные  бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Минимально необходимые расходы  местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности6.

Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его  дефицит.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в двух основных формах:

· муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования;

· кредиты, полученные от кредитных  организаций (ст. 96 БК РФ).

Совокупность долговых обязательств муниципального образования может  существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

· займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального

образования;

·   договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров  поручительства муниципального образования  по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

·  долговых обязательств юридических  лиц, переоформленных в муниципальный  долг на основе правовых актов органов  местного самоуправления.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать 10 лет.

Процесс формирования местных финансов неразрывно связан с особенностями  организации бюджетного процесса на муниципальном уровне. Исполнительные органы местного самоуправления составляют проект бюджета, направляют в представительные органы местного самоуправления его  и одновременно такие документы:

- прогноз социально-экономического  развития муниципального образования  на очередной финансовый год;

- основные направления бюджетной  и налоговой политики муниципального образования на следующий финансовый год;

- прогноз сводного финансового  баланса по территории муниципального образования на очередной финансовый год;

- программу приватизации муниципальных  предприятий на очередной финансовый  год.

Цель формирования и исполнения бюджета муниципального образования - содействие развитию МО путем проведения обоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов. Для содействия развитию МО и в целях усиления стимулирующей функции местного бюджета могут предприниматься, в частности, следующие меры:

• увеличение объема капитальных  расходов в общем объеме расходов бюджета;

• увеличение расходов на адресные программы  капитальных вложений, за счет которых  финансируются важнейшие мероприятия  муниципального развития;

• сокращение реальной налоговой  нагрузки на производителей.

Важнейшими принципами формирования муниципального бюджета являются:

• выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный  подход к планированию муниципального развития;

• перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового 3—4 летнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность МО самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;

• повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета.

Можно выделить следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в  МО:

Информация о работе Разработка программы финансово-экономического роста муниципального предприятия