Проектирование системы менеджмента качества на ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (ОЭМК) в подразделении Технического у

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Качество продукции является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам повышения качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта требованиям НД. Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Подготовительный этап
Политика в области качества…………..………..........…….........5
Техническая учеба персонала………………..………………......9
Организационная структура подразделения..………..………..12
Изучение процессов системы менеджмента качеству в ТУ.…14
Разработка документации СМК………………………………...20
Контроль качества работ и продукции в ТУ ОАО «ОЭМК»…………………………………………………………..…….25
Реализация проекта системы качества (внедрение в действие СМК)……………………………………………………………………33
2.1 Определение оптимального состава специальных функций системы качества для ТУ……………………………..………………..33
2.2. Привлечение сотрудников к составлению должностных инструкций………………………………………………….…………..35
3. Обеспечение функционирования СМК и её совершенствование. Поддержание в рабочем состоянии………………………………….…38
3.1 Оценка процесса (ведение мониторинга)…………………….….38
3.2 Проведение внутренних проверок………………………….…….42
Заключение………………………………………………………….…….45

Файлы: 1 файл

дз системы качества сукманова.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Связь с потребителем осуществляют следующими способами:

– информирование о продукции и освоенном производственном процессе: консультации потребителя по выбору, использованию и переработке продукции; издание и распространение рекламы; организация и участие в выставках; сообщение потребителю об изменениях технологического процесса и о выявлении возможного несоответствия продукции;

– ответы на запросы  потребителей, согласование договоров (контрактов) и изменений к ним;

– обратная связь: оценка удовлетворенности потребителей посредством анкетирования; рекламации и претензии; отчеты специалистов комбината по целевым поездкам к потребителю; оценка потребителем условий производства продукции на комбинате.

Обмен с потребителем необходимой информацией осуществляют в установленном потребителем формате (по почте, телефону, телетайпу, телефаксу, электронной почте) и, по согласованию с потребителем, на русском, английском или немецком языках. 

Для разработки (совершенствования) технологических  процессов создают рабочие группы из числа специалистов по разработке (совершенствованию) технологических  процессов, производству, контролю, испытаниям, а также персонала, осуществляющего связь с потребителем.

Участники рабочей  группы:

– определяют специальные  характеристики продукции и осуществляют их мониторинг;

– осуществляют анализ видов и последствий потенциальных несоответствий качества продукции (FMEA – процесса);

– разрабатывают (актуализируют) планы контроля (управления).

Входные данные для проектирования и разработки

Для разработки (совершенствования) технологических  процессов определены следующие  входные данные:

– назначение продукции  и технические требования (включая  специальные характеристики);

– потребности  и ожидания потребителей или рынка;

– законодательные  и другие регулирующие требования;

– требования внутренних потребителей;

– информация, взятая из предыдущих аналогичных разработок;

– выходные данные других процессов.

Неполные, двусмысленные  и противоречивые данные руководители разработок уточняют до начала разработок.

Специальные характеристики

Специальные характеристики продукции, установленные потребителем, их обозначение и необходимый срок хранения соответствующей документации уточняют на стадии анализа требований потребителя. Установленные потребителем символы для обозначения специальных характеристик включают в спецификации, карты FMEA, планы контроля (управления), директивные письма по технологии, паспорта плавок, заявки на проведение испытаний, протоколы испытаний и другие записи по качеству осуществляемых процессов.

Документацию, имеющую символы специальных  характеристик, хранят в течение  установленного потребителем срока.

Выходные данные проектирования и разработки

Выходные данные разработки (совершенствования) технологического процесса включают:

– отчет или  заключение по результатам производства опытной и опытно-промышленной партии продукции;

– отзыв потребителя (положительным отзывом считается  поступление от потребителя дальнейших заказов на поставку продукции);

– статистическую оценку стабильности и воспроизводимости  процесса;

– требования к  оборудованию, сырью и материалам;

– уточненную технологическую документацию;

– нормы расхода  сырья и материалов;

– критерии приемки  продукции и гарантии ее безопасности;

– требования к  квалификации персонала (при необходимости).

Выходными данными  разработки (совершенствования) технологического процесса являются записи, подтверждающие возможность выполнения требований потребителей, в том числе:

– карты FMEA-процесса;

– согласованные  спецификации;

– технологическая  документация;

– планы контроля (управления).

Руководитель  работы и ответственные исполнители систематически анализируют ход выполнения программы разработки технологического процесса. При необходимости вносят изменения в технологическую документацию, подготовленную для выполнения программы. По результатам выполнения программы разработки технологического процесса готовят заключение.[5]

Процесс СМК  в ТУ ОАО «ОЭМК» представлен в приложении Г, который содержит:

- нормативы  процесса (документация, содержащая  показатели норм, в соответствии  с которыми осуществляется процесс);

- входы процесса (материальные и информационные потоки, поступающие в процесс извне и подлежащие преобразованию);

- выходы процесса (результаты  преобразования, добавляющие ценность);

- ресурсы (финансовые, технологические, материальные, трудовые  и информационные, посредством которых осуществляется преобразование входов в выходы).

 

 

1.5 Разработка документации СМК

 

Все бизнес процессы, подпадающие под действие СМК, подлежат документированию. Основной формой документа  является процедура. В зависимости  от сложности процесс может быть документирован одной или несколькими процедурами. Каждая  организация сама устанавливает, какие процессы  подлежат документированию, исходя из требований своих потребителей, а также других обязательных или законодательных требований, характера ее деятельности и корпоративной стратегии организации в целом. 

Основные требования, предъявляемые к документации СМК:

  1. системность – документация должна быть структурированной с указанием четких взаимосвязей между документами;
  2. функциональная полнота – документация должна отражать все аспекты деятельности  в СК и содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах;
  3. адекватность – соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000;
  4. идентифицируемость – каждый лист документации должен быть однозначно отнесен к определенному документу, а документ к определенной части системы;
  5. адресность – каждый документ должен быть адресован конкретным исполнителям;
  6. простота -  текст документа должен быть краток и точен, однозначен и понятен для исполнителя;
  7. актуализированность – все изменения должны своевременно отражаться в каждом документе. [5]

 

Основным нормативным  документом любой системы качества является «Руководство по качеству». Его  основное назначение заключается в  обеспечении соответствующего описания системы общего руководства качеством и выполнении функций постоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии данных систем.

Структура документации системы менеджмента качества представлена   в приложении Д.                       

Руководство по качеству

Проект Руководства  по качеству разрабатывает лаборатория  сертификации и аудиторского надзора  технического управления, соответствие требованиям ISO/TR 10013:2001, МС ИСО 9001:2000 и ИСО/ТУ 16949:2002 устанавливает уполномоченный по качеству комбината – технический директор – начальник техуправления.

Руководство по качеству

Руководство по качеству разработано в соответствии с требованиями ИСО/ТР 10013:2001 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству» и поддерживается в актуализированном виде.

Руководство по качеству состоит из восьми разделов:

  1.   Название, назначение и область применения.

Название и  сфера действия руководства по качеству должны четко определять организацию, в которой применяется руководство  по качеству. Этот раздел руководства по качеству должен также определять применение элементов системы качества. Часть или вся эта информация может быть также помещена на титульном листе.

  1. Оглавление

В оглавлении руководства по качеству следует  привести названия разделов и указать, как их можно найти. Система нумерации или кодирования разделов, подразделов, страниц, рисунков, примеров, диаграмм, таблиц и т.д. должна быть четкой и логичной.

  1. Вводная часть

Вводная часть руководства по качеству должна содержать общую информацию о предприятии и о самом руководстве.

Минимальной информацией о предприятии должны быть ее наименование, местоположение, адрес и способ связи с ней. Можно также включать дополнительную информацию.

  1. Политика и цели в области качества

Политика в  области качества включает обязательство по выполнению требований и постоянному улучшению системы менеджмента качества, создает основу для постановки и достижения целей ТУ ОАО “ОЭМК” в области качества.[7]

Анализ Политики руководства в области качества на ее актуальность и пригодность обеспечивает уполномоченный по качеству комбината – технический директор – начальник техуправления. При необходимости внесения изменений, текст Политики в области качества переиздают с внесенными изменениями.

 Политика в области  качества содержит обязательства соответствующие требованиям и постоянно повышающие результативность системы менеджмента качества. [1]

5.        Описание организации, ответственности и полномочий

В этом разделе руководства по качеству следует представить описание структуры  высшего уровня организации. Можно  включить организационную схему, указывающую  ответственность, полномочия и взаимосвязи. Подразделы внутри данного раздела  или в процедуре элемента системы, на которую сделана ссылка, должны содержать подробности, касающиеся ответственности, полномочий и иерархии всех функциональных подразделений, которые руководят работой, а также выполняют и проверяют работу, влияющую на качество.

6.   Элементы системы качества

Остальные части руководства по качеству должны содержать описание всех применяемых элементов системы качества. Описание следует подразделить на логические разделы, дающие представление о хорошо скоординированной системе качества. Это может быть сделано путем включения документированных процедур системы качества или ссылок на них.

Система качества и руководство  по качеству уникальны для каждой организации; как таковой, настоящий  международный стандарт не предназначен устанавливать уникальные структуру, форму, содержание или метод представления для описания элементов системы качества, которые могли бы быть применимы ко всем (или только к некоторым) видам продукции, включая услуги.

Требования к элементам систем качества установлены в международных стандартах ИСО серии 9000 или в соответствующем стандарте, применяемом данной организацией. Рекомендуется, чтобы во всех применимых случаях описание элементов системы качества осуществлялось в той же последовательности, что и в выбранном стандарте. Допустим также другой порядок описания или составления перекрестных ссылок, если это удобно для данной организации.

После выбора соответствующего стандарта  каждая организация определяет приемлемые для себя элементы системы качества и, на основании требований этих моментов в стандарте, определяет, как она намерена применять, совершенствовать и управлять каждым выбранным элементом. При установлении наиболее пригодного для данной организации подхода следует обратить внимание на такие аспекты, как:

- характер предпринимательской деятельности, рабочая сила и ресурсы;

- особое значение, придаваемое  документации системы качества  и обеспечению качества;

- различия между правилами, процедурами  и рабочими инструкциями в  разных стандартах;

- носитель, выбранный для руководства по качеству.

7.   Определения

Если раздел, содержащий определения, считается необходимым в руководстве, он обычно помещается сразу после раздела "Область применения”. Хотя рекомендуется, если это практически целесообразно, использовать стандартные определения и термины, на которые даются ссылки в признанных терминологических документах по качеству или в общих словарях, настоящий раздел руководства должен содержать определения терминов и понятий, применяемых только в данном руководстве по качеству. Особое внимание следует уделить словам, имеющим различный смысл для разных людей или определенный смысл для конкретных областей коммерческой деятельности. Определения должны обеспечивать полное, единообразное и недвусмысленное понимание содержания руководства по качеству.

  1. Путеводитель к руководству по качеству

Можно обсудить вопрос о включении  указателя или специального раздела, содержащего перекрестные ссылки между  предметом и ключевыми словами  и номерами раздела или страницы, либо какого-либо другого путеводителя, по которому можно было бы быстро найти "что и где содержится в данном руководстве”. Путеводитель может также содержать описание структуры руководства по качеству и краткую аннотацию каждого раздела. Читатели, интересующиеся только отдельными частями руководства, должны суметь с помощью данного раздела определить, какие именно части руководства могут содержать нужную им информацию.[7]

Информация о работе Проектирование системы менеджмента качества на ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (ОЭМК) в подразделении Технического у