Мировые премии по качеству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- изучить теоретические основы премий в области качества.
Данная тема является актуальной так как во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и сущность качества
2 Характеристика мировых премий качества 5
2.1 Премия Деминга 7
2.2 Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа 8
2.3 Европейская премия по качеству 10
2.4 Японская премия по качеству 11
2.5 Премии Правительства Российской Федерации в области качества 12
3 Сравнительный анализ мировых премий по качеству 14
4 Критерии и оценка премирования
4.1 Организационные основы конкурсов 17
4.2 Принципы оценки и экспертное заключение 20
4.3 Признание победителей 22
4.4 Объединенная модель премий по качеству 23
Заключение 27
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по качеству.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     3

1 Понятие  и сущность качества                                                               

2 Характеристика  мировых премий качества                                                          5

2.1 Премия  Деминга                                                                                                   7

2.2 Национальная  премия по качеству Малкольма  Болдриджа                             8

2.3 Европейская  премия по качеству                                                                      10

2.4 Японская  премия по качеству                                                                           11

2.5 Премии  Правительства Российской Федерации в области качества            12

3 Сравнительный  анализ мировых премий по качеству                                      14

4 Критерии  и оценка премирования

4.1 Организационные  основы конкурсов                                                              17

4.2 Принципы  оценки и экспертное заключение                                                  20

4.3 Признание  победителей                                                                                    22

4.4 Объединенная  модель премий по качеству                                                     23

Заключение                                                                                                               27

Список  используемых источников                                                                        29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Тема  данной работы Мировые  премии по качеству.

Цель  работы- изучить теоретические основы премий в области качества.

Данная  тема является актуальной так как  во всем мире качество уже давно  стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации. Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

       Во-первых, это признание лучших продуктов. Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

    Для достижения поставленной цели в работе предложено использовать следующую  структуру . В первом разделе целесообразно  изучить  понятие сущность качества .Во втором разделе необходимо рассмотреть  характеристики  наиболее  известных  и признанных во всем мире премии таких как

  • премия Деминга — японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании;
  • Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет;
  • Европейская премия по качеству — образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством;
  • Японская премия по качеству;
  • Премия Правительства РФ в области качества .

         В третьем разделе проведём  сравнительный анализ мировых  премий по качеству.   В четвёртом  разделе  данной курсовой работы   ознакомимся с критериями и  оценками премирования. Здесь мы рассмотрим Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов, проследим процесс определения лауреатов той или иной премии по качеству.

       Данная  тема достаточно широко представлена  в отечественной и зарубежной литературе в работах таких авторов  как О. В. Аристов;

Л.Е .Басовский; В. Ю. Огвоздин; Kay C. Tan. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие  и сущность качества 

       Качество  продукции — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.

       Качество  продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например, технический уровень продукции), а полезность — способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя. Качество продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания потребителя. Таким образом, в одном из аспектов качество — это совокупность свойств. Свойствами может обладать любой предмет или явление, которое мы можем встретить в жизни. Поэтому, применительно к термину «качество».

       Аспекты качества:

  • Технический- качество заключается в непосредственном сопоставлении совокупности свойств объекта с аналогом принятым за эталон;
  • Экономический – важно знать насколько качество соответствует потребностям , иначе не «всякое» качество принесёт прибыль
  • Национальный
  • Политический
  • Социальный
  • Экологический
 

       Под объектами в теории управления качеством понимаются различные составляющие бизнеса. Объектами качества могут быть, например:

  • деятельность или процесс
  • продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою
  • очередь, может быть материальной (как, например, приобретенная Вами
  • вещь в виде материального продукта, который мы в дальнейшем иногда будем называть изделием), или нематериальной (например, информация или понятия), или комбинацией из них
  • организация, система или отдельное лицо
  • любая комбинация из них
 

       Для оценки качества необходимо разрабатывать  показатели качества, т.е. выделить измеримые  свойства продукции, важные для потребителя. Сегодня многие компании, осознавая  важность фактора качества в конкурентной борьбе как на внутреннем, так и на мировом рынке, разрабатывают собственные программы улучшения качества. Национальные премии в области качества — это механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества. Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности компаний. Этот факт привлек внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2  Характеристика  мировых премий качества

2.1 Премия  Деминга 

       В 1951 г. Советом директоров Японского  союза ученых и инженеров в  знак благодарности доктору Эдварду  Демингу за развитие идей качества в Японии была учреждена премия его  имени. Основная задача, которую поставили перед собой организаторы премии Деминга, — распространять принципы непрерывного совершенствования на базе философии управления качеством в масштабах всей компании (CWQC), поощряя организации, достигшие успеха в разработке собственных подходов к управлению качеством и применении статистических методов контроля качества.

       Система оценки организаций — соискателей  премии Деминга в последние годы была подвержена серьезным изменениям, чтобы соответствовать изменяющейся бизнес- среде . Оценочные критерии пересмотрены и включают три группы показателей.

       Базовые категории формируют модель премии. В рамках шести базовых категорий (политика в области управления и  ее реализация; разработка новой продукции  и инновация процессов; поддержание  и улучшение качества; система менеджмента; анализ информации и применение новых технологий; развитие человеческих ресурсов) оцениваются эффективность, совместимость, непрерывность и тщательность деятельности. Организационная оценка по сумме шести категорий рассчитывается максимума из 100 баллов.

       Уникальная  практика раскрывает особенности подходов каждой организации. Оценивается эффективность, воспроизводимость и инновационность  заявленных бизнес-решений;

       Роль  высшего руководства является субъективным критерием, оценка проводится по результатам личной беседы руководителя с экспертом и отражает глубину понимания руководителем смысла деятельности по развитию и внедрению политики в области качества, его энтузиазм и целеустремленность.

       Порядок оценки предполагает экспертизу Отчета о практике TQM* компании конкурсанта и последующее обследование на местах организаций, предоставивших лучшие отчеты. С учетом результатов оценки по всем трем критериям выносится заключение о присуждении премии. В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:

  • премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
  • премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
  • премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Devision), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;
  • персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/ или распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и/ или распространение статистических методов для CWQC;
  • премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.
 

2.2 Национальная  премия по качеству Малкольма Болдриджа 

       В 1987 г. Конгресс США учредил ежегодную  национальную награду за качество с  целью улучшить системы управления качеством в американских компаниях  и повысить их конкурентоспособность. Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldnge), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Бэлдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:

  • бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);
  • образование;
  • здравоохранение.

       Премия  М. Бэлдриджа присуждается не более  чем двум компаниям в каждой категории. Национальная премия М. Бэлдриджа была инспирирована DAP (призом Деминга), и поэтому требования этих двух премий близки, например в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Бэлдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны.

       Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Бэлдриджа, рассматривается  группой людей из Совета ревизоров (экзаменаторов - examiners board), состоящего примерно из 150 .экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты. Процедура рассмотрения претендентов, считающих себя достойными получить национальную премию М. Бэлдриджа Ключевые принципы премии М. Болдриджа: лидерство, ориентация на потребителя, индивидуальное обучение и обучение организации, ценность работников и партнеров, оперативность, инновации и развитие, управление на основе фактов, социальная ответственность, нацеленность в будущее, на результат и создание ценностей, системный взгляд. Эти принципы формируют структуру совершенствования и являются базой для критериев премии.

Информация о работе Мировые премии по качеству