Мировые и Российские премии в области качества. Критерии оценки. Организация конкурсов качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Качество и конкурентоспособность неразрывно связаны между собой. В современных условиях качество становится важнейшим фактором успеха в продвижении продукции и услуг для предприятий и организаций, ставящих своей целью надежно закрепиться на рынке. Однако достижение нужного качества - процесс не сиюминутный, требует системного подхода.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...…....…….….3
1. Премия правительства РФ в области качества
2. Ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ в борьбе за международные премии в области качества…………………………........…….5
3. Российские премии в области качества………………………………………9
4.Европейские премии в области качества………………………………….…10 5. Мировые премии в области качества (виды, структура конкурсов, история развития)…... ……………………………………………….…….……12
6. Организация конкурсов качества……………………………………………21
Заключение…………………………………………….……….……….…..……23
Список используемой литературы…………………………….….…………..24

Файлы: 1 файл

контроль.работа.docx

— 48.90 Кб (Скачать файл)

                Министерство по образованию и Науки РФ.

Федеральное государственное  бюджетное образование высшего  профессионального учреждения.

Волгоградский Государственный  Технический Университет.

 

Контрольная работа.

 

Тема: Мировые и Р

оссийские премии в области  качества. Критерии оценки. Организация  конкурсов качества.

 

 

Выполнил студент группы 579-ЭЗК 

Сермукова Н.А

 

Проверил              Юрова О.В

 

                                                

 

 

 

 

 

                                                          г.Волгоград 2013 
 
Содержание: 
 
 Введение…………………………………………………………...…....…….….3 
1. Премия правительства РФ в области качества  
2. Ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ  в борьбе за международные премии в области качества…………………………........…….
3. Российские премии в области качества………………………………………9 
4.Европейские премии в области качества………………………………….…10 5.   Мировые премии в области качества (виды, структура конкурсов, история развития)…... ……………………………………………….…….……12 
 6. Организация конкурсов качества……………………………………………21

Заключение…………………………………………….……….……….…..……23  

Список используемой литературы…………………………….….…………..24 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение 
  Качество и конкурентоспособность неразрывно связаны между собой. В современных условиях качество становится важнейшим фактором успеха в продвижении продукции и услуг для предприятий и организаций, ставящих своей целью надежно закрепиться на рынке. Однако достижение нужного качества - процесс не сиюминутный, требует системного подхода.  
     И в этом трудном деле отечественным организациям так же, как и ранее, всемерную помощь и поддержку оказывают Госстандарт России и его организации.     В этой связи хотелось бы вспомнить, что системный подход к организации работ по улучшению качества начал развиваться в СССР еще в середине 50-х годов (Саратовская система бездефектного изготовления продукции), затем последовала система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий, 1960 г.) и др. В начале 70-х годов была разработана комплексная система управления качеством продукции - КС УКП. Инициаторами и идеологическими проводниками многих из этих систем были Госстандарт России и его институты, в первую очередь ВНИИС (в то время ВНИИ по стандартизации).   В 1987 г. увидели свет международные стандарты ИСО серии 9000, а уже с 1988 г. ВНИИС и другие институты Комитета стали оказывать помощь российским организациям разных отраслей промышленности в их внедрении. Выход в свет в 1994 г. стандартов ИСО серии 9000, а также работа над проектами МС ИСО 9000, 9001 и 9004 версии 2000 г., включая их апробацию на ряде российских предприятий, способствовали изменению взглядов руководителей и специалистов России на проблемы менеджмента качества и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.  Премии по качеству пользуются большой популярностью. В настоящее время национальные конкурсы на соискание премий в области качества проводятся более чем в 30 странах мира.   Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Этот факт привлек особое внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРЕМИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Премия  правительства РФ в области качества была учреждена в 1996 году. Эта премия является национальной. Цель Российской премии – стимулировать отечественные предприятия и организации совершенствовать качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, а также повышать эффективность своих систем управления.

Участие и победа в премии повышает имидж организации на рынке, способствует укреплению репутации, привлечению  новых заказчиков и партнеров. Победители премии имеют право применять  знак премии на рекламных материалах и документах организации.

Российская премия в области  качества построена на базе Европейской награды за качество. Современный вариант премии правительства РФ в области качества практически повторяет награду EFQM за совершенство (EFQM Excellence Award). В основе Российской премии лежат те же критерии, и те же правила оценки организаций.

Участвовать в конкурсе на премию правительства РФ в области качества может любая организация, работающая на территории Российской Федерации. Все  организации, участвующие в конкурсе, подразделяются по численности работающего  персонала. Всего существует три  категории конкурсантов – с численностью до 250 человек, с численностью от 250 до 1000 человек и, с численностью свыше 1000 человек.

Премия проводится ежегодно. В отличие  от награды EFQM, Российская премия в  области качества не предусматривает  единственного победителя. В Российской премии по итогам конкурса определяются лауреаты и дипломанты премии. Лауреаты премии могут повторно принять участие в конкурсе только через пять лет. Дипломанты могут принять участие в премии на следующий год на общих основаниях.

Порядок участия организаций в  премии правительства РФ в области  качества схож с порядком участия  в награде EFQM за совершенство. Организация  должна подать заявку на участие в  премии. После этого она проводит самооценку своей деятельности по критериям  премии и предоставляет отчет  в комитет премии. Эксперты комитета осуществляют оценку отчетов и выбирают отчеты, набравшие наибольшее количество баллов. После этого проводится оценка работы отобранных организаций на их территории. По результатам такой  оценки выбираются лучшие организации, которые становятся лауреатами премии.

Модель премии правительства РФ в области качества содержит 9 критериев. Эти критерии, так же как и в  модели EFQM делятся на две группы – группа «возможности» и группа «результаты». Каждый из критериев разбивается еще на ряд подкритериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ. 
    Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но, в первую очередь, качество бизнес-процессов и системы управления организации.  Награды за качество и достижение превосходства в бизнесе приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности как на микро, так и на макроэкономическом уровне.  Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества. 

    Во-первых, это признание лучших продуктов и услуг. Победители таких премий, как “Алтын сапа», «Сделано в Алматы” производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.  
     Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга.  
     В-третьих, награды для компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.   В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга – японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но и мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством. (4)

Успех премий выражается в  улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности  компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Этот факт привлек  особое внимание к премиям со стороны  бизнес-сообщества. Во многих странах  были учреждены собственные программы  качества на базе ведущих мировых  премий.  Для специалистов в области менеджмента качества, как правило,  наибольший профессиональный интерес представляет именно третья категория премий в области качества. 

    Премия Деминга, учрежденная в Японии в 1951 г., была нацелена на применение статистических методов управления качеством, что сыграло важную роль в становлении японской экономики.  
    Премия Малкольма Болдриджа - национальная премия США по качеству - была учреждена в 1987 г. За основу при разработке критериев премии был взят подход, получивший название всеобщего управления качеством(TQM).  
Но наибольшее распространение конкурсы получили в 90-е годы.  
В 1991 г. по инициативе Европейского фонда управления качеством и Европейской организации по качеству была учреждена Европейская премия по качеству. Модель премии учитывала опыт вышеупомянутых премий и европейский подход к внедрению TQM. Таким образом, модель европейской премии наиболее всесторонне (из существующих в мире) описывает всеобщее управление качеством (1)

При разработке комплекса  критериев национальных премий во многих странах мира была взята за основу модель делового совершенства, принятая в Европейской премии по качеству. Не стала исключением и модель 2 

 

Российской  премии в области качества.

  Я бы хотела подробнее рассмотреть реальную ситуацию на отечественном рынке, так как считаю это необходимым элементом, для того чтобы всесторонне рассмотреть вопрос действенности и надобности международных премий в современном обществе.(2)

Сегодня перед российскими  организациями стоит сложная  задача утвердиться на отечественном  рынке и выйти на международный. Государство не может стоять в  стороне от проблем. Результатом  последовательной информационной, пропагандисткой  и обучающей работы, проводимой Госстандартом  России, стал рост числа производственных предприятий и организаций сферы  услуг, руководители которых осознают необходимость внедрения в повседневную практику современных высокоэффективных  методов управления качеством.

Понимая необходимость в  эффективной и доступной форме  привлечь внимание к вопросам качества, в 1992 г. Госстандарт России выступил с инициативой учреждения Российской премии по качеству, основываясь на мировом опыте проведения национальных премий.  Итогом последовавшей затем организационной и методической работы стало учреждение в апреле 1996 г. премий Правительства Российской Федерации в области качества, которые присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством. (3)

Постановлением Правительства  РФ был образован Совет по присуждению  премий Правительства Российской Федерации, организационно-техническое обеспечение  деятельности которого возложено на Госстандарт России. Председатель Совета - заместитель Председателя Правительства  Российской Федерации, а его заместитель - председатель Госстандарта России.  
Обеспечение практической деятельности Совета, подготовку экспертов по оценке организаций - участников конкурса, методическое и организационное обеспечение конкурса осуществляет Технический секретариат Совета, сформированный на базе ВНИИС Госстандарта России.  
     Разработку, ежегодную актуализацию и издание методических материалов по проведению конкурса (Руководства для организаций-участников конкурса и Рекомендаций по самооценке деятельности организаций на соответствие критериям премии Правительства РФ в области качества) осуществляет ВНИИС.  
    Учитывая важность европейского рынка для отечественных предприятий и организаций, критерии российской премии гармонизированы с европейской, предоставляя заинтересованным организациям возможность ориентироваться на единые принципы организации работы по качеству со многими зарубежными компаниями, и тем самым повысить их конкурентоспособность на европейском рынке. Кроме того, подобная практика облегчает возможность подготовки организаций к участию в конкурсах на соискание.

Европейские премии в области качества.

Однако модель российской премии не является точной копией европейской, она создавалась с учетом реальных условий, в которых работают предприятия  нашей страны (3).

С учетом состояния российской экономики весомость группы критериев, оценивающих результаты, достигнутые  организацией в области качества, была уменьшена по сравнению с  европейской премией, а весомость  группы критериев, оценивающих деятельность организации по качеству, увеличена.  
   В местах пропаганду целей и задач конкурса ведут региональные органы Госстандарта России. Подготовив своих специалистов в качестве экспертов по оценке материалов участников конкурса на соискание премий Правительства РФ в области качества, региональные органы стали проводниками идеи деятельности организаций по критериям премии, а следовательно, и содействия распространению принципов всеобщего управления качеством.  К церемонии награждения победителей готовятся комплекты наград, которые изготовляют Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений (ВНИИОФИ) и Калужская типография стандартов.  

Проведение ежегодных  конкурсов на соискание премий Правительства  РФ в области качества - одно из основных направлений деятельности Госстандарта России по внедрению современных  подходов системного управления. (4) 
Уже  проходят конкурсы на соискание премий. Растет авторитет конкурса среди организаций. И хотя подготовка к участию требует значительной организационной и творческой работы, число конкурсантов увеличивается ежегодно.   За три прошедшие конкурса определены отечественные организации, являющиеся лидерами в работе по качеству. Теперь у российских предприятий есть не только зарубежные ориентиры по применению передовых методов управлению качеством, но и российские организации, применяющие на практике принципы всеобщего управления качеством, которые в соответствии с условиями конкурса готовы поделиться опытом своей работы со всеми заинтересованными предприятиями.  
   Оценить уровень своей деятельности, сравнить себя с лидерами, определить свои сильные и слабые стороны, спланировать мероприятия по улучшению деятельности и контролю эффективности их выполнения, привлечь к этой работе персонал - все это возможно, благодаря методу самооценки деятельности организаций на соответствие критериям премий Правительства РФ в области качества. Метод самооценки, получивший широкое распространение в зарубежных компаниях, получает распространяется и среди отечественных предприятий и организаций для постоянного самосовершенствования своей деятельности.

Информация о работе Мировые и Российские премии в области качества. Критерии оценки. Организация конкурсов качества